Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью реорганизации отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической мотивации широких слоев населения.

Оглавление

Введение
1.Сущность и основные особенности разгосударствление и приватизация
1.1 Особенности разгосударствления
1.2 Особенности приватизации
2. Опыт разгосударствления и приватизации в странах Восточной и Центральной Европы
2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии
2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии
2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше
2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.2 Итоги разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.20 Кб (Скачать)

Задачи  нового правительства.

Ускорение процесса приватизации остается предпосылкой повышения эффективности экономики  в целом, поддержания темпа экономического роста, реструктуризации крупных предприятий  и повышения эффективности их функционирования. Более того, средства от приватизации позволяют: пополнить  государственный бюджет, обеспечить проведение реформ системы здравоохранения  и соцобеспечения, увеличить капитальные  вложения в развитие инфраструктуры. [http://www.polska.ru/polska/ekonomika/privatizacja.html]

2.4 ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ЧЕХИИ

Немного из истории.

После "бархатной революции" к власти в Чехословакии пришли демократы, объявившие курс на приватизацию государственной  собственности. "Отцом" приватизации в этой стране стал Вацлав Клаус, позже  занимавший кресло премьер-министра. В 1992 году он начал программу приватизации, по которой каждый гражданин страны получал книжку ваучеров на сумму 40 долларов. Ее можно было обменять на акции приватизированных предприятий, однако граждане Чехословакии не торопились покупать ваучерные книжки, приватизация находилась под угрозой срыва. В этот критический для реформ момент в Праге и по всей стране началась громкая рекламная кампания частной фирмы "Гарвард Капитал энд Консалтинг". Каждый день телевидение по нескольку десятков раз крутило рекламные ролики этой компании. Все газеты на самых видных местах печатали ее объявления, а на улицах чешской столицы и других чешских городов длинноногие девицы в коротких шортах раздавали прохожим ее рекламные проспекты.

Предложенная "Гарвардом" схема приватизации была проста и понятна всем. Каждый гражданин, доверивший компании свою книжку с ваучерами, через год и день должен был получить денег по меньшей мере в десять раз больше стоимости всех его ваучеров и народ валом повалил в "Гарвард". Чтобы сдать ваучеры, с ночи у офиса компании выстраивались длинные очереди. Любопытно, что перед главным офисом был поднят на флагштоке звездно-полосатый американский флаг, что еще больше укрепило доверие граждан к компании.

Создал "Гарвард К & К " в конце 1991 года Виктор Козни, работавший после возвращения на родину "экономическим консультантом". Позже Виктор признался журналистам, что приехал в Чехословакию, имея всего три тысячи долларов. Однако его откровенность никогда не простиралась так далеко, чтобы рассказать, откуда же он взял деньги на рекламную кампанию "Гарварда", проведение которой обошлась ему, по самым скромным подсчетам, в полмиллиона долларов.

Министр приватизации Томаш Дже-зек обратился по радио и телевидению к жителям страны. Он посоветовал чехам осторожнее относиться к обещаниям быстрого обогащения и не отдавать свои ваучерные книжки в "Гарвард". Однако его призыв услышали единицы. За несколько месяцев более восьмисот тысяч человек сдали ваучерные книжки в новый инвестиционный фонд. Через год первые вкладчики потребовали обещанные деньги, но им снова и снова предлагали ждать.

За год  активной деятельности и скупки за счет собранных ваучеров акций очень  прибыльных предприятий "Гарвард  Кэпитал & Консталтинг" из никому не известной компании превратился в самый мощный и богатый в Чехии инвестиционный фонд. К осени 1993 года его капитал превысил миллиард долларов. А личное состояние президента Козни достигло, по оценкам чешских экономистов, двухсот миллионов. Только его оклад как президента фонда, не считая имевшихся у него акций, составил сорок пять миллионов.

Поняв, что пора сматывать удочки, Виктор выехал в отпуск за границу и не торопился возвращаться. Он остановился  в Цюрихе. Там Козни снял целый  этаж в самой дорогой гостинице. Потом на всякий случай получил ирландское гражданство и заявил о намерении перенести центр своих деловых операций в Дублин. Однако позже он предпочел обосноваться на Багамских островах.

В 1995 году, вскоре после приезда на Багамы, на одном из званых обедов Козни  познакомился с Майклом Дингменом, пожилым солидным американским мультимиллионером, несмотря на большую разницу в возрасте (тридцать четыре года), они подружились и вскоре стали работать на пару.

Когда этот альянс объявил о намерении  вкладывать деньги в чешскую экономику, в Праге вздохнули с облегчением. Однако вскоре с помощью нескольких ловких сделок и финансовых маневров Козни перевел активы "Гарварда" в одну из компаний на Кипре, принадлежавшую ему и Дингмену. Этим ходом он лишил многочисленных чешских вкладчиков последних надежд вернуть деньги. Акции "Гарварда" стали стоить не дороже той бумаги, на которой они были напечатаны. В Чехии разразился промышленный и финансовый скандал. А в это время авантюрист проводил время на Багамах и кутил в самых дорогих ресторанах крупнейших городов мира... [http://www.mainru.com/2010/04/blog-post_2234.html]

Приватизация  в Чехии началась с продажи  малых предприятий через аукционы и конкурсы. Прежде всего это были объекты розничной торговли, общественного питания и сервиса. Уже в 1991 году было проведено 30 тысяч аукционов. К середине 1993 года программа приватизации в Чехии была практически завершена. Всего было продано 25967 объектов общей стоимостью 27,61 млрд. крон. За два с половиной года свыше 80% малых предприятий стали частными.

Быстро  и масштабно проведенная малая  приватизация в течение двух лет  создала 1,5 млн. рабочих мест. Это  повлекло за собой спад в обществе социальной напряженности, возникшей  из-за структурной перестройки народного хозяйства, сформировало позитивное отношение населения к приватизации в целом.

В 1992 году началась приватизация больших и  средних предприятий. Сначала идея “большой приватизации” сводилась  к отчуждению собственности за ваучеры. Но со временем стал доминировать такой  подход:

  • если кто-то проявлял желание приобрести тот или другой объект, Министерство приватизации разрешало его продажу;
  • если покупателей было несколько ¾ организовать конкурс их приватизационных проектов. В среднем на один объект предлагалось 5 проектов;
  • если прямых покупателей не было, государство акционировала это предприятие, реализуя населению не меньше, чем 60% акций.

Первая  волна приватизации, проведенная  в 1992-в начале 1993 года, передала в  руки пяти с половиной миллионов  граждан государственную собственность на общую сумму 10 млрд. долларов.

Уроки, которые даёт чешский опыт:

  • государственное имущество в Чехии в процессе приватизации продавалось и за ваучеры, и через выкуп, и через аукционы. Правительство продемонстрировало, так сказать, высший пилотаж экономической политики, оптимально объединив денежную и массовую (ваучерную) приватизацию. Наиболее социально справедливая ваучерная модель привлекла к этому процессу миллионы граждан, что обеспечило ему высокий темп и общественную занятость. [http://www.textreferat.com/referat-5048-4.html]
 
 
 
 

3 ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая,  финансовая) проводится в каждой сфере как бы в  разных  временных  потоках,  с  разной

скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала  (наряду  с  либерализацией  цен)  самым  ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ  теории и практики приватизационного  процесса  занимает  все более важное место в отечественной экономической  науке.  Это  обусловлено тремя  причинами.  Во-первых,  необходимостью  осмысления  происходящих  в экономиках различных стран  изменений  при  переходе  от  административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития  отношений  собственности;  в-третьих, использованием «карты»  приватизации  в  острой  политической  полемике  и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В  теории  приватизации  и  обобщении  ее  практики   сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Беларуси к рыночной экономике  появляются  новые  моменты,   имеющие   важное   значение   для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в  виду, что до сих пор  по-разному  трактуется  даже само  понятие  «приватизация»,  его  соотношение  с  категориями  «частная собственность», «разгосударствление». Особенно  остры  дискуссии  о  месте приватизации в экономической реформе; об очередности  или  одновременности приватизации,  либерализации  цен  и  структурной  перестройки;  о   целях приватизации;  наконец,  о   сочетании   экономической   эффективности   и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Завершение  начального  этапа  приватизации   в   Беларуси   (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов  и выявления особенностей.   Переход   к   новому    «инвестиционно-денежному»    этапу приватизации   нуждается   в   прогнозе   постприватизационного   развития предприятий. [http://www.ref.by/refs/98/24097/1.html]

3.1 СПОСОБЫ И ФОРМЫ  РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Разгосударствление  экономике в РБ  – это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация  управления. Освобождение государства  от функций прямого хозяйственного управления.

Основными формами разгосударствления являются:

  • аренда государственных предприятий;
  • преобразование госпредприятий  в акционерные общества;
  • ограничение вмешательства государства в управление собственностью.

[Карпей Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства. – Минск, 2004, с.42-54.(с.46)].

Основными способами разгосударствления являются:

  • сокращение доли государственного сектора в экономике;
  • уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
  • либерализация рынков и устранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
  • коммерциализация, т.е. перевод государственных предприятий на коммерческий расчет и ориентацию на максимизацию прибыли;
  • переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков;
  • денационализация собственности.

Одним из путей разгосударствления является приватизация, т.е. смена государственной  формы собственности на частную. Частная собственность наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства. 

Важным  основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, необходимо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними. [Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и студентов. Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск,  2002, с. 56-66.]. 

К главным целям приватизации, следует  отнести:

  • формирование новых форм собственности: частной и собственной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы