Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 471.43 Кб (Скачать)

12) Совокупный спрос  и факторы, влияющие на него.

Совокупный спрос (AD) - Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в эк-ке. При отсутствии ограничений со стороны пр-ва, и при отсутствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хоз-в (С), инвестиционные расходы пр-тий (I), гос-ные расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (NX).

AD = C + I + G + NX.

Совокупный спрос м.б. изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если по вертикали отметить уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD.

Кривая  совокупного спроса AD  (aggregate demand), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Отрицательный наклон кривой AD объясняется тем, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хоз-в, на инвестиционные расходы фирм, гос-ные расходы, на чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках. Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD): I. Изменения потребительских расходов (С): Благосостояние потребителей (доход); Ожидания потребителей; Задолженности потребителей; Налоги. II. Изменения ивистиционных расходов (I): Ставка %; Ожидаемые прибыли от инвестиций; Налоги на пр-тия; Изменения в технологии; Избыточные мощности. III. Изменение гос-ных расходов (G): Содержание гос-го аппарата; Оборона; Здравоохранение; Образование; Социальное страхование; % по гос-ному долгу. IV. Изменения расходов на чистый экспорт (NX): Национальный доход в других странах - торговых партнерах; Курс национальной валюты.

Нисходящий  характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих  эффектов:

1) эффект  богатства, состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность. (Цена => покупательная способность богатства => спрос .)

2) эффект  процентной ставки, означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведет к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса. (Цена => спрс на деньги => ставка % => инвестиционные расходы пр-тий => спрос .)

3) эффект  импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в эк-ке сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса. (Цена => импорт (экспорт => чистый экспорт => спрос .)

13) Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него.

Совокупное предложение - это уровень наличного реального объема пр-ва при каждом возможном уровне цен. Более высокие цены создают стимулы для пр-ва дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие цены вызывают сокращение пр-ва. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом нац-го продукта, который пр-тия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.

Совокупное предложение м.б. изображено с помощью кривой совокупного предложения. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), т.е. ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного предложения AS. Эта кривая состоит из трех сегментов, или отрезков, и сама кривая совокупного предложения может смещаться.

На кривой различают 3 отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:

1) горизонтальный  отрезок (кейнсианский) - уровень цен остается неизменным даже при увеличении объема нац-го пр-ва. Такая ситуация означает, что в эк-ке существует значительный уровень безработицы и недогрузки производственных мощностей.

2) промежуточный  отрезок (восходящий) - по мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и эк-ка начинает функционировать. На этом отрезке повышение цен ведет к росту масштабов пр-ва и совок-го предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов.

3) вертикальный  отрезок (классический) - уровень цен увеличивается, но при этом величина совок-го предложения остается неизменной. ВВП достиг уровня полной занятости. Эк-ка не способна обеспечить дополнительные ресурсы. Они исчерпаны, поэтому при повышении совокупного спроса происходит только повышение цен без масштабов совок-го предложения. Имеет место инфляция без эк-го роста.

Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совок-го предл-я. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совок-го предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки пр-ва.

К важнейшим неценовым фактором относятся:

1) изменение  цен на ресурсы. При цен на ресурсы – з/платы, ставки %, стоимости сырья и оборудования, арендной платы - издержки пр-ва. При этом прибыль фирм , пр-во становится невыгодным, снижаются стимулы к поддержанию масштабов пр-ва на прежнем уровне. В результате совок-е предл-е начинает сокращаться. В свою очередь, цены на ресурсы также зависят от многих факторов, в том числе от доступности внутренних ресурсов, от цен на импортные ресурсы, от степени господства на рынках ресурсов тех или иных поставщиков. Сокращение совок-го предл-я в рез-те цен на ресурсы на графике отражается в виде сдвига кривой AS влево.

2) изменение  производительности. Производительность труда - это важнейший фактор, влияющий на издержки пр-ва, а значит и на величину совок-го предл-я. производительности труда происходит в рез-те более высокой квалификации работников, лучшей орг-ции пр-ва, внедрения новой технологии, лучшего использования имеющихся средств пр-ва. При производительности труда издержки пр-ва, что ведет к прибыли пр-тий и стимулов к расширению масштабов пр-ва. В конечном итоге совок-е предл-е под воздействием производительности труда. На графике это изображается как сдвиг кривой вправо.

3) изменение правовых норм. Происходит тогда, когда меняются налоги, изменяются направления и масштабы гос-го регулирования эк-ки. Например, субсидии частному сектору снижают издержки пр-ва. Это ведет к прибыли и расширению масштабов пр-ва. В рез-те величина совокупного предложения растет и кривая сдвигается вправо.

14) Потребление и  сбережение. Факторы, влияющие на  них.

От развития пр-ва население получает доходы. После уплаты подоходного  налога и других обязательных платежей доход поступает в личное распоряжение граждан и м.б. использован или  на текущее потребление, или на сбережение. Под потреблением (С) понимается совокупность текущих денежных расходов на приобретение товаров и услуг. Сбережения (S) количественно равны разнице между полученными доходами и потреблением. Потребление и сбережение всегда взаимосвязаны: при фиксированном доходе с потребления сбережение, и наоборот. Поэтому факторы, влияющие на размеры потребления, одновременно оказывают определенное влияние и на сбережение. Y = C + S, где Y – доход.

Самый важный фактор - уровень дохода. Совокупный размер дохода в обществе вместе с общественного пр-ва. Но с дохода начинает действовать одна закономерность: доля дохода, идущая на потребление, , а доля сбережений . Это естественно, т.к. текущее потребление ограничивается физ-ми возм-тями человека. Для общества небезразлично, какая часть доходов тратится на потребление, а какая откладывается в сбережение. Это определяет условия развития пр-ва, формируя 2 показателя - платежеспособный спрос и массу свободных денег, которые могут превратиться в кредитные средства. В связи с этим рассчитываются такие показатели, как средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережению.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"