Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью реорганизации отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической мотивации широких слоев населения.

Оглавление

Введение
1.Сущность и основные особенности разгосударствление и приватизация
1.1 Особенности разгосударствления
1.2 Особенности приватизации
2. Опыт разгосударствления и приватизации в странах Восточной и Центральной Европы
2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии
2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии
2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше
2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.2 Итоги разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.20 Кб (Скачать)

[Динамика реформирования  государственной собственности  за период с 1991 по 2009 годы. http://gki.gov.by/real-estate-rent-sale/privatization/b52670b08a41b289.html;]

В соответствии с законодательством государственные организации в процессе приватизации могут быть преобразованы  в открытые акционерные общества (далее — ОАО):

    • со 100-процентной долей государства;
    • с участием других, кроме государства, учредителей.

Создание  ОАО со 100-процентной долей государства осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации от 18 июня 1998 г. № 96.

Преобразование  в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления.

При отсутствии предложений работников организаций инициатором приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской  собственности — Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности — соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

В случае разногласий между коллективами работников организаций и органом государственного управления, по вопросам целесообразности приватизации данных организаций решения принимаются:

    • по организациям с численностью работающих свыше 4 тысяч человек — Президентом Республики Беларусь;
    • по организациям с численностью работающих от 2 до 4 тысяч человек — Советом Министров Республики Беларусь;
    • по организациям с численностью работающих до 2 тысяч человек — республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации — Госкомимуществом.

В процессе проведения работ по преобразованию организации в ОАО создаются три комиссии:

    1. комиссия по преобразованию — на преобразуемой организации;
    2. отраслевая комиссия по преобразованию организации в ОАО — в органе государственного управления, иной государственной организации;
    3. комиссия по приватизации:
    • по организациям, находящимся в республиканской собственности в областном, Минском городском территориальном фонде государственного имущества по месту расположения преобразуемой организации;
    • по организациям, находящимся в коммунальной собственности — местными исполнительными и распорядительными органами — по месту расположения преобразуемой организации.

Уставный  фонд создаваемого ОАО формируется  по балансовой стоимости организации по состоянию на 1 января текущего года, исходя из результатов инвентаризации и оценки активов и пассивов.

Порядок создания ОАО с участием других, кроме государства, учредителей осуществляется по аналогии с порядком создания ОАО со 100-процентной долей государства.

Решение о необходимости привлечения  других, кроме государства, учредителей ОАО принимается на общем собрании или конференции коллектива работников организации с участием представителя органа государственного управления.

Выбор других, кроме государства, учредителей  ОАО осуществляется органом государственного управления, иной государственной организацией на конкурсной основе, а при наличии одного потенциального инвестора — путем прямых переговоров.

В качестве других, кроме государства, учредителей ОАО, создаваемых в  процессе приватизации организаций, могут  выступать национальные либо иностранные инвесторы, внесшие в уставный фонд создаваемого общества в соответствии с договором о создании ОАО, принадлежащее им имущество, включая денежные средства.

Решение о создании ОАО с участием другого, кроме государства, учредителя принимается на учредительном собрании по созданию ОАО до издания приказа Госкомимуществом, местными исполнительными и распорядительными органами о передаче государственного имущества в уставный фонд создаваемого ОАО.

При продаже организаций на аукционе, по конкурсу работы проводятся в соответствии с Перечнем работ по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации республиканской собственности и Перечнем документов проекта приватизации предприятия как имущественного комплекса, проданного на аукционе, по конкурсу, утвержденным постановлением Госкомимущества от 3 мая 2008 г. № 39 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 123, 8/18798).

Решение о продаже предприятия как  имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации принимается общим собранием или конференцией работников организации с участием представителей органа государственного управления, иной государственной организации.

Руководитель  организации в течение месяца от даты принятия положительного решения о продаже на аукционе, по конкурсу готовит предложение на приватизацию, которое согласовывается с органом государственного управления, иной государственной организацией, областным (Минским городским) исполнительным комитетом и представляется в областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества. Областной, Минский городской территориальный фонд государственного имущества в месячный срок со дня поступления предложения на приватизацию принимает решение о сроках и условиях проведения приватизации, и в течение месяца создает комиссию по приватизации. В состав комиссии входят представители областных, Минского городского территориального фонда государственного имущества, налоговых органов, полномочные представители коллектива работников организации.

После принятия Президентом Республики Беларусь решения о приватизации предприятия  как имущественного комплекса Госкомимущество  создает комиссию по проведению аукциона, конкурса в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения торгов по продаже некоторых объектов республиканской собственности.

Продажа объекта государственной собственности  может осуществляться на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации.

При продаже объекта государственной  собственности на аукционе с условиями  от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест; выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Предъявление условий, непредусмотренных законодательством о приватизации не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Убыточные государственные организации в  течение последних трех и более лет могут быть проданы по конкурсу в процессе приватизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

Продажа осуществляется юридическим лицам, предоставившим инвестиционные проекты.

Обязательными условиями продажи для покупателей  являются:

  • реализация инвестиционного проекта, социальных программ по поддержке коллектива работников;
  • принятие на себя неисполненных обязательств убыточной государственной организации;
  • сохранение рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест в соответствии с инвестиционным проектом. [Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь. http://www.gki.gov.by/info-center/state-property-fund/privatization/forms/c5b67cbce8e0c0.html;]
    1. ИТОГИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В соответствии с планом приватизации объектов, находящихся  в республиканской собственности, на 2008- 2010 годы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 (с изменениями постановления СМ РБ №№ 1709, 1939), в 2008 году подлежало приватизации 169 предприятий, в том числе: 50 — Минпрома, 45 — Минтранса, 20 — Минсельхозпрода, 14 — Минторга, 6 — Минстройархитектуры, 11 — Минэнерго, 8 — Минжилкомхоза, 6 — концерна «Беллегпром», 3 — Минкультуры, 2 — Госкомвоенпрома, 2 — концерна «Белгоспищепром», 1 — Минсвязи, 1 — концерна «Белбиофарм».

По состоянию  на 1 января 2009 года реформировано 156 предприятий.

Создание открытых акционерных обществ осуществлялось как на базе одного унитарного предприятия, так и на основе имущественных  комплексов нескольких предприятий  исходя из целесообразности развития отраслей, необходимости создания оптимальной  и эффективной структуры управления. 

С учетом этого, было создано 107 открытых акционерных  обществ, в том числе:

  • крупные предприятия промышленного комплекса, хорошо известные за пределами нашей страны, такие как Минский автомобильный завод, Минский механический завод имени С. И. Вавилова, Минский моторный завод;
  • автотранспортные организации, осуществляющие внутренние и междугородние автоперевозки — на базе республиканского унитарного предприятия Могилевское автотранспортное предприятие «Облавтотранс» и его 20 дочерних предприятий создано одно открытое акционерное общество. Аналогичные подходы были применены при преобразовании в ОАО республиканского унитарного транспортного предприятия «Брестгрузавтосервис» совместно с 11-ю дочерними предприятиями;
  • предприятия агропромышленного комплекса, осуществляющие разведение птицы на мясо и производство яиц — Оранчицкая и Жлобинская птицефабрики.

Кроме того, приватизированы  предприятия легкой промышленности; жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающие  лифтовые хозяйства; предприятия бытового обслуживания, а также предприятия  других отраслей.

В уставные фонды  созданных открытых акционерных  обществ включено государственное имущество на сумму более 4-х триллионов белорусских рублей. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составляет более 89 тысяч человек.

Кроме того, проведен комплекс работ, в соответствии с  действующим по приватизации законодательством по продаже РУП «Гомельский судостроительно-судоремонтный завод» и РУП «Речицкий судостроительно-судоремонтный завод» как имущественных комплексов. В результате издан Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 27 «О некоторых вопросах продажи имущественных комплексов» по продаже указанных судостроительно-судоремонтных заводов. Проведен также комплекс работ по подготовке к продаже на аукционе с условиями филиала Могилевского республиканского унитарного предприятия электроэнергетики «Могилевэнерго» Бобруйского завода древесноволокнистых плит как имущественного комплекса. Проект распоряжения находится в Совете Министров Республики Беларусь. [http://www.gki.gov.by/about/press/news/fb9c2aaad875dfff.html] 
 
 
 
 

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы