Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:59, курсовая работа
Бюджетирование - один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности.
Введение 3
1 Характеристика организации и стратегия её развития 4
2 Описание продукции 6
3 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга 7
4 Составление начального баланса 10
5 Составление бюджета продаж и графика прихода денег 12
6 Составление бюджета производства 18
7 Составление бюджета прямых затрат на материалы 20
8 Составление бюджета прямых затрат на оплату труда 25
9 Составление бюджета потребления энергоресурсов 27
10 Составление бюджета производственных накладных расходов 29
11 Составление бюджета себестоимости реализованной продукции 33
12 Составление бюджета затрат на реализацию и управление 37
13 Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках 42
14 Составление бюджета НДС 44
15 Составление бюджета движения денежных средств 46
16 Составление прогнозного баланса 48
17 Анализ рисков 51
18 Разработка комплекса мероприятий по снижению риска 57
Заключение 58
Литература 59
Таблица 28 –Бюджет движения денежных средств, руб.
Наименование | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | За год |
Денежные средства на начало | 703 596 410,00 | 2 362 596 156,70 | 3 146 977 879,96 | 3 964 012 540,90 | 4 796 571 350,08 | 5 611 373 469,26 | 6 411 732 482,53 | 7 227 878 346,32 | 8 006 709 958,28 | 8 800 464 050,73 | 9 593 163 280,32 | 10 383 384 947,36 | 703 596 410,00 |
Поступление денежных средств | |||||||||||||
от потребителей | 2 521 315 663,00 | 2 023 097 996,85 | 2 074 735 104,23 | 2 064 889 478,10 | 2 069 438 991,23 | 2 047 464 647,81 | 2 075 506 900,84 | 2 006 545 525,76 | 2 036 056 246,63 | 2 069 647 403,00 | 2 032 562 751,82 | 2 084 751 239,69 | 25 106 011 948,98 |
Денежные средства в распоряжении | 3 224 912 073,00 | 4 385 694 153,56 | 5 221 712 984,19 | 6 028 902 019,00 | 6 866 010 341,31 | 7 658 838 117,07 | 8 487 239 383,37 | 9 234 423 872,09 | 10 042 766 204,92 | 10 870 111 453,73 | 11 625 726 032,14 | 12 468 136 187,05 | 25 809 608 358,98 |
Расходование денежных средств | |||||||||||||
на основные материалы | 322 472 851,90 | 210 404 814,01 | 207 130 496,91 | 187 247 735,32 | 205 732 285,97 | 208 357 250,88 | 202 972 180,27 | 203 643 670,76 | 207 867 792,68 | 225 148 626,19 | 208 576 447,48 | 208 185 803,61 | 2 597 739 955,97 |
на энергоресурсы | 95 960,40 | 98 212,80 | 96 730,80 | 97 950,00 | 96 349,20 | 98 814,00 | 97 400,40 | 96 715,20 | 98 271,60 | 96 199,20 | 98 530,80 | 97 368,00 | 1 168 502,40 |
на оплату труда основного персонала | 2 000 000,00 | 26 678 300,00 | 27 305 800,00 | 26 895 300,00 | 27 232 500,00 | 26 786 600,00 | 27 474 200,00 | 27 082 600,00 | 26 891 300,00 | 27 322 400,00 | 26 747 600,00 | 27 397 900,00 | 299 814 500,00 |
производственные накладные затраты | 118 091 500,00 | 120 281 333,33 | 118 840 500,00 | 120 025 833,33 | 118 469 500,00 | 120 865 833,33 | 119 491 500,00 | 118 825 333,33 | 120 338 500,00 | 118 323 666,67 | 120 590 500,00 | 119 460 000,00 | 1 433 604 000,00 |
затраты на сбыт и управление | 366 827 000,00 | 369 028 000,00 | 367 605 333,33 | 368 809 666,67 | 367 119 333,33 | 369 499 500,00 | 368 136 000,00 | 367 445 333,33 | 368 979 666,67 | 366 976 166,67 | 369 342 666,67 | 368 245 333,33 | 4 418 014 000,00 |
Доплачено НДС | 24 013 002,00 | 263 995 400,55 | 278 839 510,87 | 275 238 360,33 | 278 513 482,96 | 271 684 042,07 | 281 068 861,17 | 266 942 377,34 | 270 181 645,21 | 280 041 273,07 | 269 627 175,36 | 279 200 079,49 | 3 039 345 210,40 |
налог на прибыль | 28 815 602,00 | 248 230 212,91 | 257 882 071,38 | 254 015 823,28 | 257 473 420,59 | 249 813 594,26 | 260 120 895,21 | 243 677 883,85 | 247 944 978,03 | 259 039 841,62 | 247 358 164,48 | 258 284 435,30 | 2 812 656 922,90 |
оплата процентов | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
покупка оборудования | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Всего | 862 315 916,30 | 1 238 716 273,59 | 1 257 700 443,30 | 1 232 330 668,92 | 1 254 636 872,05 | 1 247 105 634,54 | 1 259 361 037,05 | 1 227 713 913,81 | 1 242 302 154,19 | 1 276 948 173,41 | 1 242 341 084,78 | 1 260 870 919,74 | 14 602 343 091,67 |
Избыток (дефицит) ден. ср-в | 2 362 596 156,70 | 3 146 977 879,96 | 3 964 012 540,90 | 4 796 571 350,08 | 5 611 373 469,26 | 6 411 732 482,53 | 7 227 878 346,32 | 8 006 709 958,28 | 8 800 464 050,73 | 9 593 163 280,32 | 10 383 384 947,36 | 11 207 265 267,31 | 11 207 265 267,31 |
Поступление ссуды | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Погашение ссуды | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Ден. средства на конец периода | 2 362 596 156,70 | 3 146 977 879,96 | 3 964 012 540,90 | 4 796 571 350,08 | 5 611 373 469,26 | 6 411 732 482,53 | 7 227 878 346,32 | 8 006 709 958,28 | 8 800 464 050,73 | 9 593 163 280,32 | 10 383 384 947,36 | 11 207 265 267,31 | 11 207 265 267,31 |
49
Прогнозный баланс - это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.
Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период - действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс «должен сойтись», т. е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.
В отличие от прошлого года, в котором списание дебиторской задолженности на затраты происходило ежемесячно, в бюджетном году сумма безнадежных долгов будет накапливаться в балансе в течение года.
Особенности формирования прогнозного баланса:
денежные средства на конец периода рассчитываются на основании остатка на начало периода и чистого денежного потока из бюджета движения денежных средств;
задолженность по НДС учитывается в балансе только в случае, если конечное сальдо в бюджете НДС будет отрицательным;
счета дебиторов переносятся из графика платежей покупателей за продукцию - сумма продаж текущего месяца, оплачиваемая в следующем (например, счета дебиторов на 31 января равны февральским поступлениям от продаж в январе из графика платежей);
статья «сомнительные задолженности» рассчитывается на основании планируемой выручки и коэффициента безнадежных долгов;
запасы материалов и готовой продукции периода рассчитываются в бюджетах потребления материалов и себестоимости, соответственно;
накопленная амортизация определяется на основании планируемых амортизационных отчислений в бюджетах производственных накладных расходов и затрат на реализацию и управление;
счета к оплате определяются из графика платежей за материалы по тому же принципу, как и счета к получению;
задолженность по зарплате определяется из бюджета оплаты труда основного персонала как сумма начисленной зарплаты в текущем месяце (зарплата начисляется в текущем, а выплачивается в следующем месяце);
задолженность перед бюджетом по НДС и налогу на прибыль определяется из бюджета НДС и прогнозного отчета о прибыли соответственно как сумма, начисленная в текущем месяце;
остаток по краткосрочному кредиту рассчитывается в графике дополнительного финансирования;
нераспределенная прибыль попадает в баланс из прогнозного отчета о прибыли.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности работы компании в будущем году, что является необходимым, но недостаточным условием для принятия бюджета. Решение об утверждении бюджета может быть принято только после сравнения планируемых результатов с фактическими данными предшествующих периодов и с долгосрочными планами компании. Если результаты деятельности в бюджетном году не устраивают руководство, необходимо вернуться к этапу формирования операционных бюджетов и определить, какие данные необходимо изменить, чтобы улучшить ситуацию. При этом необходимо подходить к изменению планируемых исходных данных комплексно, определяя мероприятия, которые будут способствовать выполнению плана (например, увеличить планируемый объем продаж и предусмотреть затраты на новую рекламную кампанию в бюджете административных и сбытовых затрат). Это позволяет найти решение проблемы до ее возникновения и, как следствие, приводит к повышению эффективности работы компании.
Рассмотренный пример является упрощенным, однако он достаточно наглядно показывает механизм формирования отдельных бюджетов и взаимосвязи между ними. Технология составления годового бюджета для любой компании одинакова, отличаются только содержание самих бюджетных таблиц и некоторые связи между ними.
После разработки базового варианта годового бюджета, необходимо провести анализ рисков. Механизм и наиболее распространенные методы анализа рисков описаны в разделе 17. В результате анализа рисков определяется, что может помешать достижению запланированных результатов и как снизить вероятность негативного развития ситуации.
Таблица 29 –Прогнозный баланс компании, млн. руб.
52
Поскольку ни один из исходных параметров системы бюджетирования невозможно спрогнозировать со 100 % достоверностью, возникает необходимость анализа рисков изменения планируемых исходных данных.
Цель анализа рисков состоит в оценке влияния различных неблагоприятных факторов на показатели результирующих бюджетов (чистая прибыль, денежный поток).
Основные факторы, влияющие на риск, представлены в таблице 30.
Таблица 30 – Факторы, влияющие на анализ рисков
Задача не ограничивается только анализом рисков. Конечная цель состоит в управлении рисками. И здесь работает следующий основной принцип управления риском: воздействие на субъективные факторы, принимая во внимание объективные факторы.
Наиболее распространенные следующие методы анализа рисков:
1) анализ чувствительности,
2) сценарный анализ,
3) статистическое моделирование.
При проведении анализа чувствительности определяется степень изменения показателей результирующих бюджетов при изменении статей исходных данных. Целью данного метода является определение исходных данных, изменение которых в наибольшей степени сказывается на изменении результирующих показателей.
Последовательное проведение анализа чувствительности:
1. Выбор ключевого показателя эффективности инвестиций, в данном случае чистая прибыль.
2. Выбор факторов, относительно которых нету однозначного суждения (т.е. состояние неопределенности). Типичными являются следующие факторы:
Рыночные факторы – цена товара и объем продажи
Капитальные затраты, компоненты себестоимости продукции
3. Расчет ключевого показателя для всех выбранных предельных значений неопределенных факторов
4. Построение графика чувствительности для всех факторов. В западном инвестиционном менеджменте этот график носит название «Spider Graph». На рисунке 17.1 представлен данный график для трех факторов.
Данный метод позволяет сделать вывод о наиболее критических факторах, с тем, чтобы разработать соответствующую программу управления рисками, а в ходе его реализации обратить на эти факторы особое внимание с целью сократить риск реализации проекта.
Если бы проект оказался чувствительным к изменению объема производства, то следовало бы уделить больше внимания совершенствованию внутреннего менеджмента предприятия и ввести специальные меры по повышению производительности. Если критическим оказался бы фактор затрат, то целесообразно было бы улучшить отношение с поставщиками, заключив долгосрочные контракты, позволяющие, возможно, снизить закупочную цену сырья. В данном случае цена продукции оказалась критическим фактором, откуда следует, что в ходе реализации проекта необходимо улучшить программу маркетинга и (или) повысить качество товаров.
Таблица 31 –Прогнозный отчёт о прибылях и убытках при увеличении затрат на материалы на 10%, млн. руб.
Наименование | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | За год |
Выручка за продукцию | 1 679 194 140 | 1 743 181 485 | 1 721 666 250 | 1 740 869 430 | 1 701 265 910 | 1 754 909 310 | 1 675 913 410 | 1 693 347 765 | 1 748 736 640 | 1 689 662 260 | 1 745 717 230 | 1 718 238 710 | 20 612 702 540 |
Себестоимость реал. прод | 300 267 003 | 323 661 997 | 319 261 172 | 323 262 285 | 316 482 095 | 325 683 464 | 315 614 003 | 315 952 919 | 324 402 639 | 315 125 676 | 324 281 949 | 320 518 156 | 3 824 513 356 |
Валовая прибыль | 1 378 927 137 | 1 419 519 488 | 1 402 405 078 | 1 417 607 145 | 1 384 783 815 | 1 429 225 846 | 1 360 299 407 | 1 377 394 846 | 1 424 334 001 | 1 374 536 584 | 1 421 435 281 | 1 397 720 554 | 16 788 189 184 |
Затраты на сбыт и упр. | 360 567 000,00 | 362 444 000,00 | 361 209 000,00 | 362 225 000,00 | 360 891 000,00 | 362 945 000,00 | 361 767 000,00 | 361 196 000,00 | 362 493 000,00 | 360 766 000,00 | 362 709 000,00 | 361 740 000,00 | 4 340 952 000,00 |
Прибыль до проц. и налог. | 1 018 360 137 | 1 057 075 488 | 1 041 196 078 | 1 055 382 145 | 1 023 892 815 | 1 066 280 846 | 998 532 407 | 1 016 198 846 | 1 061 841 001 | 1 013 770 584 | 1 058 726 281 | 1 035 980 554 | 12 447 237 184 |
Проценты за кредит | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прибыль до налогов | 1 018 360 137 | 1 057 075 488 | 1 041 196 078 | 1 055 382 145 | 1 023 892 815 | 1 066 280 846 | 998 532 407 | 1 016 198 846 | 1 061 841 001 | 1 013 770 584 | 1 058 726 281 | 1 035 980 554 | 12 447 237 184 |
Налог на прибыль | 244 406 433 | 253 698 117 | 249 887 059 | 253 291 715 | 245 734 276 | 255 907 403 | 239 647 778 | 243 887 723 | 254 841 840 | 243 304 940 | 254 094 308 | 248 635 333 | 2 987 336 924 |
Чистая прибыль | 773 953 704 | 803 377 371 | 791 309 019 | 802 090 430 | 778 158 540 | 810 373 443 | 758 884 630 | 772 311 123 | 806 999 161 | 770 465 644 | 804 631 974 | 787 345 221 | 9 459 900 260 |
Таблица 32 –Прогнозный отчёт о прибылях и убытках при увеличении объёма продаж на 10%, млн. руб.
Наименование | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | За год |
Выручка за продукцию | 1 847 135 400 | 1 917 556 060 | 1 893 767 085 | 1 914 899 935 | 1 871 369 135 | 1 930 464 570 | 1 843 435 015 | 1 862 683 755 | 1 923 575 580 | 1 858 630 900 | 1 920 271 280 | 1 890 056 540 | 22 673 845 255 |
Себестоимость реал. прод | 310 396 864 | 334 603 509 | 330 002 344 | 334 155 718 | 327 179 777 | 336 692 421 | 326 439 567 | 326 702 123 | 335 338 331 | 325 813 081 | 335 244 226 | 330 802 949 | 3 953 370 909 |
Валовая прибыль | 1 536 738 536 | 1 582 952 551 | 1 563 764 741 | 1 580 744 217 | 1 544 189 358 | 1 593 772 149 | 1 516 995 448 | 1 535 981 632 | 1 588 237 249 | 1 532 817 819 | 1 585 027 054 | 1 559 253 591 | 18 720 474 346 |
Затраты на сбыт и упр. | 368 565 000,00 | 370 631 000,00 | 369 267 000,00 | 370 385 000,00 | 368 919 000,00 | 371 182 000,00 | 369 881 000,00 | 369 256 000,00 | 370 681 000,00 | 368 783 000,00 | 370 919 000,00 | 369 854 000,00 | 4 438 323 000,00 |
Прибыль до проц. и налог. | 1 168 173 536 | 1 212 321 551 | 1 194 497 741 | 1 210 359 217 | 1 175 270 358 | 1 222 590 149 | 1 147 114 448 | 1 166 725 632 | 1 217 556 249 | 1 164 034 819 | 1 214 108 054 | 1 189 399 591 | 14 282 151 346 |
Проценты за кредит | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прибыль до налогов | 1 168 173 536 | 1 212 321 551 | 1 194 497 741 | 1 210 359 217 | 1 175 270 358 | 1 222 590 149 | 1 147 114 448 | 1 166 725 632 | 1 217 556 249 | 1 164 034 819 | 1 214 108 054 | 1 189 399 591 | 14 282 151 346 |
Налог на прибыль | 280 361 649 | 290 957 172 | 286 679 458 | 290 486 212 | 282 064 886 | 293 421 636 | 275 307 468 | 280 014 152 | 292 213 500 | 279 368 357 | 291 385 933 | 285 455 902 | 3 427 716 323 |
Чистая прибыль | 887 811 887 | 921 364 379 | 907 818 284 | 919 873 005 | 893 205 472 | 929 168 513 | 871 806 981 | 886 711 481 | 925 342 749 | 884 666 462 | 922 722 121 | 903 943 689 | 10 854 435 023 |