Роль и функции оптовой торговли. Прогнозирование оптового товарооборота на оптовом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы обеспечить оптовое предприятие (объединение) необходимыми ему материалами в соответствии с выявленной потребностью, организуется материально-техническое снабжение предприятия.
Его задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изыскании возможностей покрытия этой потребности, организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии.

Оглавление

Введение - 2 -
1. Сущность оптовой торговли. - 3 -
Роль и функции оптовой торговли. - 5 -
Анализ реализации товаров и услуг оптовыми
предприятиями. - 7 -
Анализ выполнения плана и динамики оптового
товарооборота. - 10 -
Прогнозирование влияния факторов на выполнение
плана и динамику товарооборота. - 12 -
Оперативный анализ поставки товаров и оптового
товарооборота. - 14 -
Таблица №1 «Анализ выполнения плана
Товарооборота по видам продаж». - 15 -
Таблица №2 «Прогнозирование оптового товарооборота». - 17 -
Таблица №3 «Анализ выполнения плана
поступления по источникам». - 18 -
10. Таблица №4 «Динамика качественных
показателей торговой деятельности» - 20 -

Заключение - 22 -
Используемая литература - 24 -

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

        Макроэкономические функции оптовой  торговли трансформируются на  микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:

~ функция экономической  интеграции территорий и преодоление  пространственного разрыва;

~ функция преобразования  производственного ассортимента  в торговый ассортимент товаров;

~ функция формирования  запасов для страхования от  изменений спроса на товары;

~  функция  сглаживания цен;

~  функция  хранения;

~ функция доработки,  доведения товаров до требуемого  качества, фасовки и упаковки;

~  функция  кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

~ функция   маркетинговых исследований рынка  и рекламы.

        Развитие рыночных отношений  способствует возникновению новых  элементов в деятельности оптовых  предприятий, напр., предоставление  разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. 

        Функции оптовой торговли можно  подразделить также на два  вида:

  1. традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);
  2. новые, возникающие под влиянием развития рынка.
 

        Организация оптовой купли-продажи  явл. одной из важнейших функций  оптовой торговли с тех пор,  как в процессе общественного  разделения труда она обособилась  в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товар покупателям, они действуют от лица производителей.

        Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодоря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции проявляется при достаке товаров со складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона. 
 
 
 
 
 
 

3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И

  УСЛУГ ОПТОВЫМИ  ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 

        Целью анализа товарооборота  является оценка положения оптового предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики явл. максимизация прибыли. Однако предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий на определённом этапе ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу, сократить или завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост показателей и т.п. Каждая из этих промежуточных целей всегда выступает средством для достижения основной (главной) цели. Такой подход явл. типичным во многих сферах торговли, в том числе и в оптовом звене.

        В процессе анализа оптового  товарооборота предприятия решают  целый ряд задач и оценивают  их с позиции достижения поставленных  целей. Множество таких задач  целесообразно разделить на две группы:

задачи, связанные  с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и услуг.

        В условиях рыночных отношений,  во-первых, необходимо исследовать процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.

        Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок (использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контроль за поступлением товаров.

        Из приведённых положений видно,  что главным для предприятия  явл. определение потребностей  оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг.

        В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели:

  • динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;
  • долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;
  • долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;
  • заявки покупателей и структуру оптового товарооборота;
  • отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

        Для более обоснованного исследования  дел в оптовой торговле предприятию  следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности.

        На данном этапе важно разобрать  какие структуры выступают в  качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п.

        Для оптовых предприятий необходимо  иметь большое количество надёжных  источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности.

        Информация для анализа рынка  закупок может получена от  внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.

        Для оптового предприятия очень  важно глубоко изучать вопросы  поставок товаров. Нужно не  только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах.

        В каждом отчётном периоде  оптовые предприятия должны изучать  в динамике и в сравнении  с другими предприятиями в  той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать  качество поставок товаров.

        Так, важно исчислять и анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Он исчисляется как отношение фактически поставленного количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в контракте. Этот же показатель может исчисляться и в стоимостном выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.

        При анализе необходимо установить  и абсолютное отклонение фактического  количества поставленных товаров от объёма их поставок по контракту. В случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения на стоимостную величину поставок.

        Оптовые предприятия изучают  и ритмичность поставок:

           

              V = b * 100 : П, где

V – коэффициент вариации;

b – среднее квадратическое отклонение фактического объёма

      поставок от среднго уровня поставок, исчисленное по формуле: 

             bn =  Σ (Пi - П)2 / n, где

Пi – поставка за первый период;

П – средний уровень поставки, рассчитанный как П = Σ П / n;

n – число поставок. 

        При оценке исчисленного показателя  нужно иметь в виду, что чем ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров.

        Оптовое предприятие при анализе  поставок и оценке их влияния  на товарооборот должно учитывать  целый ряд факторов, связанных с ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:

  1. в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и услуг;
  2. какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах;
  3. каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации;
  4. каков уровень рентабельности.

        Такая политика в области цен  может быть признана успешной  в том случае, если она позволит  восстановить или улучшить позицию  предприятия на конкурентных  рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.

        В процессе анализа товарооборота  и закупок товаров и услуг  нужно разобраться в маркетинговой  стратегии предприятия и установить  имело ли место проникновение  товаров на новый рынок; как происходило развитие рынка товаров, которыми торгует оптовая база; какие сегменты рынка товаров сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в области ценообразования.

        На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий:

  1. установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов;
  2. установление цен на уровне конкурентов;
  3. установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.

        В процессе анализа предприятие должно привести доказательства обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота и прибыли.

        Заключительным этапом анализа  товарооборота оптового предприятия явл.:

3 расчёт влияния на изменение складского товарооборота изменений поставок товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки показателей товарооборота: З1 + П = Р + З2);

3 изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);

3разработка мер по использованию резервов увеличение товарооборота и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде. 
 
 
 
 

4. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА И ДИНАМИКИ

ОПТОВОГО  ТОВАРООБОРОТА. 

        Торговая деятельность оптовых  предприятий характеризуется прежде  всего степенью выполнения планов и динамики оптового товарооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.

        По составу оптовый товарооборот  подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчётах.

Состав оптового товарооборота характеризуется  абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем объёме товарооборота). Соотношение складского и транзитного оборота зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчётов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли и прежде всего от наличия складских помещений, а главное от величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной явл. транзитная реализация товаров и особенно транзитная без участия оптового предприятия в расчётах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).

Информация о работе Роль и функции оптовой торговли. Прогнозирование оптового товарооборота на оптовом предприятии