К
основным формам реализации РЭП относятся
прогнозирование и программирование.
При
разработке общероссийских прогнозов
и программ особое место отводится
региональному аспекту, что дает
регионам необходимые ориентиры
для дальнейшего развития.
Главное
назначение прогнозов - оценка развития
происходящих и ожидаемых процессов, последствий
вариантов политики и используемых средств
их реализации, т.е. это попытка получить
ответы на вопросы: что будет, если…или
что необходимо сделать для получения
определенного результата.
Так
же к формам осуществления РЭП
относятся:
-
использование федерального бюджета
для перераспределения ресурсов
между регионами. Основной целью
является предотвращение еще
большего разрыва между регионами,
снижения производства и банкротства
предприятий.
-
размещение государственных заказов
на поставку продукции для
общегосударственных нужд. Размещение
государственного заказа может
стимулировать экономический подъем
в соответствующих регионах.
-
структурная перестройка экономики региона
-
госуд. регулирование эк-ки в
регионах со сложной эконом. ситуацией.
Государство осуществляет ряд
организационно-хоз-х функций там,
где они выходят за рамки
возможностей отдельного региона.
Что касается федеральных целевых
программ, то их главное отличие состоит
в том, что они ориентированы на решение
стратегических задач. Это способ радикального
решения межрегиональной ассиметрии,
с помощью которого преодолеваются не
только ее последствия, но и уничтожаются
причины порождающие ее.
-
содействие активизации международных
экономических связей регионов
РФ.
-
участие государства в наиболее
эффективных инвестиционных проектах
с использованием конкурсной
и контрактной систем их реализации.
-
поддержка наукоемких производств
и развитие высоких технологий.
3
Характеристика и роль
средств региональной
экономической политики
РЭП
– часть государственной политики,
которая включает в себя ее региональные
аспекты. Она является ядром государственного
регулирования регионального экономического
развития.
К
средствам реализации РЭП можно
отнести:
- Прогнозирование
территориального и регионального социально-экономического
развития (система научно обоснованных
представлений о наиболее вероятных вариантах
социально-экономического развития). Главное
назначение прогноза – оценка развития
происходящих и ожидаемых событий, процессов
и попытка получить ответы на вопросы:
что будет… если?
- Прямое участие
государства в развитии экономической
и социальной сферы в регионах (один из
способов адресного регулирования). Осуществление
федерального инвестирования проектов,
имеющих федеральное назначение (ЖД, автомагистрали,
медицинские и научные центры). Государство
также финансирует проекты, которые оказывают
сильное позитивное влияние на рост социально-экономического
развития региона.
- Размещение
государственных заказов на поставку
продукции для общегосударственных нужд.
Используется для снижение безработицы
и других социально-экономических последствий
экономического спада в том или ином регионе.
Может стимулировать экономический подъем.
- Организация
информационной поддержки регионов в
особых отраслях деятельности. В тех видах
деятельности, где возможности и компетенция
региональных властей ограничены (внешнеэкономическая
деятельность). Государство помогает устанавливать
контакты о получении инвестиций и займов.
В таких случаях заключается договор или
соглашение между правительством РФ и
иным государством.
- Федеральные
программы социально-экономического развития.
Способ радикального решения проблемы
с помощью которого преодолеваются не
только последствия, но и причины.
- Применение
экономических регуляторов. Создание
особых экономических зон. (Свободные
экономические зоны – развитие экспортного
потенциала в отдельных регионах страны.
Для увеличение поступлений в бюджет –
активизация внешнеэкономических связей,
привлечение инвестиций. Но импорт снижает
конкурентоспособность, страдает бюджет
из-за получения недостаточного количества
средств; ЗАТО – закрытые административно-территориальные
образования – субвенции и дотации.
- Бюджетный
федерализм (межбюджетные отношения) –
перераспределение расходов и доходов
между федеральными и региональными бюджетами
( выплата трансфертов, субсидий и дотаций
на поддержку региона).
4
Программы социально-экономического
развития как средства
реализации региональной
политики
ФЦП
– способ радикального решения межрегиональных
асимметрий, с помощью которых преодолеваются
не только последствия, но и причины асимметрий.
Это комплекс плановых мероприятий, направленных
на решения определенной программы в установленные
сроки, увязанный по ресурсному обеспечению,
исполнителям и срокам.
Программы создают федеральным и региональным
властям долговременные ориентиры для
их повседневной деятельности.
Подходы:
- Всестороннее
стимулирование инициатив регионов по
интенсивному развитию регионов.
- Учет региональных
особенностей
- Учет природного,
демографического и интеллектуального
потенциала
- Защита интересов
государства. Главными нормативными документами
программирования является Постановление
Правительства РФ № 594 от 1995 г. и статья
5 Конституции РФ, гласящая о том, что федеральный
центр обязан участвовать в развитии региона.
Этапы
разработки программы:
- Отбор проблем
для программной разработки;
- Принятие
решения о разработке ЦП и ее формирование
- Оценка ЦП
- Утверждение
ЦП
- Управление
и контроль за ходом реализации
Принципы:
- Комплексность
целей и задач на каждом этапе
- Целевая направленность
и системность мероприятий
- Вариантная
разработка мероприятий (неопределенность)
- Ресурсная
обеспеченность
- Адресность
заданий
- Обеспечение
управляемости программы.
Функции
ЦП:
- Проблемно-целевая
- Организационная
- Координирующая
и стимулирующая
- Контрольная
Назначение
ЦП: в отличие от банковской системы
ЦП нацелены не столько на быструю окупаемость,
сколько на долгосрочные инвестиции в
реальный сектор экономики, направлены
на решение структурных задач.
Достоинства
ЦП:
- Направленность
на решение коренных проблем региона
- Определяются
стратегические цели и последовательность
действий, привлекая государственный
и частный капитал.
- Наличие НП
базы, обеспечивающей механизм подготовки,
реализации.
- В процессе
разработки ЦП удается сформулировать
системный взгляд на проблемы региона.
Недостатки:
- Хронически
недостаточное финансирование
- Выборочное
осуществление мероприятий, изменение
их первоначального замысла, структуры
и конечной цели.
- Слабая координация
между ФЦП, которые параллельно осуществляют
на определенной территории.
- Недостаточный
контроль за иппд бюджетных средств и
за соответствием получаемых результатов.
С
2000 г. введены ограничения: федеральный
центр участвует в программе
из расчета 40% федерального бюджета (больницы,
школы); 20% - коммерческий.
Алтайский
край подготовил новую Программу экономического
и социального развития Алтайского края
на 2003 – 2007 гг. Ее основные направления:
- Внедрение
газотурбин
- Горнодобывающая
промышленность
- Сельскохозяйственное
машиностроение.
5
Основные условия конвергенции
регионов
Во
всех документах государственной региональной
политики РФ приветствуется тезис о необходимости
выравнивания регионов, достижения их
максимальной однородности по уровню
социально-экономического развития.
Наиболее
приоритетными задачами уменьшения
неоднородности экономического пространства
являются:
1.
Преодоление тенденции усиления
межрегионального неравенства.
2.
“Подтягивание” наиболее отсталых регионов.
Основные
условия конвергенции регионов РФ сводятся
к следующему:
1.
Повышение темпов экономического
роста (в частности ВВП). Это расширит
возможности для межрегионального перераспределения
финансовых ресурсов с целью сближения
регионов по уровню социального развития.
2.
Рост экономической активности
в наиболее бедных регионах, что
приведет к повышению занятости
и к увеличению предпринимательских
доходов.
3.
Увеличение социальных трансфертов
из федерального бюджета (пенсии,
пособия).
4.
Повышение самостоятельности регионов
при решении каких-либо проблем
и задач своего социально-экономического
развития, стимулирование региональных
точек роста (особенно в наиболее отсталых
регионах).
6 Макро- и микроинструменты
региональной политики
По
степени универсальности и широте
воздействия инструменты регионального
регулирования делятся на 2 группы:
- Общеэкономические
регуляторы (макроинструменты), воздействующие
на поведение многих экономических субъектов
на определенных территориях. Для стимулирования
экономического роста и поддержки проблемных
регионов устанавливаются пониженные
ставки налогов на предпринимательство,
льготные кредитные ставки, льготные транспортные
тарифы. Цель – поднять конкурентоспособность
определенных регионов на национальных
и внешних рынках.
- Регуляторы
адресного воздействия. Они применяются
для непосредственного воздействия на
деятельность субъектов региональной
экономики. Существуют два главных направления
воздействия:
- на труд (переподготовка
кадров, выделяются субсидии и целевые
кредиты для создания нового рабочего
места. При рассасывании безработицы –
компенсация части затрат на переезд,
ссуды на новое жилье);
- на капитал
– инвестиционные гранты (субсидии, скидки).
Они предоставляются на инвестиции в конкретные
объекты, способствующие экономическому
развитию региона (особенно инновационная
деятельность)
Масштабы финансовой
поддержки частных фирм ограничиваются:
- возможностью
национального и регионального бюджета;
- требованиями
рыночной конкуренции.
Используется
административный контроль: запрет
на размещение новых и расширение действующих
предприятий в перенасыщенных городах.
Макро-
и микроинструменты используются как
центральным правительством, так и региональными
администрациями. Первые (1) в большей степени
применяет центр, вторые (2) – региональные.
Но такая ориентация не исключает того,
что центр для реализации своих задач
может воздействовать на конкретные объекты,
а региональная власть – применять налоговые,
кредитные, ценовые рычаги воздействия
на всю экономику региона.
Многое
зависит от того, насколько удачно
сочетаются друг с другом различные
макро- и микроинструменты, от контроля
за субсидиями, льготами и т.п.
7
Региональная политика
в области повышения
уровня жизни населения