Региональная экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:04, реферат

Краткое описание

Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Цели и задачи региональной экономической политики
2 Методы и формы реализации региональной экономической политики
3 Характеристика и роль средств региональной экономической политики
4 Программы социально-экономического развития как средства реализации региональной политики
5 Основные условия конвергенции регионов
6 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения
7 Макро- и микроинструменты региональной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

Региональная экономическая политика, основные направления и условия реализации.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ

     1 Цели и задачи региональной экономической политики

     2 Методы и формы  реализации региональной  экономической политики 

     3 Характеристика и роль средств региональной экономической политики

          4 Программы социально-экономического развития как средства реализации региональной политики

           5 Основные условия конвергенции регионов

     6 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения

     7   Макро- и микроинструменты региональной политики

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Список  использованной литературы и источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Региональная  экономическая политика (РЭП) – это  часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование  благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они занимаются координацией социально-экономического развития групп сопредельных регионов, а также их взаимодействием с федеральным центром. Таким образом РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы населения.

     1 Цели и задачи региональной экономической политики

 

     Главная цель предстоящего десятилетия —  стабилизация производства, возобновление  экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

     В связи с этим усилия органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

     укрепление  экономических основ территориальной  целостности и стабильности государства;

     содействие  развитию и углублению экономической  реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению  региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

     сокращение  чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для  укрепления в них собственной  экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

     достижение  экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение  ее жизнеспособности в рыночных условиях;

     развитие  межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

     стимулирование  развития районов и городов, располагающих  крупным научно-техническим потенциалом  и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов  Российской Федерации;

     оказание  государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

     разработка  и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

     совершенствование экономического районирования страны.

     Одним из главных условий реализации перечисленных  задач региональной политики является обеспечение единства экономического пространства страны, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.

     При этом территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации должны обеспечиваться следующими методами:

     модернизация  структуры хозяйства индустриально  развитых районов на принципах экономики  постиндустриального типа;

     содействие  развитию экономически обоснованных и  технологически обусловленных производственных связей между предприятиями приграничных областей России и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические  системы;

     обеспечение условий для привлечения ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, а также к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;

     привлечение инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных в развитии общероссийской инфраструктуры и ее включении в систему мировых коммуникаций;

     обеспечение государственного регулирования цен  на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных районах страны.

     2 Методы и формы реализации региональной экономической политики

 

     К методам осуществления РЭП можно  отнести следующее:

     1.) Модернизация структуры хозяйства на принципах экономики постиндустриального типа к 2003-3-й технологический уклад (ядро- эл. сети, электродвигатели, тяжелое машиностроение, неорганическая химия к.ф.- эл. двигатель, сталь) к 2010-4-й технологический уклад (ядро-автомобиль, синтетич. материалы, органическая химия, к.ф.-авиакосмическая промышленность, телекоммуникации) далее- 5-й технологический уклад (ядро - электронная промышленность, программное обеспечение, роботостроение, информационные услуги, к.ф.- микроэлектроника)

     2.) Содействие развитию экономически  обоснованных и технически обусловленных связей предприятий между приграничными регионами (Казахстан, Китай, Белоруссия, Украина)

     3.) Привлечение инвестиций в развитие  общероссийской инфраструктуры  и ее включение в систему  мировой коммуникации.

     4.) Государственное регулирование цен на продукцию энергетики, снабжение природным газом, транспортные услуги для выравнивания условий хозяйственной деятельности в различных регионах страны.

             Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование. При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие). Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития. Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

     участие государства в наиболее эффективных  инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

     размещение  федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

     поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

     содействие  активизации международных экономических  связей регионов Российской Федерации;

     создание  условий для формирования свободных  экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

     содействие  малому и среднему бизнесу.

     Ведущим в области совершенствования  финансовых и налоговых отношений  между Российской федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

     Это позволит уменьшить неоправданные  встречные финансовые потоки между  бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

     Для реализации задач региональной экономической  политики в бюджетно-налоговой сфере  необходимо обеспечить:

     бездефицитность бюджетов большинства субъектов Российской Федерации путем изменения налоговой системы;

     законодательное разграничение полномочий между  федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей; возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Российской Федерации; сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные принципы и методы; право — в пределах автономных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

     контроль  за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета  на социально-экономическое развитие регионов.

Информация о работе Региональная экономическая политика