Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа
Целью реорганизации отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической мотивации широких слоев населения.
Введение
1.Сущность и основные особенности разгосударствление и приватизация
1.1 Особенности разгосударствления
1.2 Особенности приватизации
2. Опыт разгосударствления и приватизации в странах Восточной и Центральной Европы
2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии
2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии
2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше
2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.2 Итоги разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь.
В Законе о приватизации закреплены следующие принципы приватизации:
В целях соблюдения
этих принципов и повышения эффективности
Объектами приватизации являются:
Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:
Не подлежат приватизации:
В РБ выделяют следующие методы приватизации:
Возмездный метод – это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:
Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.
Закрытая продажа предусматривает
приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.
Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.
Безвозмездный метод – это приватизация в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
Безвозмездная
приватизация реализуется в соответствии
с Законом «Об именных
Чек (ваучер) – это ценная бумага на предъявителя, которая дает их владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и право получения дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.
Выдача приватизационных чеков позволяет быстро распределить активы государственных предприятий среди большого числа граждан. Приватизация посредством чеков не дает доходов в государственный бюджет, но позволяет при наличии и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.
Другие способы безвозмездной
Необходимо отметить, что использование этих методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.
Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.
Третий подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу. Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.
Возмездный метод приватизации:
Однако ориентация только на продажу объектов государственной собственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятия, и приватизация может затянуться на многие годы.
В тоже время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
Поэтому был сделан вывод, что без использования безвозмездного метода приватизации процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения, приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов. [Приватизация и акционирование: сборник нормативных документов. – Минск, 1996г.]
Динамика реформирования государственной собственности за период с 1991 по 2009 годы:
|