Региональная экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:04, реферат

Краткое описание

Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Цели и задачи региональной экономической политики
2 Методы и формы реализации региональной экономической политики
3 Характеристика и роль средств региональной экономической политики
4 Программы социально-экономического развития как средства реализации региональной политики
5 Основные условия конвергенции регионов
6 Региональная политика в области повышения уровня жизни населения
7 Макро- и микроинструменты региональной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

Региональная экономическая политика, основные направления и условия реализации.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 

     Важнейшие задачи региональной политики — создание прочной основы для повышения  уровня жизни населения, государственная  поддержка малоимущих слоев населения  в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу.

     Основным  элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных  государственных гарантий — минимальной  заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

     Главными  целями региональной политики в области  доходов являются:

     обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий  для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;

     стабилизация  уровня жизни населения, создание прочной  основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.

     Субъектам Российской Федерации, которые не имеют  достаточных средств для обеспечения  гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

     В целях минимизации отрицательных  последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:

     совершенствование налоговой системы путем постепенной  отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при  одновременном усилении налоговой  нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

     расширение  прав субъектов Российской Федерации  в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

     введение  на региональном уровне системы страхования  заработной платы на случай неспособности  работодателей выполнять обязательства  по оплате труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

     Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при  разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения  региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

     Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

     Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

     Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также  огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы и источников 

     1. Абдулатипов Р.Г. ''Россия: нац. возрождение  и межнац. сотрудничество'' / Регионология-2004.-ј2-3.-с.8-48, 189

     2. Абдулатипов Р.Г. ''Федерализация  России и взаимосвязь рег. и  нац. политики'' / Этнополит. вестник-2005.-ј1.-с.5-21

     3. Адамеску А. ''К совершенствованию  терр.-организационной стр-ры России'' / Рос. экон. журнал-2008.-ј10.-с.60-71

     4. Анализ тенденций развития регионов  России: Типология регионов, выводы  и предложения / Прогр. Европ.  союза Тасис / Ред. Лавров А.М., Кашин В.К. -М,2008-96

     5. Анализ тенденций развития регионов  России в 1992-1995 гг. / Прогр. Европ. союза Тасис-М,2006.-144

     6. Баланс интересов центра и  регионов / Регионология-1995.-ј1.-с.48-50

     7. Барганджия Б.А. ''Рос. федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий'' / Соц. полит. ж.-2003.-ј4.-с.56-57

     8. Бачило И.А., Гренбэк В.Г. ''Проблемные  регионы ресурсного типа - объекты  гос. регулирования'' / Изв. РАН-2005.-ј5.-с.24-29

     9. Бойко И.В. ''Экон. реформа и стратегия  рег. развития'' /Вести Дальневост. отд-ния РАН-2008.-ј1.-с.3-12

     10. Болтенкова Л.Ф., Лавриненко И.Г. ''К  вопросу о разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами гос. власти РФ и  ее субъектов'' /Ре-гионология-2007.-ј2.-с.31-40

     11. Болтенкова Л.Ф. ''Проблемы федерализма в условиях многонац. России'' / Регионология-2005.-ј4.-с.54-58

     12. Бородулина Н.А. ''Факторы перераспределения  бюджетных средств между фед.  центром и регионами'' / Изв. РАН.  сер. геогр.-2007.-ј6.-с.87-98

Информация о работе Региональная экономическая политика