Региональная экономическая политика и механизм её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы конкретизировать и обобщить представление об основном содержании региональной экономической политики, ее задачах и инструментах реализации на примере Ростовской области.
В процессе реализации данной цели в исследовании решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность региональной экономической политики;
- определить механизм реализации региональной экономической политики;
- провести характеристику социально-экономического развития Ростовской области;
- выявить инструменты реализации политики экономического развития Ростовской области;
- обосновать направления совершенствования экономической политики Ростовской области.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики 5
1.1. Содержание региональной экономической политики 5
1.2. Современные аспекты экономического развития регионов России 12
2. Формирование региональной экономической политики в Ростовской области 17
2.1. Инструменты реализации политики экономического развития Ростовской области 17
2.2. Пути и средства реализации государственной политики экономического развития Ростовской области 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Региональная экономическая политика и механизм её реализации.docx

— 59.64 Кб (Скачать)

 

Значительная часть объемов подрядных работ приходится на жилищное строительство. В 2013 году введено в эксплуатацию 1 753,4 тыс. кв. метров жилья, или 106,7 % к 2012 году.

Индивидуальными застройщиками построено 1 196,1тыс. кв. метров жилья, или 68,2 % от общего объема введенного жилья.

С начала 2013 года на потребительском рынке области уровень накопленной инфляции составил 106 % (в 2012 году – 106,1 %).

В 2013 году основной инфляционной составляющей являлся рост цен на продовольственные товары – на 7,2 % с начала 2013 года6.

Оборот розничной торговли за 2013 год составил 612,7 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2012 годом на 3,9 %, что соответствует среднероссийскому уровню и сложилось в основном благодаря увеличению объемов оборота в секторе организованной торговли на 5,8 %.

Оборот общественного питания за 2013 год сложился в сумме 26,2 млрд. рублей (прирост на 3,7 % к 2012 году). В структуре формирования основную часть занимают субъекты малого предпринимательства, обеспечившие 82,9 % оборота.

Объем платных услуг, оказанных населению Ростовской области за 2013 год, составил 128,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 3 % больше, чем в 2012 году (в России – на 2,2 %).

Среднедушевые денежные доходы населения области за 2013 год составили 19 495,8 рубля, прирост к 2012 году – 14,7 %.

За 2013 год реальные располагаемые денежные доходы выросли на 8 % (в России – на 3,6 %) по сравнению с 2012 годом.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу предприятий в 2013 году сложилась в размере 20 875,1 рублей, что на 11,4 % выше 2012 года7.

Имея высокий научно-технический потенциал, Ростовская область характеризуется недостаточным уровнем реализации промышленных инноваций, проявляющемся как в незначительном количестве инновационно активных предприятий, так и в низкой доле инновационной продукции в общем объеме продукции8.

Таким образом, указанные тенденции и проблемы экономики РО вызывают необходимость проведения региональной экономической политики направленной на обеспечение дальнейшего экономического роста, однако не на базе ресурсоемких и энергозатратных технологий, а за счет вовлечения предпринимательского сектора в процессы модернизации и внедрения энергоэффективных, экологически чистых технологий, что обеспечит устойчивое развитие региона.

Для Ростовской области 2013 год явился стартовым для запуска целого ряда крупных проектов по многим ключевым направлениям экономики: транспортной инфраструктуре, АПК, промышленному производству. В «губернаторскую сотню» инвестиционных проектов включено в около 60 объектов общей стоимостью 557 млрд. рублей. Развивая экономику региона, правительство Ростовской области особое внимание при этом уделяет социальной сфере. На Дону строятся объекты социальной инфраструктуры, реализуются программы развития и модернизации здравоохранения и образования, реализуется проект «народной ипотеки».

Правительство региона работает над реализацией «Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года»9. Она основана прежде всего на росте экономики, что, в свою очередь, опирается на промпроизводство, АПК, строительный комплекс, транспортную инфраструктуру. Сейчас можно выделить несколько проектов, которые соответствуют реалиям перспективного развития Донского края. Речь идет прежде всего о вводе в строй станкостроительного кластера в Азове на базе предприятия «МТЕ Косовит МАС». Он является на сегодня единственным в России современным станкостроительным производством.

В Ростовской области реализуются следующие программы, направленные на экономическое развитие региона:

- Программа социально-экономического  развития Ростовской области  на 2013-2016 годы;

- Стратегия социально-экономического  развития Ростовской области  до 2020 года;

- Государственная программа Ростовской  области «Региональная политика»;

- Энергоэффективность и развитие  энергетики;

- Развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия;

- Развитие транспортной системы;

- Экономическое развитие и инновационная  экономика и др.

Кроме того, в 2013 году реализовано 7 проектов из губернаторской сотни с общим объемом инвестиций в 23 млрд. рублей, в том числе 5 промышленных: «Гардиан», «Ирдон», пуск в эксплуатацию дуговой электросталеплавильной печи на «Тагмете», создание высокотехнологичного производства по изготовлению информационно-телекоммуникационных комплексов спутниковой навигации ГЛОНАСС на «Кванте». Это способствовало тому, что в регионе появились 1200 новых рабочих мест. Более того, еще 38 проектов из губернаторской сотни предусматривают создание новых производств или модернизацию действующих. Всего же в список 100 проектов губернатора входит 59 крупных инвестпроектов, которые оцениваются в 557 млрд. рублей. Их реализация позволит создать на Дону около 34 тыс. рабочих мест.

Главная задача региональной экономической политики - создать такой инвестиционный климат в регионе, который бы давал инвестору уверенность в том, что в Ростовской области есть все необходимое для работы. Прежде всего эффективные механизмы перевода сельхозземель в промышленные, а это техническое присоединение бизнеса к объектам газоснабжения и энергетики, развитие дорожной инфраструктуры. Сейчас в Ростовской области реализуется пилотный проект совместно с Агентством стратегических инициатив, который позволит существенно сократить сроки подключения нового бизнеса к коммуникациям на этапе так называемой последней мили.

Таким образом, реализация экономической политики Ростовской области предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, методов бюджетной поддержки, механизмов организационной и информационной поддержки10.

Для достижения целей экономической политики Ростовской области используются денежно-кредитные механизмы, в том числе с участием крупных российских и зарубежных банков, целевые программы (государственные программы Ростовской области), система государственного и социального заказа, возможности налогового и инвестиционного законодательства, ипотеки, лизинга, система стимулирования и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, страхования рисков.

Функциональный механизм реализации экономической политики Ростовской области предусматривает:

- документы стратегического планирования, предусмотренные Стратегией социально-экономического  развития Ростовской области  на период до 2020 года;

- областные целевые программы (государственные  программы Рос­товской области);

- коммерческие проекты;

- внедрение индикативных методов  планирования в регионе;

- оптимизацию функций государственного  управления путем устранения  их дублирования и передачи  их в аутсорсинг, снижение административных  барьеров;

- использование механизмов государственно-частного  партнерства при реализации проектов  и мероприятий;

- экономические меры воздействия, включающие финансово-кредитный  механизм и механизмы приоритетного  развития;

- правовые рычаги влияния на  экономическое и социальное развитие  территории, заключающиеся в разработке  и принятии областных законов  и иных правовых актов Ростовской  области по важнейшим направлениям  ее развития в 2013–2016 годах;

- организационные механизмы управления, основанные на проведении мониторинга  состояния внешней и внутренней  сред.

 

2.2. Пути и средства реализации государственной политики экономического развития Ростовской области

Стратегия развития Ростовской области - один из важнейших программных документов, в котором определены и обоснованы макроэкономические показатели социально-экономического развития области, приоритетные направления и средства их достижения.

Ключевым приоритетом стратегии внедрения устойчивого развития является улучшение качества жизни населения области.

Поиск собственных возможностей эффективного использования человеческого, природно-ресурсного, производственного и финансового капиталов. новых средств и механизмов объединения усилий местного бизнеса стало ключевым при определении основных, принципиально важных для дальнейшего развития региона, приоритетных направлений трансформационных преобразований.

Стратегией определены семь стратегически важных направлений развития. которые должны стать исходными принципами обеспечения устойчивого развития отдельных приоритетных отраслей и сфер экономической и социальной жизни Ростовской области.

Стратегия 1. Развитие человеческого потенциала и социальной сферы

Первоочередной задачей этой стратегии является повышение уровня жизни и преодоления бедности, улучшения демографической ситуации и стимулирование здорового образа жизни, обеспечения занятости населения и предотвращения безработицы, развитие социальной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, здравоохранение , образование, культура) и туризма и рекреационной деятельности.

Реализацией этого приоритетного направления предусматривается: создание условий для формирования объемов и пропорций занятости, характерных для социально - ориентированной рыночной экономики;

  • обеспечение устойчивого роста реальных доходов всех слоев населения на основе преодоления бедности:
  • наращивание объемов предоставления и кардинальное улучшение качества соответствующих услуг согласно современным принципам организации регионального среды жизнедеятельности населения, ориентированного на обеспечение надлежащих предпосылок ведения здорового образа жизни;
  • технико-технологическая модернизация сети предприятий сферы торговли, ресторанного хозяйства и бытового обслуживания населения, улучшения качества и расширения ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров:
  • обеспечение качественной и доступной медицинской помощи, а также санитарно-эпидемиологического благополучия всех слоев населения области в рамках законодательных гарантий и государственных стандартов, улучшение состояния здоровья населения и продолжительности жизни, распространение здорового образа жизни путем развития сети специализированных центров, формирования организационно-экономического механизма функционирования отрасли, действенного в условиях трансформации экономики и становления рыночных отношений, координация деятельности по сохранению и укреплению человеческого капитала между всеми ветвями власти, предприятиями и организациями всех форм собственности и общественностью:
  • обеспечение конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан на получение образования, улучшение интеллектуальных и профессионально-квалификационных характеристик человеческого капитала, совершенствование моральных принципов и мировоззрения населения;
  • возрождения самобытности культуры, формирование культурно-художественного и архитектурно-планировочного среды, способной органично соединить лучшие черты исторического наследия и национальных культур, представители которых населяют Ростовскую область, а также повышение качества и доступности услуг, способствующих культурному и эстетическому развитию, духовному обогащению личности и всего населения;

Дальнейшее укрепление туристско-экскурсионного и санаторно-курортного обслуживания, достижения европейского и мирового признания качества местных рекреационных ресурсов и услуг, расширение ассортимента рекреационных и туристических услуг, создание материально-технической и кадровой базы, необходимой для формирования на государственном и международном рынке рекреационных услуг, наращивание объема доходов субъектов хозяйствования областного и государственного бюджета от туристско-экскурсионной и санаторно-курортной деятельности, что будет способствовать повышению конкурентоспособности рекреационной сферы и туризма области на отечественном и мировом рынке рекреационных туристических услуг.

 Стратегия 2. Структурная модернизация  экономики, формирования благоприятной  инвестиционной среды и инновационной  политики.

Главными приоритетными задачами в рамках реализации стратегического направления являются:

    • техническое переоснащение добывающей промышленности и введения новых мощностей и технологических процессов в обрабатывающей промышленности. индустриальное развитие аграрной сферы, развитие социально значимых и наукоемких услуг. Как результат - формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа, на начальном состоянии означает современную ее модернизацию, направленную как на наращивание объемов производства, так и на внедрение гибких технологий с высокой долей программно-информационных элементов;
    • экономическое развитие территории. создание условий для обеспечения материального благосостояния населения и утверждение принципов социального партнерства в общественной жизни;
    • обеспечение перехода экономики области на инновационную модель развития, осуществления на цен основе структурных и финансовых изменений в производственной сфере, создавать широкие возможности для выпуска конкурентоспособной продукции, ориентированной на внешние и внутренние рынки.

Стратегия 3. Формирование высокоэффективного производственного комплекса области и повышения его конкурентоспособности на основе инновационных преобразований

Основными приоритетными задачами при реализации стратегического направления являются:

создание современного промышленно-технологического комплекса, обеспечивающего внутренние потребности страны, региона, конкурентоспособный экспорт, увеличение объемов наукоемкой продукции как основу для инновационного развития экономики, переход к ресурсосберегающей и экологически безопасного модели развития промышленности:

Информация о работе Региональная экономическая политика и механизм её реализации