Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью реорганизации отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической мотивации широких слоев населения.

Оглавление

Введение
1.Сущность и основные особенности разгосударствление и приватизация
1.1 Особенности разгосударствления
1.2 Особенности приватизации
2. Опыт разгосударствления и приватизации в странах Восточной и Центральной Европы
2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии
2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии
2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше
2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.2 Итоги разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.20 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Кафедра экономики 
 
 
 
 

Разгосударствление  и приватизация собственности  в странах Восточной  и Центральной  Европы

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

выполнила

студентка 2  курса группа 072201

Гаврилова Анастасия Игоревна 
 

научный руководитель

доцент

Марченкова  Екатерина Евгеньевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Сущность и  основные особенности разгосударствление  и приватизация

1.1 Особенности  разгосударствления

1.2 Особенности  приватизации

2. Опыт разгосударствления  и приватизации в странах Восточной  и Центральной Европы

2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии

2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии

2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше

2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии

3. Особенности  разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь

3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь

3.2 Итоги разгосударствления  и приватизации в Республике  Беларусь

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ

В развитии человеческой цивилизации, экономических  систем, становлении и развитии товарного  производства наряду с разделением  труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые  разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют  государственная и частная собственность.

В современном  мире нет ни одной страны, где  бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности  в экономике страны ведет к  возникновению государственной  монополии, которая пагубна для  развития экономики, потребителя, населения  и чрезвычайно выгодна производителю. [http://para.by/referat-html/3716_referats_ref-17280_k1.htm ].

Как известно, собственность выступает основой  не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов реформирования отношений собственности зависит  успех всей рыночной трансформации  народного хозяйства.

Необходимость реформирования отношений собственности  обусловлена разным статусом собственников  и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной  экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господствует только один субъект собственности  – государство и только одна форма  собственности – государственная. Отношения, возникающие между многими  независимыми собственниками в рыночной экономике, требует чётких имущественных  прав. В централизовано управляемой  огосударствленной экономике такой чёткости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом.

Рыночная  экономика требует, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты своей деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. По этому результаты убыточной работы перекладываются на всё общество.

Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. В огосударствленной экономике собственность функционирует через административное внеэкономическое принуждение.

Отсюда  следует, что переход от сложившейся  в социалистических странах командно-административной системы к рыночной экономике  может быть осуществлён только на базе перестройки отношений собственности, путём децентрализации как экономических отношений, так и прав собственности.

Целью реорганизации отношений собственности  является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение  народу собственности, созданной его  трудом), но и прежде всего повышение  эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической  мотивации широких слоев населения.

Для этого  проводят разгосударствление экономики  и приватизацию государственных  предприятий. Таким образом, с государства  снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Не следует забывать и о том, что с плеч населения  снимается бремя финансирования (посредством бюджета) огромного  количества предприятий.

Под разгосударствлением  в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого  хозяйственного управления собственностью.

Приватизация  всего лишь один из элементов разгосударствления экономики

и означает смену собственника путем передачи (продажи) объектов государственной  собственности другим экономическим  субъектам: частным или юридическим  лицам, трудовым коллективам.

В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность  не ликвидируется полностью, уменьшается  лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические  отношения негосударственные предприятия  и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.[ http://dfk-dfr.com/load/34-1-0-2532]

1.1 Особенности разгосударствления

Развернувшийся  в 80-х годах в развитых странах  процесс разгосударствления экономики  имеет ряд особенностей. Прежде всего, разгосударствление не означает, что  государство перестаёт играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются  масштабы государственного предпринимательства, но государство остаётся структурным  элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям путём изменения  форм своей деятельности.

Процесс разгосударствления сохраняет государственную  собственность и направлен на повышение эффективности функционирования оставшихся в государственном секторе предприятий.

Наиболее  широко особенности современного процесса разгосударствления нашли отражение  в его способах. Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих  наиболее распространённых способах разгосударствления:

  • Либерализация рынков. В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растёт производство многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на разные рынки. Также государство поощряет малый бизнес, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Всё это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
  • Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования.
  • Коммерциализация. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которой находятся предприятия.[ М.А.Сажина, Г.Г.Чебриков «Экономическая теория» Москва 1999 год]

    Притом  государство либо сокращает, либо полностью  прекращает бюджетное финансирование предприятий, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает  результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в  частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к  решению параллельной проблемы государства  – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство  избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное  предприятие. Это в свою очередь  ведет к оздоровлению денежного  хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.[Allbest.ru]

  • Денационализация – изменение собственности государственных предприятий. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти  способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности  и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный  бюджет. Иначе говоря, сокращается  часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые  и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени  огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о  развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. [Allbest.ru]

1.2 Особенности приватизации

Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и  местных органов власти в собственность: предприятия и их подразделения, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.

     [Экономическая  теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Вадяпина акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. 640 с. - (Высшее образование)].

Приватизация  может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества  на длительный срок частными лицами или  компаниями; может быть частичной, когда  распродается, например, лишь часть  акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации. [Гукасьян Г.М. Экономическая теория. - СПб.; Питер, 2006. 480 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие») ].

Наиболее  популярными формами приватизации государственной собственности  в развитых странах являются: продажа  предприятий непосредственно в  частные руки, выкуп акций государственных  предприятий менеджерами, продажа  акций работникам, распространение  акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных  предприятий в аренду и заключение на управление предприятием.

Цели  приватизации в странах рыночной экономики:

  • сокращение задолженности государственного сектора;
  • развитие рынка;
  • стимулирование предпринимательства;
  • расширение индивидуальных свобод;
  • развитие народного капитализма;
  • ослабление профсоюзов.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы