Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка
Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.
Если критерием выступают
18) Социально-экономические последствия инфляции.
Главными последствиями инфляции выступают:
1) Снижение реальных доходов. Реальный доход – это то кол-во товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег). Чем выше уровень цен (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее кол-во товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.
реальный доход = номинальный доход / уровень цен = номинальный доход / (1 + π),
где π - темп инфляции.
2) Снижение
покупательной способности
Отмечаются и такие последствия инфляции, как:
1) «Издержки стоптанных башмаков». Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при ↑ уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера, заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.
2) «Издержки меню». Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат, б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен, в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.
3) Издержки на микроэк-ком уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эф-ти в рез-те ухудшения распределения ресурсов. Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку эк-кие решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды пр-в, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности пр-ва разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только 1 раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце.
4) издержки,
связанные с искажениями в
налогообложении, порожденные
5) Деньги
перестают выполнять свои
К существенным социальным последствиям инфляции относится перераспределение национального дохода: • между сферами пр-ва и регионами в силу неравномерного роста цен; • между населением и гос-вом в пользу последнего в силу инфляционного налогообложения, а также излишней эмиссии денег, являющейся источником дополнительных доходов бюджета; • между слоями населения (если у беднейших слоев, чей потребительский набор включает жизненно необходимые товары неэластичного спроса, резко снижается жизненный уровень, то у богатых сокращаются преимущественно сбережения, а текущее потребление, в силу инфляционных ожиданий, даже возрастает, что способствует росту социального расслоения и напряженности в обществе); • между дебиторами и кредиторами (непредвиденная инфляция обеспечивает выгоды получателям ссуды, т.к. при фиксированной ставке % за кредит, не учитывающей инфляцию, они возвращают кредиторам фактически меньшую реальную сумму).
19) Антиинфляционная
политика государства.
Основной целью гос-ной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.
В зависимости от цели выделяют 2 направления политики:
Первое направление - адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментом такой политики является индексация з/платы и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных трансфертов). Индексация может быть полной, т.е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняющей, а ↓ снижение реальных доходов. Индексация может носить «запаздывающий» характер, т.е. компенсировать уже происшедшее ↑ уровня цен, устанавливается «порог индексации» - индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов. В некоторых странах индексация носит упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) - «система адаптации к новым условиям»: новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как рез-т договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции. Международная практика (чаще - в развивающихся странах) применяет и иные меры приспособления к инфляции: поддержание гос-вом (в т.ч. за счет дотаций) пониженных цен на ограниченный набор жизненно важных товаров; создание сети дешевых «социальных магазинов»; различные формы благотворительной помощи.
Второе направление - политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. Основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теорий. Инфляция - проявление макроэк-го неравновесия AD > AS, следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его ↓), либо на совокупное предложение (в сторону его ↑). Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления - ↑ совок-го предл-я путем ↑ эффективного спроса. Для этого необходимо ↑ть гос-ные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных гос-ных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены. Однако ↑ расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита. По Кейнсу, этот дефицит должен покрываться не за счет дополнительной денежной эмиссии (что усугубило бы инфляцию), а за счет гос-ных займов, которые будут погашаться, когда инфляция приобретет умеренные темпы. Представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют эк-кому кризису очистить эк-ку от неэффективных структур. В рез-те выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в эк-ке сохраняются, поэтому и «обвал» эк-ки в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого эк-го роста. Поскольку они рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное к тому же избыточным гос-ным вмешательством в эк-ку, главным они считают восстановление денежного рынка. Первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса: проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и з/платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что ведет к ↓ расходов бюджета, а значит - и его дефицита. Значительные социальные издержки «санирующего» этапа (усугубление эк-го спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требуют жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки («шоковой терапии»). «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной эк-ке, где: • развиты рыночные инфраструктуры; обеспечена взаимосвязь различных рынков; • высоко значение мультипликатора инвестиций; действует большое количество производителей, из которых м.б. осуществлен отбор сильнейших. Кроме того, при огромной дифференциации доходов дальнейшее падение уровня жизни может сократить спрос так, что любое пр-во станет невыгодным и «шоковая терапия» без «социальной анестезии» повлечет за собой дестабилизацию в стране. Все это, ↑ая инвестиционные риски, может спровоцировать «бегство капиталов» из страны. Альтернативой «шоковой терапии» выступает так называемая «градуалистская», т.е. постепенная, антиинфляционная политика. Для нее характерны: • небольшое, но регулярно повторяющееся сжатие денежной массы; • краткосрочное замораживание з/платы (что не успеет существенно подавить спрос); • краткосрочное ↑ налогов в целях ↑ доходов бюджета; • сокращение гос-ных расходов в виде дотаций неэффективным производителям. Предпринимается комплекс мер активной структурной и инвестиционной политики: стимулирование инвестиций в отрасли, способные стать «локомотивом» эк-ки; поддержка отечественных производителей, в т.ч. с помощью таможенного регулирования; непосредственное участие гос-ва в инвестициях; стимулирование платежеспособного спроса населения, включая меры адаптационной политики. Главная проблема здесь состоит в том, что активная структурная и инвестиционная политика требует увеличения гос-ных расходов, а значит, чревата инфляционными последствиями.
Особенности инфляции в России:
За десятилетия, прошедшие с момента либерализации цен в 1992 подавленная инфляция, по преимуществу инфляция спроса, приняла и имеет открытую форму. Остаются благоприятными и внешнеэкономические факторы (высокие цены на нефть на мировом рынке), что позволяет: • сохранять и увеличивать золотовалютные резервы Банка России; • обслуживать гос-ный долг без дополнительных заимствований; • расплачиваться и сокращать внешний долг; • формировать Стабилизационный фонд для проведения более активных структурных мероприятий и реформы социальной сферы. Инфляция в современной российской экономике приобрела черты, связанные с постепенным совершенствованием макроэкономических пропорций, необходимых для развития рынка. В 2003-2005 наблюдалось сохранение активного сальдо текущих операций, что свидетельствует о достаточной сбалансированности спроса и предложения внутри страны. Это, в свою очередь, сдерживало рост цен и создавало благоприятные адаптационные ожидания - важный фактор умеренной инфляции. Несомненной удачей считается роль Банка России в ограничении базовой инфляции (т.е. без учета уровня цен на услуги ЖКХ, цен на с/х продукцию и цен на энергоносители). Укрепление курса рубля к доллару США сдерживало рост цен на ввозимые товары и их внутренние аналоги. Создание и сохранение профицита бюджета как следствие выигрышной для России внешней рыночной конъюнктуры также влияют на современные инфляционные процессы.
Главными негативными факторами специалисты считают: • рост цен на платные услуги населению при одновременном увеличении их объемов; • рост цен на отдельные необходимые виды повседневных продуктов; • высокий рост (по оценкам, на 21,7%) регулируемых цен; • высокие темпы роста цен на автомобильный бензин.
20) Социально-экономические
последствия безработицы и
Суждения о социально-эк-ких последствиях безработицы неоднозначны и зависят преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь.
Исследователи
неоклассического направления, отмечают,
что умеренная безработица