Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа
Целью реорганизации отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической мотивации широких слоев населения.
Введение
1.Сущность и основные особенности разгосударствление и приватизация
1.1 Особенности разгосударствления
1.2 Особенности приватизации
2. Опыт разгосударствления и приватизации в странах Восточной и Центральной Европы
2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии
2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии
2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше
2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.2 Итоги разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
В соответствии с трижды обсуждавшимся правительством, начиная с сентября 1991 года, новым пакетом документов по приватизации разработан законопроект о принудительном преобразовании всех государственных предприятий до 31 марта 1993 г. в хозяйственные общества, то есть принудительной акционеризации.
Большие
надежды в Венгрии в связи
с приватизацией неизменно
Наиболее распространенной формой привлечения иностранного капитала является создание совместных предприятий, численность которых стремительно возрастает. К весне 1992 года она составила более 12 тыс.
В Венгрии
2/3 всего иностранного капитала приходится
на фирмы США, Германии и Японии.
Если германские предприниматели предпочитают
контактировать с небольшими венгерскими
предприятиями, то фирмы США уже
вкладывают значительные средства в
ведущие отрасли
Новые
возможности по привлечению иностранного
капитала открываются с вступлением
в Венгрии в силу Закона о концессиях
(август 1991 г.). В соответствии с новым
законом государство может
К предприятиям,
которые и в будущем на 100% будут
находиться в государственной
2.2 ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ГЕРМАНИИ
Особо
быстрыми темпами и в больших
масштабах приватизация осуществлялась
в 1990-е гг. в бывших восточных землях
Германии. Приватизация народных предприятий
бывшей ГДР началась практически
сразу после воссоединения
В Западной
Германии процессы разгосударствления
собственности развивались
Первым этапом немецкой телекоммуникационной реформы стал принятый летом 1989 закон, который разделили традиционную Deutsche Bundespost (DBP) на три независимые компании – почтовую, телекоммуникационную и финансовую. Все они затем были приватизированы. В частности, DBP Telekom в 1996 году превратилась в Deutsche Telekom AG, от продажи части ее акций уже тогда правительство выручило 20 млрд. дойчмарок. К настоящему моменту государство напрямую является держателем лишь 15% акций DT, еще 22% находятся под контролем государственной банковской группы KfW (Kreditanstalt fuer Wiederaufbau). Приватизация действительно превратила компанию в частную фирму, в частности, за счет того, что значительное число ее акций (в 2005 году – 63%) торгуется на бирже.
Deutsche Post была выведена на биржу при помощи IPO в конце 2000 года, тогда в свободное обращение поступили 32% акций. К концу 2005 году в прямом владении федерального правительства акций не осталось, однако 44,5% акций принадлежат государственной банковской группе KfW (в самой KfW 80% акций принадлежит федеральному правительству и 20% - правительствам земель ФРГ), остальные 55,5% акций Deutsche Post – в свободном обращении. Из общего числа находящихся в обращении акций 31% принадлежит немецким инвесторам, 30% - американским и 21% - британским.
В 1997 году
правительство ФРГ продало
Интересы большого круга частных инвесторов к авиаперевозкам власти ФРГ начали удовлетворять с 1965 года. Именно тогда компания была выведена на биржу, первые акции были проданы в частные руки и доля государства в Lufthansa уменьшилась до 74,31%. В 1987, с выпуском новых акций, доля государства в компании уменьшилась до 65,38%, а в 1989 – до 51,62%. В 1994 году, на очередном этапе приватизации, доля государства сократилась до 35,7% акций, пока наконец через три года компания не была продана полностью. Однако, согласно директиве ЕС, большинства акций авиакомпании должно находиться в руках инвесторов из самой Германии или из стран ЕС. А сама Lufthansa обязана 4 раза в год публиковать отчет о структуре своих акционеров по государственной принадлежности. Также существуют ограничения на передачу акций, которая должна осуществляться только с согласия компании. Сейчас более 78% акций компании находятся на руках инвесторов из Германии.
Немецкие железные дороги управляются компанией Deutsche Bahn AG, которая была зарегистрирована в качестве акционерного общества еще в 1994 году. Правительство ФРГ заговорило о возможности приватизации Deutsche Bahn еще летом 2003 года, полученные от приватизации деньги (расчетно 15,5 млрд. евро) планировалось использовать на финансирование программы сокращения налогов. Однако к концу 2005 этого так и не было сделано, по данным источников в компании, Deutsche Bahn планировалось провести IPO в первой половине 2006 года. Правда, для этого было необходимо, чтобы финансовые показатели деятельности компании заинтересовали инвесторов и способствовали спросу на акции. В рамках программы реструктуризации и повышения доходов компания планировала сократить персонал к 2007 году на 40 тыс. человек – до 170 тыс. сотрудников.
Аналитики отмечают, что несмотря на тот факт, что немецкое государство по-прежнему сохраняет долю собственности в телекоммуникационной Deutsche Telekom, а также опосредованно - в Deutsche Post, Deutsche Bahn осталась единственной крупной компанией в ФРГ, которая на 100% принадлежит государству.
К 2005 неприватизированными
в Германии остались практически только
объекты транспортной инфраструктуры,
в первую очередь, уже упомянутая Deutsche
Bahn, а также скоростные автодороги (автобаны).
Правда, осенью 2005 уже и эта возможность
начала активно обсуждаться в правительственных
кругах. Федеральная служба государственной
статистики Германии оценивает примерную
стоимость всей системы автобанов примерно
в 55-57 млрд. евро. Однако, по мнению независимых
частных финансовых аналитиков, эта цифра
не менее чем в два раза выше – 110-120 млрд.
евро. [http://bunich.ru/
2.3 ОПЫТ РАЗГОУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ПОЛЬШЕ
Приватизация
в Польше началась с принятия "Акта
о Приватизации Государственных
Предприятий" в июле 1990 года. В
Акте устанавливалась правовая и
институциональная структура
В соответствии со статистикой Министерства Казны (Казначейства) 4 тыс. 234 государственных предприятия (из 8 тыс. 441 существующих в 1990 году) были включены в процесс трансформации формы собственности к декабрю 1997 года. По состоянию на июнь 1998 года, в соответствии с данными Министра Государственной Казны, около 80% из них были уже частными предприятиями. Их вклад в ВНП составляет более 65%. В сентябре 1997 года имелось свыше 123 тысяч частных предприятий (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества), в том числе более чем 31 тысяча (25%) фирм с участием иностранного капитала. Количество малых частных предприятий, владельцами которых являются физические лица, составляет результатом процессов приватизации, демонополизации, реструктуризации в общественном секторе, создания и развития новых отраслей экономики, что особенно заметно в сфере услуг.
Методы приватизации.
Методы приватизации были основательно продуманы и разработаны в 1990 году. Ниже приведено их краткое описание. Приватизация может быть инициирована руководством предприятия и профсоюзом, министром, ответственным за предприятие по соглашению с профсоюзом или по требованию премьер-министра на основании рекомендации министра приватизации.
Приватизация может быть проведена одним из двух способов:
Программа массовой приватизации .
Кат о Национальных Инвестиционных Фондах и их Приватизации был одобрен и принят в конце 1994 года. Около 520 предприятий общей стоимостью в 3,5 миллиарда долларов были выбраны для проведения массовой приватизации. Было создано пятнадцать национальных инвестиционных фондов, представляющих собой акционерные компании, управляемые как польскими, так и иностранными организациями. Ожидалось, что организации эти будут играть активную роль в реструктуризации предприятий, находящихся в их распоряжении.
Каждый взрослый польский гражданин получил по одному приватизационному чеку, дающему право на участие в прибыли фонда. Выдача приватизационных чеков началась в ноябре 1995 года, регистрационная оплата при получении чека составляла 20 злотых. Основными характеристиками деятельности инвестиционных фондов являются следующие: