Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:57, шпаргалка
Макроэкономика – раздел ЭТ, предметом изучения которого является национальное хоз-во. Макроэкономика находится в прямой зависимости от микроэкономики; ее задача состоит в объяснении причин роста (падения) спроса или предложения вообще, подъема или спада национальной эк-ки, влияния инфляции на уровень общей занятости и объем пр-ва общественного продукта. Основы макроэкономики как науки были заложены англ. экономистом Кейнсом.
Национальное хоз-во представлено субъектами: домохозяйство; бизнес; гос-во; мировое хоз-во. Где Мировое хоз-во – совок-ть зарубежных производителей импортной продукции на нац-ный рынок и зарубежных потребителей нац-ной пр-ции.
Описание современной кривой Филлипса выглядит так: π = πe - β (U - Ue) + Е,
где π - уровень инфляции; πe - ожидаемый уровень инфляции; U - уровень безработицы; Ue - естественный уровень безработицы; β - коэффициент, показывающий степень реакции темпа инфляции на циклическую безработицу (U— Ue); Е - показатель роста уровня инфляции в результате шоковых изменений предложения.
Если абстрагироваться от наличия Е, то это описание позволит дать более полную характеристику естественного уровня безработицы:
U = Ue — α (π — πe).
Уровень безработицы будет
Современная краткосрочная кривая Филлипса используется для анализа соотношения потерь и результатов в борьбе с инфляцией: она показывает, как понизится рост реального ВНП и возрастет уровень безработицы.
23) Финансовые отношения и финансовая система, функции финансов.
Денежный оборот связан с образованием денежных ресурсов, их накоплением для хоз-ной д-ти. Это область финн-ых отношений, или финансов, которая охватывает процесс формированимя и использования ден-ых ресурсов, т.е. ден-ых фондов. Такие фонды образ-ся у каждого суб-та рын-ых отнош-ий, в т.ч. у гос-ва. Финансовые отношения – отношения, к-ые складываются по поводу движения финансовых ресурсов. Субъектами финансовых отношений являются пр-тия, домашние хоз-ва и гос-во. Финансовые ресурсы – деньги, ценные бумаги, иностранная валюта, банковские кредиты и т.д. Способом организации движения финансов является финансовый рынок. Совок-ть финансовых отношений образует финансовую систему. Главными элементами фин-ой с-мы явл-ся: госбюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты; внебюджетные фонды; финансы пр-тий; орг-ций. Гос-ный бюджет является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой годовой план гос-ных доходов и расходов. На долю местных финансов в федеративных гос-вах приходится до половины всех ресурсов общегос-ной финансовой системы.
Признаками финансов, отличающими их от других денежных отношений, являются: 1) отношения, предполагающие отсутствие эквивалентного обмена; 2) фондовый характер отношений (распределение ВНП осуществляется через денежные фонды).
Функции финансов: 1) Мобилизационная - обеспечивает поступление средств для гос-ных нужд. 2) Контрольная - реализуется в связи с использованием эк-кими субъектами гос-ных средств и уплатой ими налогов. Функция проявляется в контроле гос-ва за пр-вом, распределением и обменом производимого продукта. Гос-во контролирует, в частности, насколько своевременно финансовые средства поступают в распоряжение эк-ких субъектов, а также эффективность их использования. 3) Распределительная функция обеспечивает перераспределение НД в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной эк-кой ситуации.
24) Государственный бюджет, его дефицит и профицит.
В финансовую систему входят следующие основные звенья: гос. бюджет, местные финансы, финансы гос-ных пр-тий и специализированные правительственные фонды. Госбюджет представляет собой централизованный фонд д/с, необ-ых гос-ву для выполнения своих эк-ких, социальных и политических функций. Формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов гос-ва.
Доходная часть госбюджета формируется преимущественно за счет подоходного налога. Расходная часть предполагает финансирование социальных расходов, поддержание обороноспособности страны, обслуживание гос-го долга, предоставление дотаций пр-тиям гос-го сектора, а также финансирование развития инфраструктуры.
Т.о., в качестве финансового плана госбюджет состоит из 2 частей: статей доходов и статей расходов. Если сумма расходов = сумме доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если превышение расходов над доходами – то это означает наличие бюджетного дефицита. Для поддержания стабильности в эк-ке правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны. Обычно дефицит закладывается уже при составлении гос-го бюджета. Наличие его является одной из причин инфляции, т.к. он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Доход, образующийся у гос-ва в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, называется сеньоражем.
Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляционные процессы.
Доля основных статей в структуре расходов и доходов в гос-ном бюджете, %:
Расходы: 1) 40-50 - расходы на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия); 2) 10-20 - затраты на хоз-ные нужды (инвестиции в инфраструктуру, дотации гос-ным пр-тиям, субсидии с/х, расходы на осуществление гос-ных программ); 3) 10-20 - расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным гос-вам; 4) 5-10 - административно-управленческие расходы (содержание правительственных органов, полиции, юстиции); 5) 7-8 - платежи по гос-ному долгу.
Доходы: 1) 75-85 - налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины); 2) 5-8 - неналоговые поступления (доходы от гос-ной собст-ти, гос-ной торговли); 3) 10-12 - взносы в гос-ные фонды социального страхования, пенсионный.
Эк-кая сущность гос-го бюджета выражается, через его основные функции: 1. Перераспределение национального ВВП. Гос-ное регулирование эк-ки. 2. Стимулирование НТП. 3. Финансовое обеспечение социальной политики.
Основы теории и практики регулирования рыночной эк-ки с помощью гос-го бюджета были заложены английским экономистом Кейнсом. В соответствии с кейнсианским походом гос-во должно воздействовать на совокупный спрос в сторону его увеличения через рост гос-ных расходов.
25) Неравенство доходов и его причины. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
Под доходом понимается общая сумма денег, регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение хоз-щего субъекта по итогам его хоз-ной д-ти за определенный период времени. Доход определяет покупательную способность индивида или отдельной семьи.
Различные источники формирования доходов обуславливают различия в размере получаемых доходов, порождают проблему неравенства доходов.
Для обобщенного измерения степени неравенства доходов в мировой практике используются следующие методы:
1) Построение кривой Лоренца, отражающей разницу между «абсолютно справедливым» и фактическим распределением доходов. По оси абсцисс отражается доля семей в общей численности семей страны, по оси ординат - доля принадлежащего им НД.
Прямая ОА - абсолютное равенство доходов. Кривая ОА (кривая Лоренца) - фактическое распределение дохода. Чем больше разрыв между прямой ОА и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства. Чем ближе кривая Лоренца приближается к диагонали, тем более равномерно распределены доходы.
Если бы доходы были распределены абсолютно равномерно, то каждая из пяти групп получала бы по 20% НД, что на рис. изображено биссектрисой ОЕ которая построена следующим образом: 20% семей получают 20% дохода; 40% семей - 40% дохода и т.д. Если доходы распределены в обществе абсолютно неравномерно, то первой группе семей принадлежит 0% дохода, второй - 0% и т.д., и только последнему 1% семей из последней группы принадлежат все 100% дохода, т.е. графически кривая Лоренца в этом случае совпадает с осями координат 0К и КЕ, образуя прямой угол в точке К. Очевидно, что любое фактическое распределение доходов находится между двумя крайними состояниями равенства (графически это диагональ 0Е) и неравенства (графически это ломаная ОКЕ).
2) Деление всего населения той или иной страны на равные по количеству лиц группы —децили, т.е. десятые части, и выявления того, какая часть совок-го дохода приходится на каждую группу, иначе говоря, определения децильного коэффициента. Наиболее часто используется отношение 10% самых богатых слоев населения к 10% самых бедных.
3) Коэффициент Джини (G) - индекс концентрации доходов населения. Характеризует степень отклонения линии факт-го распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы / з/п. Для его расчета все население распределяется на 5 20ти%ных групп и показывается, какой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения приходится на каждую группу. Коэффициент Джини, = отношению площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника под этой же кривой, или