Региональная экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:04, реферат

Краткое описание

Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Цели и задачи региональной экономической политики
2 Методы и формы реализации региональной экономической политики
3 Характеристика и роль средств региональной экономической политики
4 Программы социально-экономического развития как средства реализации региональной политики
5 Основные условия конвергенции регионов
6 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения
7 Макро- и микроинструменты региональной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

Региональная экономическая политика, основные направления и условия реализации.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     К основным формам реализации РЭП относятся  прогнозирование и программирование.

     При разработке общероссийских прогнозов  и программ особое место отводится  региональному аспекту, что дает регионам необходимые ориентиры  для дальнейшего развития.

     Главное назначение прогнозов - оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, т.е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата.

     Так же к формам осуществления РЭП  относятся:

     - использование федерального бюджета  для перераспределения ресурсов  между регионами. Основной целью  является предотвращение еще  большего разрыва между регионами, снижения производства и банкротства предприятий.

     - размещение государственных заказов  на поставку продукции для  общегосударственных нужд. Размещение  государственного заказа может  стимулировать экономический подъем  в соответствующих регионах.

     - структурная перестройка экономики региона

     - госуд. регулирование эк-ки в  регионах со сложной эконом. ситуацией.  Государство осуществляет ряд  организационно-хоз-х функций там,  где они выходят за рамки  возможностей отдельного региона.

       Что касается федеральных целевых  программ, то их главное отличие состоит в том, что они ориентированы на решение стратегических задач. Это способ радикального решения межрегиональной ассиметрии, с помощью которого преодолеваются не только ее последствия, но и уничтожаются причины порождающие ее.

     - содействие активизации международных  экономических связей регионов  РФ.

     - участие государства в наиболее  эффективных инвестиционных проектах  с использованием конкурсной  и контрактной систем их реализации.

     - поддержка наукоемких производств  и развитие высоких технологий.  
 

     3 Характеристика и роль средств региональной экономической политики 

     РЭП – часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она является ядром государственного регулирования регионального экономического развития.

     К средствам реализации РЭП можно  отнести:

  1. Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития (система научно обоснованных представлений о наиболее вероятных вариантах социально-экономического развития). Главное назначение прогноза – оценка развития происходящих и ожидаемых событий, процессов и попытка получить ответы на вопросы: что будет… если?
  2. Прямое участие государства в развитии экономической и социальной сферы в регионах (один из способов адресного регулирования). Осуществление федерального инвестирования проектов, имеющих федеральное назначение (ЖД, автомагистрали, медицинские и научные центры). Государство также финансирует проекты, которые оказывают сильное позитивное влияние на рост социально-экономического развития региона.
  3. Размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Используется для снижение безработицы и других социально-экономических последствий экономического спада в том или ином регионе. Может стимулировать экономический подъем.
  4. Организация информационной поддержки регионов в особых отраслях деятельности. В тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены (внешнеэкономическая деятельность). Государство помогает устанавливать контакты о получении инвестиций и займов. В таких случаях заключается договор или соглашение между правительством РФ и иным государством.
  5. Федеральные программы социально-экономического развития. Способ радикального решения проблемы с помощью которого преодолеваются не только последствия, но и причины.
  • Применение экономических регуляторов. Создание особых экономических зон. (Свободные экономические зоны – развитие экспортного потенциала в отдельных регионах страны. Для увеличение поступлений в бюджет – активизация внешнеэкономических связей, привлечение инвестиций. Но импорт снижает конкурентоспособность, страдает бюджет из-за получения недостаточного количества средств; ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования – субвенции и дотации.
  • Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения) – перераспределение расходов и доходов между федеральными и региональными бюджетами ( выплата трансфертов, субсидий и дотаций на поддержку региона).

     4 Программы социально-экономического развития как средства реализации региональной политики

     ФЦП – способ радикального решения межрегиональных асимметрий, с помощью которых преодолеваются не только последствия, но и причины асимметрий. Это комплекс плановых мероприятий, направленных на решения определенной программы в установленные сроки, увязанный по ресурсному обеспечению, исполнителям и срокам.

          Программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной деятельности.

     Подходы:

  • Всестороннее стимулирование инициатив регионов по интенсивному развитию регионов.
  • Учет региональных особенностей
  • Учет природного, демографического и интеллектуального потенциала
  • Защита интересов государства. Главными нормативными документами программирования является Постановление Правительства РФ № 594 от 1995 г. и статья 5 Конституции РФ, гласящая о том, что федеральный центр обязан участвовать в развитии региона.

     Этапы разработки программы:

  • Отбор проблем для программной разработки;
  • Принятие решения о разработке ЦП и ее формирование
  • Оценка ЦП
  • Утверждение ЦП
  • Управление и контроль за ходом реализации

     Принципы:

  • Комплексность целей и задач на каждом этапе
  • Целевая направленность и системность мероприятий
  • Вариантная разработка мероприятий (неопределенность)
  • Ресурсная обеспеченность
  • Адресность заданий
  • Обеспечение управляемости программы.

     Функции ЦП:

  • Проблемно-целевая
  • Организационная
  • Координирующая и стимулирующая
  • Контрольная

     Назначение  ЦП: в отличие от банковской системы ЦП нацелены не столько на быструю окупаемость, сколько на долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, направлены на решение структурных задач.

     Достоинства ЦП:

  • Направленность на решение коренных проблем региона
  • Определяются стратегические цели и последовательность действий, привлекая государственный и частный капитал.
  • Наличие НП базы, обеспечивающей механизм подготовки, реализации.
  • В процессе разработки ЦП удается сформулировать системный взгляд на проблемы региона.

     Недостатки:

  • Хронически недостаточное финансирование
  • Выборочное осуществление мероприятий, изменение их первоначального замысла, структуры и конечной цели.
  • Слабая координация между ФЦП, которые параллельно осуществляют на определенной территории.
  • Недостаточный контроль за иппд бюджетных средств и за соответствием получаемых результатов.

     С 2000 г. введены ограничения: федеральный  центр участвует в программе  из расчета 40% федерального бюджета (больницы, школы); 20% - коммерческий.

     Алтайский край подготовил новую Программу экономического и социального развития Алтайского края на 2003 – 2007 гг. Ее основные направления:

  • Внедрение газотурбин
  • Горнодобывающая промышленность
  • Сельскохозяйственное машиностроение.

     5 Основные условия конвергенции регионов

 

     Во  всех документах государственной региональной политики РФ приветствуется тезис о необходимости выравнивания регионов, достижения их максимальной однородности по уровню социально-экономического развития.

     Наиболее  приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства являются:

     1. Преодоление тенденции усиления  межрегионального неравенства.

     2. “Подтягивание” наиболее отсталых регионов.

     Основные  условия конвергенции регионов РФ сводятся к следующему:

     1. Повышение темпов экономического  роста (в частности ВВП). Это расширит возможности для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов с целью сближения регионов по уровню социального развития.

     2. Рост экономической активности  в наиболее бедных регионах, что  приведет к повышению занятости  и к увеличению предпринимательских доходов.

     3. Увеличение социальных трансфертов  из федерального бюджета (пенсии, пособия).

     4. Повышение самостоятельности регионов  при решении каких-либо проблем  и задач своего социально-экономического  развития, стимулирование региональных точек роста (особенно в наиболее отсталых регионах). 

        6 Макро- и микроинструменты региональной политики

 

     По  степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального  регулирования делятся на 2 группы:

  1. Общеэкономические регуляторы (макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях. Для стимулирования экономического роста и поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель – поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальных и внешних рынках.
  2. Регуляторы адресного воздействия. Они применяются для непосредственного воздействия на деятельность субъектов региональной экономики. Существуют два главных направления воздействия:
  • на труд (переподготовка кадров, выделяются субсидии и целевые кредиты для создания нового рабочего места. При рассасывании безработицы – компенсация части затрат на переезд, ссуды на новое жилье);
  • на капитал – инвестиционные гранты (субсидии, скидки). Они предоставляются на инвестиции в конкретные объекты, способствующие экономическому развитию региона (особенно инновационная деятельность)

           Масштабы финансовой поддержки частных фирм ограничиваются:

  1. возможностью национального и регионального бюджета;
  2. требованиями рыночной конкуренции.

     Используется административный контроль: запрет на размещение новых и расширение действующих предприятий в перенасыщенных городах.

     Макро- и микроинструменты используются как центральным правительством, так и региональными администрациями. Первые (1) в большей степени применяет центр, вторые (2) – региональные. Но такая ориентация не исключает того, что центр для реализации своих задач может воздействовать на конкретные объекты, а региональная власть – применять налоговые, кредитные, ценовые рычаги воздействия на всю экономику региона.

     Многое  зависит от того, насколько удачно сочетаются друг с другом различные  макро- и микроинструменты, от контроля за субсидиями, льготами и т.п. 
 

     7 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения

Информация о работе Региональная экономическая политика