Региональная экономическая политика и механизм её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы конкретизировать и обобщить представление об основном содержании региональной экономической политики, ее задачах и инструментах реализации на примере Ростовской области.
В процессе реализации данной цели в исследовании решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность региональной экономической политики;
- определить механизм реализации региональной экономической политики;
- провести характеристику социально-экономического развития Ростовской области;
- выявить инструменты реализации политики экономического развития Ростовской области;
- обосновать направления совершенствования экономической политики Ростовской области.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики 5
1.1. Содержание региональной экономической политики 5
1.2. Современные аспекты экономического развития регионов России 12
2. Формирование региональной экономической политики в Ростовской области 17
2.1. Инструменты реализации политики экономического развития Ростовской области 17
2.2. Пути и средства реализации государственной политики экономического развития Ростовской области 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Региональная экономическая политика и механизм её реализации.docx

— 59.64 Кб (Скачать)
    • наращивания добычи нефти до 2 милл т: природного газа до 2.5 млрд куб. м в год, а также увеличение объемов переработки природного газа и расширение номенклатуры продукции с его переработки; наращивание производства электроэнергии в 2.6 раза по сравнению с 2000 годом;
    • создания мощных группировок взаимосвязанных предприятий машиностроения, ориентированных на производство конкурентоспособной наукоемкой интеллектуальной продукции, которая пользовалась бы спросом на внешних и внутреннем рынках и обеспечивала значительную долю (не менее 30%) валовой добавленной стоимости и прибыли, созданных в промышленности области. Кроме связей по продукции предприятия должны иметь демпферную продукцию для сглаживания колебаний конъюнктуры;
    • стабилизация объемов химического производства, замена основных средств с высоким уровнем износа (51.5%) и низким уровнем загруженности мощностей по производству, энергозатратного оборудования;
    • роста в 3-3.5 раза мебельного производства, организация производства древесных плит, интенсификация лесопильного производства и увеличение выпуска изделий из бумаги и картона. частности транспортной картонной тары;
    • создание условий для возобновления работы предприятий легкой промышленности, их технического переоснащения, финансового оздоровления, применяя механизмы реструктуризации, максимально используя отечественное сырье и материалы, производственный, научно-технический потенциал, что будет способствовать наращиванию объемов производства и расширению ассортимента высококачественных конкурентоспособности и экспортоспособных товаров всех подотраслей легкой промышленности. В первую очередь текстильной, привлечение внутренних и внешних инвестиций, в том числе прямых иностранных, в большие льнозаводы для развития прядения льняной пряжи: осуществление протекционистской политики с целью постепенного вытеснения импортных товаров из отечественных рынков и наполнения внутреннего рынка товарами легкой промышленности отечественного производства, а также продвижение их на новые рынки сбыта и расширения поставок продукции на экспорт, уход от давальческих схем в производстве;
    • обеспечения устойчивого динамичного роста объемов производства и реализации продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение удельного веса конкурентоспособной, высокотехнологичной и экспортоориентированной продукции;
    • повышение эффективности использования существующей минерально-сырьевой базы (начало разработки месторождений гипса, глины тугоплавкой. камня строительного, керамзитового сырья), увеличение выпуска разнообразных строительных материалов за счет технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий;
    • обеспечения растущего по объемам и качеству спроса на услуги транспорта, телекоммуникационной отрасли;
    • обеспечение активизации процессов общественного воспроизводства отраслях территорий на принципах устойчивого сбалансированного развития, строительство экологичного жилья в необходимых объемах, объектов производственной и социальной инфраструктуры; улучшение отраслевой и территориальной структуры производства.

Стратегия 4. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс

Ростовская область - мощный трактор, функциональное назначение которого в реализации двоякой политики: автаркии для внутреннего рынка продовольствия и развития внешнего рынка для реализации экспортного потенциала ЛПК.

Целью аграрной политики является развитие многофункционального структурированного, эффективного, нацеленного на мировое пространство сельского хозяйства, которое будет конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках.

Первоочередной задачей стратегии развития сельского хозяйства и ЛПК являются:

    • воспроизведения производственно-ресурсного потенциала; накопления собственных источников финансирования инвестиций и инноваций, повышение интенсивности использования производительных сил сельского хозяйства и потребления продовольствия;
    • улучшение землепользования в области в сложившейся ситуации после реформирования коллективных крестьянских хозяйств, в частности, в деле землепользования, защиты природной среды и восстановления плодородия почв;
    • интеграция АПК, центром которого станет не сельское хозяйство как вторая сфера АПК, а институты оптовой торговли и пищевой промышленности.

Стратегия 5. Расширение внешнеэкономических связей и наращивания экспортного потенциала.

Целью дальнейшего наращивания экспортного потенциала области является создание условий, прежде всего - налоговых, которые привлекли внимание инвесторов к таким наиболее прогрессивных в научно-техническом аспекте отраслей, как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.

Стратегия 6. Обеспечение рационального использования природных ресурсов

Ростовская область имеет достаточные запасы природных ресурсов, которые в полной мере удовлетворяют потребности населения и всех отраслей экономики области.

Учитывая рост производства в основных отраслях экономики области, актуальной проблемой современности возникает вопрос рационального использования имеющихся природных ресурсов (минеральных, водных, лесных, а также вторичных ресурсов), что является стратегической целью возможности реализации приоритетов социально-экономического развитую области.

Стратегий 7. Обеспечения экономической и природно-техногенной безопасности

Основными задачами для реализации стратегического направления являются: обеспечение экономической безопасности области путем формирования широкого круга геополитических. экономических, правовых, научно-технических, технологических, социальных, экологических и других предпосылок;

    • усовершенствования областной, региональных и объектовых систем надзора и контроля за состоянием основных производственных фондов, производственной среды и среды в целом, профилактика чрезвычайных ситуаций с помощью информационно-экспертных систем анализа риска возникновения чрезвычайных ситуаций:
    • внедрения стратегического планирования и прогнозирования техногенной опасности и возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
    • создание в городах, в которых размещены химически опасные объекты, коммунальных аварийно-спасательных служб для ликвидации последствий локальных аварий, связанных с выбросами опасных веществ и образованием токсичных отходов;
    • внедрение систем страхования рисков на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, формирования страховых фондов.

Реализация указанных стратегических приоритетов социально-экономического развития обеспечит главной для Ростовской области в этом столетии вопрос - получение областью равноправного статуса среди регионов, определяющих уровень социального, экономического и технологического развития нашего государства. 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования региональной экономической политики и механизма ее реализации можно обобщить следующие выводы.

Региональная политика представляет собой набор экономических мер для равномерного территориального развития с учетом специфики социально-экономического состояния, входящих в состав этого государства административно-территориальных единиц.

Современная региональная экономическая политика России характеризуется сложной и многообразной структурой и направленностью. Она включает демографическую, структурную, финансовую, экологическую, инвестиционную и инновационную политику, а также политику занятости, информационного обслуживания и предполагает разработку механизмов выравнивания региональных социально-экономических диспропорций развития, достижение политической и социальной стабильности.

Важную роль в реализации современной региональной экономической политики играют органы власти в регионах, а также формы, методы и механизмы государственного регулирования.

Все большую роль в региональном развитии приобретают такие методы активного вмешательства федеральных и региональных органов власти в процессы социально-экономического развития, как разработка федеральных и региональных программ, приоритетных проектов в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и сельского хозяйства.

На региональном уровне исполнительными органами власти рассматриваются и утверждаются представительными органами различные программы и проекты (инновационные, социальные, экономические, экологические и иные), призванные улучшить качество жизни населения. Тем самым целевые программы и проекты становятся сердцевиной стратегического управления в региональной экономике.

Выявленные во 2 главе тенденции и проблемы экономики РО вызывают необходимость проведения региональной экономической политики направленной на обеспечение дальнейшего экономического роста, однако не на базе ресурсоемких и энергозатратных технологий, а за счет вовлечения предпринимательского сектора в процессы модернизации и внедрения энергоэффективных, экологически чистых технологий, что обеспечит устойчивое развитие региона.

Региональная экономическая политика Ростовской области подразумевает сосредоточение активных управленческих усилий на трех основных составляющих:

- надежное  управление региональной экономикой  в условиях ее модернизации, становления  рыночных механизмов, обеспечивающих  экономический рост;

- формирование  действенной системы управления  социальными (социально-демографическими) процессами для дальнейшего повышения  благосостояния регионального сообщества;

- максимальная  оптимизация управленческих институтов  и структур по принятию решений, и последовательная реализация государственных и муниципальных управленческих задач.

Основной задачей государственной региональной политики выступает содействие социально-экономическому развитию Ростовской области с целью повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России; обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста; усиления конкурентных позиций региона.

 

 

Список использованной литературы

  1. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Программа социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы (утверждена Областным законом от 03.12.2012 № 987-ЗС, в ред. от 25.12.2013 № 99-ЗС) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Баринов М.А. Построение модели региональной экономической политики // Динамика сложных систем − XXI век. 2011. № 3. С. 32-36.
  4. Бекбосынов М.Б. Особенности региональной политики в условиях российского федерализма // ЕврАзЮж. 2012. № 1 (44). С. 21-23.
  5. Бурлаченко К.И. Региональная политика Российской Федерации в отношении сырьевых регионов в период с 2000 по 2010 годы: дисс. канд. полит. наук. СПб., 2013.
  6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 496 с.
  7. Губернатор Ростовской области Василий Голубев: «Направления развития региона носят долговременный, системный характер»: интервью [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.interfax.ru/ (дата обращения 14.02.2014).
  8. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2013. - 426 с.
  9. Ларченко Л.А. Стратегические интересы субъектов региональной экономики: анализ и согласование интересов // Известия РГПУ. 2012. №10 (64). С. 107-113.
  10. Министерство финансов Ростовской области / Исполнение бюджета Ростовской области за 2013 год [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.minfinro.rsu.ru/doc_budget (дата обращения 14.02.2014).
  11. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Ростовской области [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.mineconomikiro.ru/strateg1.php (дата обращения 14.02.2014).
  12. Официальный портал Правительства Ростовской области / Концепция экономической политики Ростовской области [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76197 (дата обращения 14.02.2014).
  13. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.donland.ru/ (дата обращения 14.02.2014).
  14. Пономарева М.А. Проблемы и приоритетные направления устойчивого развития Ростовской области // Управление развитием территории. 2014 № 1 С. 30-33.
  15. Сидоренко О.В. Зарубежный опыт селективной региональной политики // Инициативы XXI века. 2010. №2. С. 41-44.
  16. Сидоренко О.В. Региональная экономическая политика: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Вестник БИСТ. 2010. № 1(5). С. 110-119.
  17. Симагин Ю.А. Региональная экономика России. - М: Финансы и статистика, 2011. - 594 с.
  18. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.

 

1 Сидоренко О.В. Зарубежный опыт селективной региональной политики // Инициативы XXI века. 2010. №2. С. 41-44.

2 Сидоренко О.В. Зарубежный опыт селективной региональной политики // Инициативы XXI века. 2010. №2. С. 41-44.

3 Баринов М.А. Построение модели региональной экономической политики // Динамика сложных систем − XXI век. 2011. № 3. С. 32-36.

4 Бекбосынов М.Б. Особенности региональной политики в условиях российского федерализма // ЕврАзЮж. 2012. № 1 (44). С. 21-23.

5 Бурлаченко К.И. Региональная политика Российской Федерации в отношении сырьевых регионов в период с 2000 по 2010 годы: дисс. канд. полит. наук. СПб., 2013.

6 Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Ростовской области [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.mineconomikiro.ru/strateg1.php (дата обращения 14.02.2014).

7 Министерство финансов Ростовской области / Исполнение бюджета Ростовской области за 2013 год [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.minfinro.rsu.ru/doc_budget (дата обращения 14.02.2014).

8 Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.donland.ru/ (дата обращения 14.02.2014).

9 Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс.

10 Официальный портал Правительства Ростовской области / Концепция экономической политики Ростовской области [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=76197 (дата обращения 14.02.2014).

 


Информация о работе Региональная экономическая политика и механизм её реализации