Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:13, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рас¬сматривался в качестве явления, присущего лишь капиталистическим странам, а безработица — как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Введение ...............................................................................................................3
1. Понятие рынка труда и его особенности.......................................................6
2. Труд как фактор производства и заработная плата как цена труда............15
3. Сущность заработной платы, основные её формы и системы ...................19
4. Проблемы на рынке труда Республики Казахстан, в условиях экономического кризиса и пути их решения....................................................25
Заключение..........................................................................................................32
Глоссарий……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы.................................................................36
Приложение…………………………………………………………………….37
На многих предприятиях помимо деловых умений рабочего в тарифных ставках учитываются его личные качества на основе так называемой оценки «по заслугам». При этом выделяется ряд показателей:
- фактический уровень выработки,
- надлежащее качество труда,
- экономия материалов,
- бережный уход за оборудованием,
- максимальное использование рабочего времени. Сюда входит также «общая надежность», «стремление к сотрудничеству», «общее поведение», что характеризует преданность человека компании.
Как мы видим, сейчас на предприятиях многое
делается по усилению заинтересованности
людей в улучшении общих результатов коммерческой
деятельности фирм. Между тем мотивы трудовой
деятельности этим не ограничиваются.
Они в значительной степени связаны с
тем, какой конкретный вид принимает заработная
плата в условиях инфляции
4. ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Сегодня в условиях мирового финансового кризиса, который отразился и на экономике Республики Казахстан одной из главных проблем на рынке труда явилось падение спроса на рабочую силу, в том числе, заявляемой в службы занятости, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном аспектах. В предыдущем году в службы занятости ежемесячно подавались заявки на 9-10 тыс. свободных рабочих мест и вакансий. Если в целом по республике на одно свободное место претендовало 61 обратившихся, то в Кызылординской области - 652, Западно-Казахстанской - 248, в Семипалатинской - 77, Акмолинской - 42.
Основными причинами создавшейся такой ситуации послужили:
- имеющие место трудности в развитии экономики;
- во многих регионах республики, неудовлетворительные темпы структурной перестройки и технического переоснащения производства;
- проведение новой государственной политики по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям, незначительные масштабы государственных и частных инвестиций и другие.8
Поэтому основной целью политики занятости в Казахстане в настоящий момент является достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, сокращение безработицы и её поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
1. Обновление системы правового регулирования занятости населения и трудовых отношений на селе путем изменения и дополнения трудового и социального законодательства;
2. Совершенствования отраслевой структуры экономики на основе создания новых, реформирования неперспективных производств;
3. Проведения финансовой и налоговой политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест;
4. Поддержки и активного стимулирования развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места в т.ч. и за счет привлечения иностранного капитала; опережения профессионального образования по отношению к складывающейся ситуации на рынке труда с учетом структурных изменений в экономике;
5. Формирования системы социального партнерства главных участников рынка труда (государства, работодателей и работников) в обеспечении гарантии занятости, решении вопросов оплаты, условий и режимов труда, повышения роли местных исполнительных органов власти в решении региональных проблем занятости населения; осуществления селективных мер, направленных на устранение наиболее острых диспропорций спроса и предложения на рынке, а труда, путем разработки и реализации программных мероприятий по содействию занятости населения, региональных программ занятости, совершенствования механизма социальной защиты безработных.
Реализация этих задач позволит, с одной стороны, смягчить социальную напряженность в сфере занятости, а с другой - создать предпосылки для её рационализации в руслах общих среднесрочных и долгосрочных перспектив по оздоровлению и развитию экономики страны.
Активная политика занятости населения должна иметь соответствующую законодательную, нормативно-правовую и материально-финансовую базу, что требует времени для её создания. Однако острота проблем, связанных с безработицей и нарастающей дестабилизацией на рынке труда, ставит переориентацию государственного регулирования в довольно жесткие сроки.
Поэтапное решение основных задач политики занятости включает в себя
- реализацию системных мер, направленных на создание унифицированных стандартов, достоверно отражающих движение рабочей силы, его качество и специфику включения в ту или иную сферу занятости.
- Должно быть обеспечено также максимальное приближение статистики рынка труда к мировым стандартам. Перевод на международные стандарты не может быть осуществлен одномоментно, поскольку требуется определенное время для организации в стране соответствующего статистического наблюдения, налаживания системы ежемесячного и ежеквартального обследования с оперативной обработкой их результатов.
На первом этапе целесообразно незамедлительно перейти на категории и понятия, принятые МОТ, определение и исчисление которых возможно на основе действующей статистики, с внесением соответствующих изменений в законодательство и методологию.
Политика занятости населения предполагает активную позицию предприятий всех форм собственности по сохранению и увеличению занятости путем координации их действий с государством в направлении блокирования безработицы за счет повышения конкурентоспособности предприятий, использования гибких режимов труда.
В среднесрочной перспективе основными рычагами реализации политики занятости населения должны стать:
- нейтрализация факторов, способствующих росту безработицы в результате реформирования сельскохозяйственных предприятий, в том числе всемерное развитие профориентационных услуг, профобучения и переподготовки высвобождаемых работников;
- дальнейшее
совершенствование параметров единой
тарифной
сетки;
В целях обеспечения оперативных мер по предотвращению массового высвобождения работников и принятию стабилизационных мер в Республики Казахстан создана рабочая группа, рабочим органом которой определено Министерство труда и социальной защиты населения. К настоящему времени с крупными компаниями подписано 1 002 меморандума о гарантиях социально-трудовых прав, сохранении рабочих мест и предотвращении массового высвобождения работников, направленных на максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством.
В августе 2008 года был проведен Международный трудовой форум в г. Рудном, по итогам которого подписан Национальный пакт по формированию конкурентоспособных отечественных кадров. В нем определены задачи как государственных органов, так и бизнес-среды в лице Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» по созданию на основе государственно-частного партнерства Национальной квалификационной системы.
В 2008 г. создано 238,2 тысячи рабочих мест и более десяти тысяч социальных рабочих мест, трудоустроены 216,6 тысячи человек, или 87,3 % лиц, обратившихся за содействием в данном вопросе. Завершили обучение и переподготовку 26,4 тысячи безработных, 100,7 тысячи человек приняли участие в общественных работах.
Для сокращения молодежной безработицы в большинстве регионов использовалась молодежная практика. Более 40 % выпускников, принявших участие в данной акции, трудоустроены. Проведено около 1000 ярмарок-вакансий, по итогам которых работу получили почти 29 тысяч человек.
Одной из главных задач в период кризиса отметил Президент Н.А.Назарбаев - реализация стратегии занятости казахстанцев «Достаточность рабочих мест должна стать основным показателем, по которому будет определяться способность членов Правительства и каждого акима обеспечить устойчивость развития экономики Казахстана. Для обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров я поручаю Правительству выделить не менее 140 миллиардов тенге. Из местных бюджетов также должны быть выделены ресурсы на финансирование стратегии занятости. Для тех, кто потеряет работу, будем создавать новые рабочие места. Мы сможем обеспечить работой как минимум 350 тысяч казахстанцев, это не считая нынешних общественных работ. Возможности для развития рынка труда у нас есть, их не надо придумывать. Именно на это мы направляем дополнительно выделенные средства.
Во-первых, это реконструкция и модернизация коммунальных сетей. Это объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации. Наша задача сегодня — расширить рамки существующих программ. Наша стратегия занятости в условиях мирового кризиса направлена на полномасштабную работу по переподготовке переобучение кадров.»
В Жамбылской обл. в целях поддержи макроэкономической стабильности региона, также разработана стратегия по обеспечению занятости, социальной защите работников и поддержки социально уязвимых слоев населения. Одна из особенностей стратегии - организация временных социальных рабочих мест, которые на договорной основе с местным исполнительным органом будут создавать работодатели. Это делается для сохранения кадрового потенциала предприятий до лучших времен. Частичная компенсация затрат работодателя на оплату их труда предполагается за счет госбюджета.
Руководство Жамбылской области обратилось в Правительство с просьбой увеличить долю дотации из госбюджета заработной платы трудящихся на социальных рабочих местах до 80 процентов. Законодательно право на получение такой заработной платы пока имеют только те граждане, которые официально становятся безработными, а не сидят в отпусках без содержания, оставаясь в штате предприятий и организаций. Возможно, что эта норма в законе скоро будет пересмотрена с тем, чтобы пособие выплачивалось без увольнения, так как трудоустроиться на постоянную работу нынче непросто. Пока же для получения социальных рабочих мест или направления на общественные работы потребуется сначала уволиться с предприятия, затем зарегистрироваться в органах соцзащиты населения. На учет в отдел занятости и социальных программ безработные ставятся в течение десяти дней со дня подачи заявления.
На сегодняшний день общая численность безработных в Таразе составляет порядка 1310 человек. По-прежнему за счет средств местного бюджета для них будут организовываться общественные работы. Предполагается создать три тысячи рабочих мест с заработной платой 20 тысяч тенге в месяц. В общественные работы входят санитарная очистка города, ирригационные работы, строительство дорог и домов. Всего на решение проблем с безработицей в Таразе из областного и городского бюджетов выделены 697 млн. тенге.9
По прогнозам аналитиков, кризис в Казахстане
может продлиться до 2011 года. Как не раз
говорилось, возможности кризиса тоже
можно использовать себе во благо. Сегодня
у предпринимателей появилась реальная
возможность не останавливать свои производства,
как это было во время развала Союза, а
продолжать работать, создавая социальные
рабочие места при финансовой поддержке
государства и сохранять профессиональные
кадры на производстве.[14]