Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 471.43 Кб (Скачать)

Если критерием выступают формы  проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию. • Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен. • Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает гос-во, причем на уровне ниже, чем равновесной рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.

18) Социально-экономические  последствия инфляции.

Главными  последствиями инфляции выступают:

1) Снижение  реальных доходов. Реальный доход – это то кол-во товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег). Чем выше уровень цен (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее кол-во товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.

реальный  доход = номинальный доход / уровень  цен = номинальный доход / (1 + π),

где π - темп инфляции.

2) Снижение  покупательной способности денег. Покупательная способность денег – это то кол-во товаров и услуг, которое можно купить на 1 денежную единицу. Если уровень цен , то покупательная способность денег . Если Р – уровень цен, выраженная в деньгах, то покупательная способность денег будет равна 1/Р, т.е. это стоимость денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Чем выше уровень цен, тем меньше покупательная способность денег и люди хотят иметь меньшее количество денег, поскольку те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег».

Отмечаются  и такие последствия инфляции, как:

1) «Издержки стоптанных башмаков». Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера, заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.

2) «Издержки меню». Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат, б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен, в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.

3) Издержки на микроэк-ком уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эф-ти в рез-те ухудшения распределения ресурсов. Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку эк-кие решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды пр-в, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности пр-ва разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только 1 раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце.

4) издержки, связанные с искажениями в  налогообложении, порожденные инфляцией. Инфляция налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, т.о., снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности эк-го роста. Инфляция оказывает воздействие на 2 вида доходов на сбережения: - на доходы от продажи ценных бумаг, которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой продается ценная бумага, и более низкой ценой, по которой она была куплена. Этот номинальный доход является объектом налогообложения. - на номинальную ставку %, которая облагается налогом, даже несмотря на то, что часть номинальной ставки % просто компенсирует инфляцию.

5) Деньги  перестают выполнять свои функции,  что порождает путаницу и неудобство.

К существенным социальным последствиям инфляции относится перераспределение  национального дохода: • между сферами пр-ва и регионами в силу неравномерного роста цен; • между населением и гос-вом в пользу последнего в силу инфляционного налогообложения, а также излишней эмиссии денег, являющейся источником дополнительных доходов бюджета; • между слоями населения (если у беднейших слоев, чей потребительский набор включает жизненно необходимые товары неэластичного спроса, резко снижается жизненный уровень, то у богатых сокращаются преимущественно сбережения, а текущее потребление, в силу инфляционных ожиданий, даже возрастает, что способствует росту социального расслоения и напряженности в обществе); • между дебиторами и кредиторами (непредвиденная инфляция обеспечивает выгоды получателям ссуды, т.к. при фиксированной ставке % за кредит, не учитывающей инфляцию, они возвращают кредиторам фактически меньшую реальную сумму).

19) Антиинфляционная  политика государства. Особенности  её осуществления в России.

Основной  целью гос-ной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

В зависимости от цели выделяют 2 направления  политики:

Первое  направление - адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментом такой политики является индексация з/платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а снижение реальных доходов. Индексация может носить «запаздывающий» характер, т.е. компенсировать уже происшедшее уровня цен, устанавливается «порог индексации» - индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов. В некоторых странах индексация носит упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) - «система адаптации к новым условиям»: новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как рез-т договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции. Международная практика (чаще - в развивающихся странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддержание гос-вом (в т.ч. за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров; создание сети дешевых «социальных магазинов»; различные формы благотворительной помощи.

Второе  направление - политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. Основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теорий. Инфляция - проявление макроэк-го неравновесия AD > AS, следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его ), либо на совокупное предложение (в сторону его ). Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления - совок-го предл-я путем эффективного спроса. Для этого необходимо ть гос-ные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных гос-ных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены. Однако расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет гос-ных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы. Представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют эк-кому кризису очистить эк-ку от неэффективных структур. В рез-те выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в эк-ке сохраняются, поэтому и «обвал» эк-ки в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого эк-го роста. Поскольку они рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное к тому же избыточным гос-ным вмешательством в эк-ку, главным они считают восстановление денежного рынка. Первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса: проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и з/платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что ведет к расходов бюджета, а значит - и его дефицита. Значительные социальные издержки «санирующего» этапа (усугубление эк-го спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки («шоковой терапии»). «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной эк-ке, где: • развиты рыночные инфраструктуры; обеспечена взаимосвязь различных рынков; • высоко значение мультипликатора инвестиций; действует большое количество производителей, из которых м.б. осуществлен отбор сильнейших. Кроме того, при огромной дифференциации доходов дальнейшее падение уровня жизни может сократить спрос так, что любое пр-во станет невыгодным и «шоковая терапия» без «социальной анестезии» повлечет за собой дестабилизацию в стране. Все это, ая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны. Альтернативой «шоковой терапии» выступает так называемая «градуалистская», т.е. постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны: • небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы; • краткосрочное замораживание з/платы (что не успеет существенно подавить спрос); • краткосрочное налогов в целях доходов бюджета; • сокращение гос-ных расходов в виде дотаций неэффективным производителям. Предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли, способные стать «локомотивом» эк-ки; поддержка отечественных производителей, в т.ч. с помощью таможенного регулирования; непосредственное участие гос-ва в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса населения, включая меры адаптационной политики. Главная проблема здесь состоит в том, что активная структурная и инвестиционная политика требует увеличения гос-ных расходов, а значит, чревата инфляционными последствиями.

Особенности инфляции в России:

За десятилетия, прошедшие  с момента либерализации цен  в 1992 подавленная инфляция, по преимуществу инфляция спроса, приняла и имеет  открытую форму. Остаются благоприятными и внешнеэкономические факторы (высокие  цены на нефть на мировом рынке), что позволяет: • сохранять и увеличивать золотовалютные резервы Банка России; • обслуживать гос-ный долг без дополнительных заимствований; • расплачиваться и сокращать внешний долг; • формировать Стабилизационный фонд для проведения более активных структурных мероприятий и реформы социальной сферы. Инфляция в современной российской экономике приобрела черты, связанные с постепенным совершенствованием макроэкономических пропорций, необходимых для развития рынка. В 2003-2005 наблюдалось сохранение активного сальдо текущих операций, что свидетельствует о достаточной сбалансированности спроса и предложения внутри страны. Это, в свою очередь, сдерживало рост цен и создавало благоприятные адаптационные ожидания - важный фактор умеренной инфляции. Несомненной удачей считается роль Банка России в ограничении базовой инфляции (т.е. без учета уровня цен на услуги ЖКХ, цен на с/х продукцию и цен на энергоносители). Укрепление курса рубля к доллару США сдерживало рост цен на ввозимые товары и их внутренние аналоги. Создание и сохранение профицита бюджета как следствие выигрышной для России внешней рыночной конъюнктуры также влияют на современные инфляционные процессы.

Главными негативными  факторами специалисты считают: • рост цен на платные услуги населению при одновременном  увеличении их объемов; • рост цен  на отдельные необходимые виды повседневных продуктов; • высокий рост (по оценкам, на 21,7%) регулируемых цен; • высокие  темпы роста цен на автомобильный  бензин.

20) Социально-экономические  последствия безработицы и методы  её преодоления.

Суждения о социально-эк-ких  последствиях безработицы неоднозначны и зависят преимущественно от того, о каком уровне безработицы  идет речь.

Исследователи неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет  ряд позитивных последствий: формирует резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении пр-ва; сдерживает требования профсоюзов в части повышения з/платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливает трудовую мотивацию занятых. Главный негативный эк-кий эффект - недоиспользование эк-го потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"