Региональная экономическая политика и механизм её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы конкретизировать и обобщить представление об основном содержании региональной экономической политики, ее задачах и инструментах реализации на примере Ростовской области.
В процессе реализации данной цели в исследовании решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность региональной экономической политики;
- определить механизм реализации региональной экономической политики;
- провести характеристику социально-экономического развития Ростовской области;
- выявить инструменты реализации политики экономического развития Ростовской области;
- обосновать направления совершенствования экономической политики Ростовской области.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики 5
1.1. Содержание региональной экономической политики 5
1.2. Современные аспекты экономического развития регионов России 12
2. Формирование региональной экономической политики в Ростовской области 17
2.1. Инструменты реализации политики экономического развития Ростовской области 17
2.2. Пути и средства реализации государственной политики экономического развития Ростовской области 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Региональная экономическая политика и механизм её реализации.docx

— 59.64 Кб (Скачать)

11. Научный подход к формированию и реализации региональной политики государства требует четкого определения ее объекта и субъекта, а также формулирование ее целей и задач и определение способов их осуществления.

Как известно, объект любого управления является тем, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления.

М. И. Нижний считает, что объектом региональной политики является весь спектр социально-экономических процессов, происходящих на конкретной территории. Иначе говоря, в сферу влияния региональной политики входят люди, природа и все общественные институты, обеспечивающие взаимодействие между ними. До основных объектов региональной политики относятся: производственные (прежде всего - предприятие как первичное звено общественного разделения труда), социальные (прежде всего - человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и другие.

Анализируя субъекты региональной политики, по мнению И. Нижнего, надо учитывать тот важный момент, что регионы, постоянно порождая интересы, могут их выразить лишь опосредованно. Конкретным носителем внутрирегиональных интересов является население, проживающего в нем. Однако каждый житель региона является личностью, представителем трудового коллектива, членом политической партии или общественной организации. И с какой бы позиции он не выступал, интересы, которым отстаиваются, будут значительно отличаться от региональных. Итак, проблема субъективизации региональной политики трансформируется в проблему представительства интересов населения в органах законодательной и представительной власти разных уровней, которые реализованы также и через сформированные ими исполнительные структуры. Есть, субъектами региональной политики являются центральные органы законодательной и исполнительной власти, органы регионального управления и местного самоуправления

12 . Субъектная база региональной политики шире. Субъектами региональной политики могут выступать: отдельные должностные лица (например, Президент России), Государственная Дума России как высший в государстве законодательный орган, органы государственной исполнительной власти всех уровней, органы местного самоуправления, отдельные юридические лица (учреждения, организации и предприятия), общественные организации. Следует отметить, что роль и значение общественных организаций в разработке и реализации региональной политики в демократических государствах очень существенна и имеет тенденцию к постоянному росту.

Региональная политика государства должна строиться на определенных принципах. Эти принципы должны отражать как тактические, так и стратегические ориентиры региональной политики. Одни из них могут быть стабильными в течение достаточно длительного промежутка времени, другие корректировать, изменять в соответствии с ситуацией в государстве.

 

1.2. Современные  аспекты экономического развития  регионов России

Проблема экономического развития в условиях современной российской экономики, является одной из актуальных.

Экономическое развитие означает способность экономической системы (региона, фирмы) находится в состоянии динамического равновесия и поддерживать годовые темпы роста произведенного продукта (объема производства товаров и услуг) на уровне более 5%. В современном понимании термин «развитие», кроме экономической составляющей, включает также социальную и экологическую. В Докладе о развитии мира Всемирного банка говорится: «Целью развития...является улучшение качества жизни. Это означает увеличение доходов, а также лучшее образование, питание и здравоохранение, сокращение масштабов нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы и более насыщенную культурную жизнь»1.

Таким образом, развитие экономических систем необходимо рассматривать как многофакторный процесс, который ведет к изменениям в структуре, поведении людей, общественных институтах, новым, более благоприятным материальным и духовным условиям жизни.

Рассматривая модель развития региона, необходимо отметить, что она базируется на теориях макроэкономики, так как регион как сложная система является аналогом национальной экономики. В этом случае при изучении структуры производства, использования природных ресурсов, инвестиционного процесса, доходов, занятости и ряда других аспектов можно использовать макроэкономический подход. Для анализа внутренней структуры региона используются теории микроэкономики. При рассмотрении межрегиональных экономических отношений можно воспользоваться теориями международной торговли и международной экономической интеграции, в связи с тем, что существует сходство основных понятий, факторов, методологии анализа.

При диагностике состояния развития региона необходимо основываться на теории размещения производства, капитала, населения и других факторах. Процессы развития в современном понимании описываются наукой междисциплинарного характера – синергетикой. В основе этой науки лежит понятие «самоорганизация». В связи с тем, что на сложную систему оказывается воздействие внешних эффектов, происходят определенные взаимодействия элементов системы, которые приводят к структурным изменениям самой системы. Такие взаимодействия называются синергетическими, или кооперативными. При этом происходит упорядоченность, целенаправленность поведения сложной системы при относительной хаотичности поведения отдельных ее элементов.

В многочисленных исследованиях западных экономистов2 по развитию регионов отмечается, что в нем нередко возникают внезапные и непредсказуемые нарушения непрерывности развития, что обусловлено функциональными изменениями логистических систем, то есть систем снабжения. Эти системы используются для движения товаров, информации, людей и денег в зависимости от производства и потребления товаров.

Все развивающиеся системы проходят через фазу кризисного состояния. В результате кризиса система, если она слабая – погибает, если жизнеспособная, то освобождается от устаревших элементов, тем самым освобождая место новым, более эффективным элементам. По мнению М.А. Баринова, выделяются четыре типа причин возникновения кризисов в сложных системах3:

– истощение внутренних ресурсов развития;

– обусловлен, изменениями структурного характера, когда кризис вызван несбалансированным развитием и дисгармонией между активными подсистемами (в социальных системах это могут быть кризисы власти или экономические экологические катаклизмы);

– достижение системой внешних границ ее развития. Причины этого типа существенны для тех систем, которые в своем развитии имеют элемент экспансии;

– внешнее воздействие на систему. Причины возникновения кризисов третьего типа напрямую связаны с ограниченностью ресурсов, а также с экологическими проблемами, связанными с взаимодействием природы и общества. В этой связи необходимо рассмотреть такое понятие как «устойчивое развитие». Это понятие, введенное экологами, обозначает развитие, которое не выводит систему за пределы хозяйственной емкости биосферы. В случае нарушения этого условия возникают обратные связи от внешних факторов, которые согласно принципу Ле Шателье ограничивают развитие системы, и происходит разрушение биотической регуляции окружающей среды. В результате чего биосфера проходит через стадию кризиса, и происходит поиск новой устойчивости.

Концепция устойчивого развития включает в себя улучшение качества жизни людей, что достигается за счет равновесия между возможностями и потребностями, и направлена на гармонизацию человека и окружающей среды, что способствует развитию общества до более высокого уровня цивилизации. Реализация концепции устойчивого развития направлена на преодоление идеологии конфронтации, борьбы, эксплуатации и покорения природы. Новая концепция тесно связана с экологической культурой человека, важной особенностью которой является гармония человека и природы, лимитирование потребностей, диалог с природой.

Югославским экономистом М.А. Лешевичем предложена модель соотношения компонентов и факторов устойчивого развития4, включающая:

– экономические факторы технологического развития (финансирование развития технологии, кредитование и финансовая поддержка строительства новых производственных объектов и реконструкция старых и т.д.);

– технологическо-технические факторы экономического развития (производительность труда, эффективность использования ресурсов, автоматизация производства и др.);

– экономические факторы гуманного развития (финансирование образования, культуры, здравоохранения, социальных нужд и пр.);

– экономические факторы защиты и развития (финансирование санаций и рекультиваций, поддержание качества окружающей среды, осуществление соответствующих управляющих воздействий);

– экологические факторы экономического развития («чистые» и «здоровые» ресурсы, экологически благоприятные условия труда и быта, рентабельные и «здоровые» продукты и пр.);

– технологические факторы гуманно-го развития (технические средства, облегчающие качество жизни);

– гуманные и социальные факторы технологического развития (техническая культура и повышение качества образования; изобретательство и пр.);

– технико-технологические факторы экологического развития (техника и технологии очистки, санирование и рекультивации);

– экологические факторы технологического развития (технологически «чистые» ресурсы);

– экологические факторы гуманного развития (здоровье людей и качество окружающей среды), культурный ландшафт и пр.;

– гуманные факторы экологического развития (экологическое сознание, экологическая этика, экологическое образование, экологическая культура). Предложенная модель позволяет интегрировать экономическое развитие, социальное и экологическое развитие.

Нахождение оптимального варианта устойчивого развития региона или отдельной фирмы возможно с помощью экономико-математического моделирования.

К.И. Бурлаченко предложена оригинальная методика определения индексов антропогенной нагрузки, устойчивости развития и рентного числа для 126 стран мира.5 Данную методику возможно ориентировать к определению величины экологических факторов как региона, так и отдельной фирмы.

В заключение необходимо отметить, что для устойчивого развития как региона, так и отдельной фирмы необходима разработка формализованной нормативной базы, которая позволит определить необходимые затраты для экологических факторов.

 

2. Формирование  региональной экономической политики  в Ростовской области

2.1. Инструменты реализации политики экономического развития Ростовской области

Итоги 2013 года свидетельствуют о сохранении в экономике области позитивных тенденций. Рост объемов отмечается во всех основных видах деятельности материального производства, кроме сельского хозяйства. Активизирована инвестиционная деятельность, выросли денежные доходы населения, сократилась численность официально зарегистрированных безработных (табл. 3).

За 2013 год оборот организаций сложился в сумме 1 956,2 млрд. рублей, что в действующих ценах на 5,5 % больше, чем в 2012 году. Рост объемов оборота обеспечен организациями большинства видов экономической деятельности.

Индекс промышленного производства области за 2013 год вырос на 4,8 % к 2012 году (в России – 99,9 %).

За 2013 год хозяйствами всех категорий произведено продукции сельского хозяйства на 152,5 млрд. руб., или 96,7 % к 2012 году. По объемам производства валовой продукции сельского хозяйства в денежном выражении, мяса в живом весе и молока Ростовская область сохраняет за собой второе место в ЮФО, по производству яиц – первое место.

На государственную поддержку АПК области за 2013 год поступило 7 914,9 млн. рублей средств федерального и областного бюджетов, из которых освоено 98,0 %.

По итогам 2013 года крупными предприятиями области освоено 113,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 18,8 % больше, чем в 2012 году.

 

 

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели РО в январе–ноябре 2012 и 2013 года

 

Январь-ноябрь 2012

Январь-ноябрь 2013

всего

в % к 2011

всего

в % к 2012

Промышленное производство, млрд. рублей

524,3

108,0

564,1

104,8

Ввод в действие жилых домов, тыс.кв. м

1642,6

105,1

1753,4

106,7

в том числе индивидуальными застройщиками, тыс.кв.

1235,0

105,1

1196,1

96,9

Объем продукции сельского хозяйства, млрд. рублей

138,4

92,0

152,5

96,7

Производство продукции растениеводства, тыс. тонн:

       

зерно (без кукурузы) в первоначально оприходованном весе

5832,8

79,2

6032,7

103,4

в т.ч. пшеница

4553,4

77,3

4824,0

105,9

подсолнечник, тыс. тонн

807,9

78,7

780,9

96,7

Производство продукции животноводства:

       

мясо (скот и птица в живом весе), тыс. тонн

328,3

97,0

271,3

82,6

молоко, тыс. тонн

1014,6

107,3

1014,2

100,0

яйца, млн. штук

1625,3

103,8

1713,0

105,4

Оборот розничной торговли по всем каналам реализации, млрд. рублей

555,1

108,34

612,7

103,94

Оборот общественного питания, млрд. рублей

24,0

108,24

26,2

103,74

Среднесписочная численность работников за январь-октябрь, тыс. человек

1177,0

98,2

1156,2

98,2

Среднемесячная начисленная заработная плата работников за январь- октябрь, рублей

18735,6

114,1

20875,1

111,4

Индекс потребительских цен в %:

х

105,3

х

107,1

ноябрь к октябрю

х

100,4

х

100,5

ноябрь к декабрю предыдущего года

х

106,1

х

106,0

ноябрь к ноябрю предыдущего года

х

106,7

х

106,6

Информация о работе Региональная экономическая политика и механизм её реализации