Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка
Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.
Для реализации принятой концепции эк-кой политики правительство разрабатывает долгосрочные, среднесрочные и текущие (краткосрочные) программы. Программа социально-эк-го развития на каждый предстоящий год представляется правительством на обсуждение и принимается Советом Федерации одновременно с принятием гос-го бюджета.
Свою эк-кую политику гос-во проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом гос-во перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возм-ть существенно влиять на уровень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэк-кую д-ть.
Эк-кая политика России последних лет не была однозначной. В ней можно выделить два периода: политику переходного периода, который продолжался все последнее десятилетие XX., и нынешнею политику периода эк-кой стабилизации и эк-го роста - конца XX-начXXI. Переходный период от административно-командной модели к рыночной был сложным этапом. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР эк-ких отношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной эк-ки. Сложность и противоречивость переходного периода были обусловлены: одновременно действовали законы, присущие как старой, так и зарождающейся системе; человеческое мышление с трудом воспринимало рыночные новации; в эк-ке практически отсутствовали специалисты-рыночники. Кроме того, важным обстоятельством являлось то, что переходный период совпал со временем, когда Россия находилась в состоянии глубокого не только эк-го, но социального и политического кризиса, и это необходимо было учитывать при построении эк-кой политики. Основными ее целями бьли: создание основ рыночной эк-ки; эк-кое выживание и поиск путей для стабилизации. Средствами достижения этих целей явились: создание правовой базы, регулирующей рыночные отношения; структурная перестройка и начало кардинальных эк-ких реформ. За это время осуществлены: разгосударствление и приватизация; переход к рыночному ценообразованию; были положены начала созданию условий для конкуренции, формированию правовой базы рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, структурной перестройке, одной из форм осуществления которой явилась конверсия. Характерной чертой переходного периода являются быстрые темпы развития сферы услуг, а также отраслей ТЭК и других базовых отраслей, продукция которых стала в больших количествах поставляться на экспорт.
Современный этап эк-го развития России существенно отличается от предыдущего. Он характеризуется определенной эк-кой стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Эк-ка России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в структуре ВВП стало преобладать пр-во товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.
28) Налоги и их функции. Эффект Лаффера.
Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый эк-кими субъектами в законодательном порядке. Различают 2 основных вида налогов:
1) прямые - налоги на доходы и имущество. Эта категория включает подоходный налог, который составляет наибольший удельный вес в доходах гос-го бюджета, а также налог на прибыль пр-тий и налоги на собственность;
2) косвенные - налоги на товары и услуги, например, налог с продаж. В большинстве развитых стран он заменен на НДС. Сюда относятся также акцизы, налог на наследство.
Налоговое бремя - это величина налоговых поступлений. Оно зависит от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база представляет собой величину, с которой взимается налог. Налоговая ставка - размер взимаемого налога.
Налоги выполняют следующие функции:
1) фискальную, сущность которой состоит в финансировании гос. расходов, необ-ых для выполнения гос-вом его функций в рыночной эк-ке;
2) социальную - поддержание соц-го равновесия посредством ↓ разрыва м/у доходами различных соц-ных групп населения. Для реализации используются прогрессивное налогообложение, освобождение от уплаты налогов наименее социально-защищенных эк-ких субъектов, необложение налогами нек-ых социально значимых товаров и услуг, а также повышенное налогообложение предметов роскоши;
3) регулирующую – гос-во осуществляет антициклическое регулирование, проводит отраслевые и региональные структурные перестройки.
3 основных принципа налогообложения:
1) пропорциональное налогообложение, при котором величина налогов пропорциональна размерам имущества и дохода;
2) регрессивное налогообложение, когда размер налогов растет медленнее по сравнению с увеличением имущества и доходов;
3) прогрессивное налогообложение, когда налоги возрастают быстрее, чем имущество и доход. Она наиболее распространена.
Если предположить, что ставка налога = 0, то общие налоговые поступления также = 0. Если данная ставка составляла бы 100%, то весь доход д.б. выплачен в качестве налога, поэтому исчезли бы стимулы к труду и доход стал = 0, а следовательно, прекратились бы налоговые поступления. Рост налоговой ставки вызывает как эффект дохода, так и эффект замещения. Поэтому доход может как расти, так и снижаться в зависимости от роста налоговой ставки.
Начиная с нулевого уровня, рост налоговой ставки ведет к ↑ налоговых поступлений. Это продолжается до некоторой точки, после которой последующее ↑ налоговой ставки ведет к ↓ доходов бюджета. Указанная зависимость представлена на рис. Данная кривая получила название кривой Лаффера.
где t - средний уровень налоговых ставок в %; G - среднегодовой (долгосрочный) показатель гос-ных доходов.
Налоговая ставка ta, обеспечивающая максимальное поступление налогов в бюджет в долгом периоде, является оптимальной. Если налоговая ставка будет выше ta, то поступления в бюджет будут < максимально возможных, поскольку усилятся антистимулы к труду и уплате налогов. Если налоговая ставка будет ниже ta, то бюджет опять-таки недополучит налоги, а, значит, гос-во не сможет в полной мере реализовать свои функции в условиях рыночной эк-ки.
Снижение налоговой ставки до оптимального уровня может послужить причиной временного снижения гос-ных доходов, но в длительной перспективе вызовет рост сбережений. Это улучшит условия инвестирования, что будет способствовать росту пр-ва и повышению занятости. ↑ доходов приведет к расширению налоговой базы т.е. к улучшению состояния доходной части бюджета.
29) Дискреционная фискальная
политика и политика
Дискреционная фискальная политика представляет собой маневрирование налогами и гос-ными расходами путем принятия специальных решений в целях воздействия на реальный объем нац-го пр-ва, уровень занятости и темп инфляции. Дискреционная фискальная политика предполагает целенаправленные действия прав-ва при изменении эк-кой ситуации с целью достижения стабилизационного эффекта.
Если происходит ↑ гос-ных расходов без повышения налогов, то эффект данного ↑ аналогичен эффекту от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на величину равновесного уровня нац-го пр-ва. Гос. расходы не зависят от объема нац-го пр-ва и не влияют на функцию потребления. ↑ гос. расходов сопровождается бюджетным дефицитом. Гос-во вынуждено идти на дефицитное финансирование, в целях преодоления спада или депрессии.
При ↓ налогов без сокращения гос. расходов будет иметь место мультипликативное воздействие на размер нац-го пр-ва, но в меньшей степени, чем при ↑ гос. расходов; возникает бюджетный дефицит, вызванный сокращением налогов.
Если сравнить оба случая с точки зрения эффективности воздействия на объем нац-го пр-ва, то первый случай предпочтительнее. В период спада ↑ гос. расходов оказывает более ощутимое антикризисное воздействие на эк-ку, чем снижение налогов. «Новый курс» Рузвельта в США предусматривал орг-цию общественных работ на основе роста гос-ных расходов в целях борьбы с массовой безработицей, оказался гораздо эффективнее попыток сбалансировать бюджет в условиях кризиса. В Германии такая попытка в период Великой депрессии резко ухудшила эк-кую ситуацию, что способствовало приходу к власти фашизма.
В период подъема проводится сдерживающая, или рестриктивная, политика, направленная на сдерживание эк-кой активности, а в период спада - стимулирующая, или экспансионистская политика, способствующая повышению уровня эк-кой активности, сопровождающаяся ростом бюджетного дефицита.