Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 471.43 Кб (Скачать)

Мультипликатор  инвестиций – численный коэф-т, показывающий зав-ть изм-я дохода от изм-я автономных инвестиций. Если произойдет прирост объема инвестиций (напр, гос-ные ассигнования на общественные работы в условиях спада эк-ки), то доход на величину, которая в М раз больше, чем прирост инвестиций, т.е. ∆Y = Mi × ∆I, где ∆Y – приращение дохода; ∆I – приращение инвестиций; М – мультипликатор (множитель).

Изменение размеров инвестиций ведет к изменению объемов пр-ва и росту доходов в неодинаковых пропорциях. Если инвестиции , то совокупный доход тоже . Этот результат получил название эффекта мультипликатора. Мультипликатор инвестиций - это соотношение отклонения от равновесного ЧНП и изменения в расходах на инвестиции, т.е.:

М = (Изменения в реальном ЧНП) / (Изменения  в инвестициях).

Мультипликатор может действовать  в двух направлениях: небольшое инвестиций дает существенный прирост ЧНП, и наоборот - небольшое инвестируемых средств ведет к значительному сокращению произведенного продукта. Мультипликатор всегда обратно пропорционален предельной склонности к сбережению:

М = 1 / (Предельная склонность к сбережению)           или            М = 1 / (1 - Предельная склонность к потреблению).

Чем меньше предельная склонность к  сбережению, тем больше значение мультипликатора. Если будет сберегаться 1/4 часть  доп-ного дохода, то мультипликатор будет равен 4, а если - 1/9 часть, то он будет равен 9. Такая зависимость ЧНП и доходов общества от уровня сбережений вызывает необходимость разработки определенных мер со стороны гос-ва для стабилизации эк-го развития.

Мультипликатор, отражающий только использование  сбережений на инвестиции, называется простым. Но полученный доход используется не только на потребление и сбережение, из него уплачиваются налоги, закупаются товары за границей. Мультипликатор с учетом всех изъятий - сбережений, налогов и импорта - называется сложным.

С действием мультипликатора непосредственно  связан принцип акселерации. Его сущность заключается в том, что возросший доход, полученный в рез-те мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие такие товары, расширяются, и это вызывает спроса на средства пр-ва. Акселератор представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции и выражается формулой:

 V = ΔIt / (Yt-1 – Yt-2),    где ∆I – инвестиции; ∆Y – доход; t – время.

Принцип акселерации состоит в том, что или потребительских расходов вызывает изм-я в накоплении капитала. потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей. потребительских расходов может сократить прибыль, что вызовет снижение объема инвестиций. Под акселерацией понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.

Т.о., изменения в спросе на инвестиционные товары рассматриваются как функция изменений в спросе на потребительские товары, а прирост новых инвестиций исчисляется как произведение прироста дохода на коэффициент акселерации.

17) Сущность, причины  и виды инфляции.

Инфляция – процесс обесценивания денег, который происходит в рез-те переполнения каналов обращения денежными средствами и роста цен; это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, т.е. повышение общего уровня цен, а не цены какого-то отдельного товара на рынке. Процессом, противоположным инфляции, является дефляция – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции, что означает снижение темпа инфляции.

Главным показателем инфляции выступает  темп (уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы  уровней цен текущего и предыдущего  года к уровню цен предыдущего года. К инфляции приводит не всякий рост цен. На рост цен могут оказать влияние изменения в динамике производительности труда, циклические и сезонные колебания, структурные сдвиги в эк-ке и попытки ее регулирования со стороны гос-ва, непродуманная налоговая политика, перепады рыночной конъюнктуры.

Причины инфляции:

1. Отсутствие  должного контроля за денежной  массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.

2. Рост  гос-го сектора и вмешательства гос-ва в эк-ку. Все это ведет к несбалансированности гос-ных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счет займов в ЦБ, т.е. неконтролируемый денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы денег в обращении.

Аналогичные последствия  может вызвать и непроизводительное потребление НД (напр, на военные цели или на осуществление «проектов века»). Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Появление  крупных институтов частной власти  в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов - с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита, который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необ-ть поддержания жизненного уровня своих членов. Их совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.

4. Эк-ка становится все более сервисно ориентированной. Производительность труда в сфере услуг растет медленнее, чем в пр-ве товаров, что не сказывается на оплате труда занятых в ней работников.

5. Действие  механизмов индексирования доходов,  которые существенно меняют принципы функционирования эк-ки. Более высокие цены теперь не удерживают потребителей от покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными.

6. Нерациональная  структура экономики. Если в стране значительную долю пр-ва занимает ВПК, это значит, что на рынок выходят значительные денежные суммы, полученные работниками данной сферы, а продукция ВПК на внутренний рынок не поступает. Возникает несоответствие между спросом и предложением.

7. Рост открытости национальных  эк-к и расширение мирохозяйственных связей опасность «импортируемой» инфляции, т.е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные ресурсы и колебаний курсов валют.

Т.о., инфляция - не только денежный и производственный феномен, но и сложное социально-эк-кое явление, порождаемое диспропорциями воспр-ва в различных сферах рыночного хоз-ва.

Виды инфляции:

В зависимости от критериев  выделяют разные виды инфляции. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию. • Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной эк-ки и даже считается стимулом для объема выпуска. • Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной эк-кой проблемой для развитых стран. • Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более %в в год, что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной эк-кой. • Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"