Роль и функции оптовой торговли. Прогнозирование оптового товарооборота на оптовом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы обеспечить оптовое предприятие (объединение) необходимыми ему материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуется материально-техническое снабжение предприятия.
Его задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изыскании возможностей покрытия этой потребности, организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии.

Оглавление

Введение - 2 -
1. Сущность оптовой торговли. - 3 -
Роль и функции оптовой торговли. - 5 -
Анализ реализации товаров и услуг оптовыми
предприятиями. - 7 -
Анализ выполнения плана и динамики оптового
товарооборота. - 10 -
Прогнозирование влияния факторов на выполнение
плана и динамику товарооборота. - 12 -
Оперативный анализ поставки товаров и оптового
товарооборота. - 14 -
Таблица №1 «Анализ выполнения плана
Товарооборота по видам продаж». - 15 -
Таблица №2 «Прогнозирование оптового товарооборота». - 17 -
Таблица №3 «Анализ выполнения плана
поступления по источникам». - 18 -
10. Таблица №4 «Динамика качественных
показателей торговой деятельности» - 20 -

Заключение - 22 -
Используемая литература - 24 -

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

        Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам).

     Поставка  товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.

     К  внерыночному фонду относится поставка товаров предприятий лёгкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.

Поставка товаров  промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определённой продукции (напр., отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).

        Анализ выполнения плана и  динамики проводится по каждому  направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, в складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, явл. удельный вес рыночного фонда в общем объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.

        Анализ оптового товарооборота  должен проводится по отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют показатель «оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки товаров», который корректируется на недопоставку товаров отдельным покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности, выявляют пути, возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере отгрузки товаров и минимизации их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа). Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота в разрезе покупателей оформляются специальными таблицами.

        Равномерность отгрузки и реализации  товаров в оптовой торговле  имеет не меньшее значение, чем  в розничной. Своевременная и  равномерная поставка товаров магазинам и предприятиям общественного питания обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей (потребителей). В случаях, когда неритмичная поставка товаров произошла по вине поставщиков (промышленных предприятий и др.), следует предусмотреть создание на складах оптового предприятия резервных товарных запасов и принять соответствующие меры воздействия к поставщикам, нарушающих договоры поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальным покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.  

5. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ

НА  ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА И ДИНАМИКУ

ОПТОВОГО  ТОВАРООБОРОТА. 

        Выполнения плана и динамики  оптового товарооборота, как и  розничного, зависят от трёх групп  факторов:

  1. от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
  2. от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности 

    труда;

  1. от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.

        Анализ товарных ресурсов обычно  начинают с составления товарного  баланса и изучения его показателей  (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В проходную часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации явл. поступление платежей за поставленные покупателям товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных.

        Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу  поступления товаров. При этом необходимо не только дать объективную оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе.

        Важным вопросом анализа явл. изучение качества поступивших товаров. Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке качества поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, как осуществляется проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в ассортиментном разрезе). В частности,  устанавливают, сколько товаров проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам, сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.

        Анализ текущих товарных запасов  на оптовом предприятии проводится  примерно так же, как и в  розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары отгруженные, то при расчёте их в днях оборота относят сумму товарных запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах. По товарам, находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на конец года или квартала к объёму складской реализации товаров за изучаемый период).

        Методика анализа товарооборачиваемости  на оптовых предприятиях примерно  такая же  как и в розничной торговле. В частности, определяют, на сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов.

        Оптовые предприятия создают  сезонные запасы товаров. Проводя  их анализ, прежде всего изучают  выполнения планов по накоплению  сезонных товаров, своевременность  и полноту их кредитования (сезонные товарные запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот.

        Анализ обеспеченности и использования  трудовых ресурсов и материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров. Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле.

        Завершается анализ обобщением  выявленных возможностей и резервов (особенно прогнозных) роста оптового  товарооборота, оптимизации товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества обслуживания покупателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ

И ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА. 

        Одно из основных условий успешного  выполнения плана и высоких  темпов роста оптового товарооборота  – правильная организация оперативного  анализа его развития. На оптовых  предприятиях ведётся оперативный  контроль как за отгрузкой,  так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных товарно-транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объёмы отгрузки товаров за день (пятидневку, неделю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца отдельным получателям (в ассортиментном разрезе и по общему объёму поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. На каждом складе, кроме того, осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развёрнутом ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями. 

        На основании данных выписок  из счетов в банке и приложенных  к ним документов оптовое предприятие  оперативно контролирует ход  поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платёжеспособности оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности. 

        Применение ЭВМ позволяет автоматизировать  оперативный анализ отгрузки  товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчётных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица №1.

«Анализ выполнения плана

nоварооборота по видам продаж».

 
виды  продаж факт прошлого года  (тыс.р.) текущий год   в % к прошлому уд. вес.  
план(тыс.р.) факт(тыс.р.) % вып. прошл.год тек.год
Розничная сеть 80 80 63.6 79.50 75.90 20 10,71
Оптовая сеть 320 470 530 112.77 165.63 80 89.29
в т.ч. экспорт 70 100 212 212 302.86 17.50 35.71
ИТОГО 400 550 593.60 107.93 148.40 100 100
 

Решение: 

% вып. = факт/план * 100%

Текущий год:

   % вып.  Розничная сеть = 63,6/80*100 = 79,50%

                 Оптовая сеть = 530/470*100 = 112,77%

                 экспорт = 212/100*100 = 212%

                 ИТОГО = 593,60/550*100 = 107,93% 

В % к прошл. = факт тек.г./факт прошл.г.*100%  

В % к прошлому:  Розничная сеть = 63,60/80*100 = 79,50%

                                Оптовая сеть = 530/320*100 = 165,63%

                                экспорт = 212/70*100 = 302,86%

Информация о работе Роль и функции оптовой торговли. Прогнозирование оптового товарооборота на оптовом предприятии