Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью реорганизации отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической мотивации широких слоев населения.

Оглавление

Введение
1.Сущность и основные особенности разгосударствление и приватизация
1.1 Особенности разгосударствления
1.2 Особенности приватизации
2. Опыт разгосударствления и приватизации в странах Восточной и Центральной Европы
2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии
2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии
2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше
2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.2 Итоги разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.20 Кб (Скачать)

Имеются различные пути передачи прав собственности  из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических  и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.[Allbest.ru]

Продажа государственных предприятий в  частные руки осуществляется путём  организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами государства. Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов.

Конкурсные  торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсных торгов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы(более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени. [ М.А.Сажина, Г.Г.Чебриков «Экономическая теория» Москва 1999 год]

Также существует бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость обоснована двумя моментами. Во-первых, она рассматривалась как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в Польше.

Льготная  приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). В ряде государств получил распространение процесс реприватизации - восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций.

Формальная  приватизация предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капитале предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная  приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне.

Массовая  приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии.

Открытый  и ограниченный тендер. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Прямая  продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

По форме  приватизацию можно разделить на две составляющие – это малая  приватизация и большая приватизация:

    1. Малая  приватизация, распространяемая на  мелкие и средние предприятия  в сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном  на аукционах, коммерческих конкурсах  и предусматривала полный выкуп.

    2. Большая  приватизация, распространяемая на  крупные предприятия, предполагала  их акционирование с последующей  продажей акций.[allbest.ru]

 

2 ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ  СОБСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

При реализации имеющихся и выработке новых  инициатив в области разгосударствления и приватизации немалую роль играет опыт стран с рыночной экономикой. Безусловно, этот опыт имеет большое  значение для Республики Беларусь, особенно с точки зрения долговременной стратегии реформирования и развития экономики, стимулирования экономического роста. Его изучение в немалой  степени способствовало правовому, организационному и институциональному оформлению белорусской политики разгосударствления и приватизации.

Однако  во многих своих компонентах опыт развитых стран обусловлен совершенно иными экономическими и социально-институциональными факторами, вследствие чего возможности  его практической адаптации к  нашим реалиям ограничены. Но значит ли сказанное, что нам вообще нечего заимствовать в данной области за рубежом? Нет, это далеко не так.

Сегодня можно констатировать, что некоторые  страны ЦВЕ продвинулись в ходе реформ значительно дальше и добились более  весомых экономических и социальных результатов, чем Беларусь. Во многом это связано с разработкой  собственных, гибко адаптированных к местным условиям моделей разгосударствления и приватизации государственного сектора  экономики.

Лидерами  в охватившем Восточную Европу процессе реформирования экономических систем на данный момент являются Польша, Венгрия, Чехия и Словения. Значительных успехов  достигли также страны Балтии, тогда  как Болгария или страны СНГ находятся  в довольно сложном экономическом  положении и проводимые экономические  реформы пока не принесли ожидаемых  результатов.

Начало  рыночных преобразований в странах  Центральной и Восточной Европы было сопряжено с поиском наиболее оптимальных методов увеличения доли частного сектора в экономиках указанных государств. Учитывая сложившуюся  к тому времени в данных странах  политическую ситуацию, правительства  постсоциалистических государств ЦВЕ  не смогли пойти по пути эволюционного  становления частной собственности  как, например, Китай. Таким образом, приватизация государственной собственности  стала ключевым элементом рыночных реформ в этих странах. Проводимая правительствами  стран ЦВЕ приватизация преследовала несколько целей, помимо основной –  повышения эффективности производства и создания конкурентной среды:

  • передача населению части госимущества снимает социальную напряженность в обществе, вероятность которой при проведении экономических реформ чрезвычайно велика. К тому же она может стать своего рода компенсацией лицам, пострадавшим от экспроприации собственности;
  • приватизация способствует возникновению класса частных собственников, на который в дальнейшем опирается правительство при проведении рыночных преобразований;
  • передача части собственности гражданам государства в определенной мере способствует предотвращению чрезвычайно высокой и нежелательной концентрации имущества в руках иностранных собственников;
  • при проведении массовой приватизации использование специальных приватизационных документов (ценных бумаг) стимулирует становление национального фондового рынка. [ http://dfk-dfr.com/load/34-1-0-2532]
 
 
 

    2.1 ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ВЕНГРИИ

Пришедшее к власти весной 1990 года коалиционное правительство во главе с Йожефом Анталлом в своей предварительной программе, провозглашенной в мае 1990 года, заявило: «В центре нашей стратегии стоит сильное социальное рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и частном предпринимательстве». Для осуществления этой цели в Венгрии, как и в других странах Восточной Европы, основным путем является приватизация. В заявлении весной 1990 года, правительство в течение трех лет предусматривало сократить долю государственной собственности с 90 до 25—30%. Подчеркивалось, что правительство намерено создать «характерные для рыночного хозяйства формы и пропорции не путем единовременной реформы собственности, а совершить решающий рывок в этом отношении путем распространяющегося на три — пять лет процесса "смены собственности и приватизации"». В правительственной программе подчеркивалось также, что одновременно под влиянием давления рынка вследствие более рациональной экономической политики государства должна расти и эффективность предприятий, временно или постоянно остающихся в собственности государства.

Приватизация  в Венгрии осуществляется по трем направлениям, каждое из которых в  итоге связано с деятельностью  Государственного имущественного агентства:

  • приватизация, инициируемая «сверху» - ГИА ;
  • приватизация проводимая по инициативе самих государственных предприятий;
  • приватизация проводимая по инициативе третьих лиц — потенциальных инвесторов и собственников.

Приватизация  «сверху» начата в сфере обслуживания и внутренней торговли, где ее ход  регулирует специально принятый закон (Закон о предварительной приватизации). Он предусматривает, что в течение двух лет в частную собственность в обязательном порядке должны быть переведены все бывшие арендные и договорные магазины и точки общественного питания, предприятия гостиничного типа, а также предприятия с числом занятых до 15 человек.

Возможны  следующие механизмы приватизации предприятий:

  • открытая конкурсная система, при которой объявляется через прессу конкурс на приобретение определенного пая в собственности предприятия или всего имущества хозяйственной организации;
  • увеличение основного капитала, при котором для свободной реализации предлагается не наличное имущество, акции и т. д., а право участвовать в увеличении основного капитала предприятия;
  • реализация через фондовую биржу акций предприятия при преобразовании в АО (в данном случае механизм приватизации, а точнее, акционеризации регулируется законом о ценных бумагах и бирже).

Приватизация  по инициативе предприятия, то есть самоприватизация, также находится под пристальным контролем Государственного имущественного агентства. Последнее в обязательном порядке рассматривает приватизационный проект, предложенный предприятием, вправе утверждать или отвергнуть его, назначать конкурс на создание более эффективной приватизационной программы.

В случае приватизации предприятий по инициативе коллектива техника приватизации может  включать в себя такие формы, как:

  • выкуп предприятий коллективами;
  • выкуп предприятий их руководством;
  • широкое использование лизинга, арендной и договорной форм.

Первоначально предусматривалось, что наиболее распространенным вариантом приватизации станет третий путь — разгосударствление по «внешней»  инициативе, то есть когда отечественные  или иностранные предприниматели  будут обращаться в ГИА с просьбой о приобретении госпредприятия в полную или частичную собственность. ГИА предусматривало предоставление многочисленных льгот физическим и юридическим лицам, выступающим с инициативой приобретения государственного имущества. Однако это направление приватизации натолкнулось на серьезное сопротивление трудовых коллективов.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы