Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью реорганизации отношений собственности является не только реализация принципа социальной справедливости (возвращение народу собственности, созданной его трудом), но и прежде всего повышение эффективности народного хозяйства, создание условий для экономической мотивации широких слоев населения.

Оглавление

Введение
1.Сущность и основные особенности разгосударствление и приватизация
1.1 Особенности разгосударствления
1.2 Особенности приватизации
2. Опыт разгосударствления и приватизации в странах Восточной и Центральной Европы
2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в Венгрии
2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в Германии
2.3 Опыт разгосударствления и приватизации в Польше
2.4 Опыт разгосударствления и приватизации в Чехии
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1 Способы и формы разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.2 Итоги разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 82.20 Кб (Скачать)

В соответствии с трижды обсуждавшимся правительством, начиная с сентября 1991 года, новым пакетом документов по приватизации разработан законопроект о принудительном преобразовании всех государственных предприятий до 31 марта 1993 г. в хозяйственные общества, то есть принудительной акционеризации.

Большие надежды в Венгрии в связи  с приватизацией неизменно возлагаются  на привлечение в страну иностранного капитала. Для него открыта возможность  приобретения предприятий в 100-процентную собственность, расширен круг предприятий, доля иностранного капитала в имуществе  которых может достигать 51% и более, совместным предприятиям предоставляются  существенные льготы.

Наиболее  распространенной формой привлечения  иностранного капитала является создание совместных предприятий, численность  которых стремительно возрастает. К  весне 1992 года она составила более 12 тыс.

В Венгрии 2/3 всего иностранного капитала приходится на фирмы США, Германии и Японии. Если германские предприниматели предпочитают контактировать с небольшими венгерскими  предприятиями, то фирмы США уже  вкладывают значительные средства в  ведущие отрасли машиностроения.

Новые возможности по привлечению иностранного капитала открываются с вступлением  в Венгрии в силу Закона о концессиях (август 1991 г.). В соответствии с новым  законом государство может сдавать  в концессию сроком до 35 лет железные дороги, гражданские аэропорты, речные каналы, порты, автомагистрали. В большинстве  случаев государство или орган  самоуправления, который является собственником, при передаче в концессию того или иного объекта должны объявлять  открытый конкурс. Исключение может быть сделано только в случае, если, например, претендент на владение концессией уже достиг определенных результатов в разработке месторождения. В этом случае именно он получает преимущественное право покупки концессии на добычу и реализацию тех или иных минералов. Конкурс может объявляться государственной организацией — заинтересованным отраслевым министерством. По истечении срока договора о концессии ведомство может продлить его лишь один раз и только на половину первоначального срока.

К предприятиям, которые и в будущем на 100% будут  находиться в государственной собственности, первоначально были отнесены Всевенгерский трест газовой и нефтяной промышленности, предприятия по геофизической разведке и другие предприятия по нефте- и газодобыче, разведке и переработке, Электроэнергетический трест и все ТЭЦ, Пакшская АЭС, внешнеторговое предприятие «Техника». Участие государства не менее чем на 51 % планировалось на Тисайском химическом комбинате, в Топливном тресте, предприятиях алюминиевой и бокситовой промышленности, а также производящих средства транспорта: «Раба», «Икарус», «Чепель». К группе объектов, представляющих национальное достояние и в которых также на 51% должна сохраниться венгерская собственность, были отнесены большая часть фармацевтической промышленности, крупные коммерческие банки. Список, составленный весной 1991 года, носил предварительный характер, в ходе дальнейшего обсуждения он претерпел изменения в сторону сокращения собственности, остающейся у государства, и расширения возможностей для иностранного капитала. [http://pda.coolreferat.com/Разгосударствление_и_приватизация_3_часть=3] 
 
 

2.2 ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Особо быстрыми темпами и в больших  масштабах приватизация осуществлялась в 1990-е гг. в бывших восточных землях Германии. Приватизация народных предприятий  бывшей ГДР началась практически  сразу после воссоединения Германии. Процесс регулировало ведомство  по управлению государственной собственностью (Treuhandanstalt, с 1995 года - BvS). В ведение этой службы передали все бывшие восточногерманские компании – 8,5 тыс. организаций с 4 млн. сотрудников. Изначально руководство единой Германии планировало с помощью доходов от приватизации восточногерманских объектов покрыть затраты на восстановление уровня экономического развития этих новообретенных земель. Но весьма быстро стало понятно, что это абсолютно нереально, ибо большая часть предприятий бывшей ГДР находилась в таком состоянии, что просто не могла заинтересовать никакого потенциального инвестора вследствие своей «запущенности» и потенциальной же убыточности. Поэтому BvS наоборот пришлось для начала вложить порядка 53 млрд. евро в эти фирмы, прежде чем они были доведены до уровня, который мог бы заинтересовать частных собственников. Поэтому к моменту своего роспуска в 1994 году и передачи дел новой службе задолженность службы Treuhand достигала 105 млрд. евро. Если в начале 1991 года в новых федеральных землях частными были лишь около 14% всех предприятий, то к началу 1994 уже 66% находились в частной собственности, а к началу 1998 приватизация была практически завершена. В частное управление были переданы практически все ранее бывшие государственными предприятия в ГДР. Небольшие предприятия торговли, рестораны и кафе, кинотеатры, мелкие гостиницы и прочие объекты сферы обслуживания чаще всего передавались самим жителям восточных земель, крупные предприятия продавали иностранным или западногерманским инвесторам на условиях обязательных вложений в их развитие. Всего к началу 2004 года, когда служба была официально объявлена выполнившей свою задачу и распущенной, было заключено примерно 44,7 тыс. приватизационных контрактов.

В Западной Германии процессы разгосударствления собственности развивались традиционными  для демократических стран Европы путями и охватили сектор телекоммуникаций, авиаперевозок, почтовую сеть, и т.д. В последнее время правительство  Германии с помощью доходов от приватизации пытается исправить ситуацию с государственными финансами, которым  мешает, в частности, серьезный дефицит  государственного бюджета. Разгосударствлению имеют шанс подвергнуться немецкие железные дороги и система скоростных автодорог (автобанов).

Первым  этапом немецкой телекоммуникационной реформы стал принятый летом 1989 закон, который разделили традиционную Deutsche Bundespost (DBP) на три независимые компании – почтовую, телекоммуникационную и финансовую. Все они затем были приватизированы. В частности, DBP Telekom в 1996 году превратилась в Deutsche Telekom AG, от продажи части ее акций уже тогда правительство выручило 20 млрд. дойчмарок. К настоящему моменту государство напрямую является держателем лишь 15% акций DT, еще 22% находятся под контролем государственной банковской группы KfW (Kreditanstalt fuer Wiederaufbau). Приватизация действительно превратила компанию в частную фирму, в частности, за счет того, что значительное число ее акций (в 2005 году – 63%) торгуется на бирже.

Deutsche Post была выведена на биржу при помощи IPO в конце 2000 года, тогда в свободное обращение поступили 32% акций. К концу 2005 году в прямом владении федерального правительства акций не осталось, однако 44,5% акций принадлежат государственной банковской группе KfW (в самой KfW 80% акций принадлежит федеральному правительству и 20% - правительствам земель ФРГ), остальные 55,5% акций Deutsche Post – в свободном обращении. Из общего числа находящихся в обращении акций 31% принадлежит немецким инвесторам, 30% - американским и 21% - британским.

В 1997 году правительство ФРГ продало последние 35,7% акций национального авиаперевозчика Lufthansa. Важно, что с самого момента своего основания в январе 1953 года авиакомпания никогда не была полностью государственной. На момент основания большая часть акций находилась в собственности правительства ФРГ, земли Северный Рейн-Вестфалия, а также немецких железных дорог (Deutsche Bahn). Однако уже тогда в число владельцев компании входили 125 частных держателей акций.

Интересы  большого круга частных инвесторов к авиаперевозкам власти ФРГ начали удовлетворять с 1965 года. Именно тогда  компания была выведена на биржу, первые акции были проданы в частные  руки и доля государства в Lufthansa уменьшилась до 74,31%. В 1987, с выпуском новых акций, доля государства в компании уменьшилась до 65,38%, а в 1989 – до 51,62%. В 1994 году, на очередном этапе приватизации, доля государства сократилась до 35,7% акций, пока наконец через три года компания не была продана полностью. Однако, согласно директиве ЕС, большинства акций авиакомпании должно находиться в руках инвесторов из самой Германии или из стран ЕС. А сама Lufthansa обязана 4 раза в год публиковать отчет о структуре своих акционеров по государственной принадлежности. Также существуют ограничения на передачу акций, которая должна осуществляться только с согласия компании. Сейчас более 78% акций компании находятся на руках инвесторов из Германии.

Немецкие  железные дороги управляются компанией  Deutsche Bahn AG, которая была зарегистрирована в качестве акционерного общества еще в 1994 году. Правительство ФРГ заговорило о возможности приватизации Deutsche Bahn еще летом 2003 года, полученные от приватизации деньги (расчетно 15,5 млрд. евро) планировалось использовать на финансирование программы сокращения налогов. Однако к концу 2005 этого так и не было сделано, по данным источников в компании, Deutsche Bahn планировалось провести IPO в первой половине 2006 года. Правда, для этого было необходимо, чтобы финансовые показатели деятельности компании заинтересовали инвесторов и способствовали спросу на акции. В рамках программы реструктуризации и повышения доходов компания планировала сократить персонал к 2007 году на 40 тыс. человек – до 170 тыс. сотрудников.

Аналитики отмечают, что несмотря на тот факт, что немецкое государство по-прежнему сохраняет долю собственности в телекоммуникационной Deutsche Telekom, а также опосредованно - в Deutsche Post, Deutsche Bahn осталась единственной крупной компанией в ФРГ, которая на 100% принадлежит государству.

К 2005 неприватизированными в Германии остались практически только объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь, уже упомянутая Deutsche Bahn, а также скоростные автодороги (автобаны). Правда, осенью 2005 уже и эта возможность начала активно обсуждаться в правительственных кругах. Федеральная служба государственной статистики Германии оценивает примерную стоимость всей системы автобанов примерно в 55-57 млрд. евро. Однако, по мнению независимых частных финансовых аналитиков, эта цифра не менее чем в два раза выше – 110-120 млрд. евро. [http://bunich.ru/encyclopedia/content.php?id=2&gid=16]

2.3 ОПЫТ РАЗГОУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ПОЛЬШЕ

Приватизация  в Польше началась с принятия "Акта о Приватизации Государственных  Предприятий" в июле 1990 года. В  Акте устанавливалась правовая и  институциональная структура процесса. В 1997 году вместо закона 1990 года был  введен новый правовой акт - Закон  о Коммерциализации и Приватизации Государственных Предприятий.

В соответствии со статистикой Министерства Казны (Казначейства) 4 тыс. 234 государственных предприятия (из 8 тыс. 441 существующих в 1990 году) были включены в процесс трансформации формы собственности к декабрю 1997 года. По состоянию на июнь 1998 года, в соответствии с данными Министра Государственной Казны, около 80% из них были уже частными предприятиями. Их вклад в ВНП составляет более 65%. В сентябре 1997 года имелось свыше 123 тысяч частных предприятий (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества), в том числе более чем 31 тысяча (25%) фирм с участием иностранного капитала. Количество малых частных предприятий, владельцами которых являются физические лица, составляет результатом процессов приватизации, демонополизации, реструктуризации в общественном секторе, создания и развития новых отраслей экономики, что особенно заметно в сфере услуг.

Методы  приватизации.

Методы  приватизации были основательно продуманы  и разработаны в 1990 году. Ниже приведено  их краткое описание. Приватизация может быть инициирована руководством предприятия и профсоюзом, министром, ответственным за предприятие по соглашению с профсоюзом или по требованию премьер-министра на основании рекомендации министра приватизации.

Приватизация  может быть проведена одним из двух способов:

  • Опосредованная приватизация (т.е. трансформация или "денежная" приватизация). Этот способ представляет собой процесс, состоящий из двух этапов. Сначала предприятие трансформируется в акционерное общество, акции которого целиком принадлежат Казначейству. Затем наступает реализация акций одним из указанных способов: на аукционе, путем подписки, в свободной продаже.
  • Непосредственная приватизация (т.е. приватизация способом ликвидации). Этот способ также проходит в два этапа. На первом этапе предприятие ликвидируется. Второй этап предусматривает способов, перечисленных выше (аукцион, подписка, свободная продажа), либо передачу в безвозмездное пользование, лизинг или аренду.

Программа массовой приватизации .

Кат о Национальных Инвестиционных Фондах и их Приватизации был одобрен и принят в конце 1994 года. Около 520 предприятий общей стоимостью в 3,5 миллиарда долларов были выбраны для проведения массовой приватизации. Было создано пятнадцать национальных инвестиционных фондов, представляющих собой акционерные компании, управляемые как польскими, так и иностранными организациями. Ожидалось, что организации эти будут играть активную роль в реструктуризации предприятий, находящихся в их распоряжении.

Каждый  взрослый польский гражданин получил  по одному приватизационному чеку, дающему право на участие в  прибыли фонда. Выдача приватизационных чеков началась в ноябре 1995 года, регистрационная оплата при получении чека составляла 20 злотых. Основными характеристиками деятельности инвестиционных фондов являются следующие: 

  • 60% акций передаются в ведение инвестиционных фондов, причем один из них получает 33 % акций, а 27 % распределяются между остальными фондами. Вторая часть, т.е. 40% акций распределяются следующим образом: 15% бесплатно передается трудовым коллективам, 25% остаются в распоряжении государства;
  • Руководство деятельностью фондов направлено на рост их стоимости. Менеджеры фондов получили возможность оперирования акциями предприятий, находящихся в процессе массовой приватизации с согласия соответствующего министерства и Антимонопольного Комитета. Вознаграждение менеджеров складывается из основной заработной платы, премий от удачно поведенных операций и премиального пакета акций в конце периода существования фонда;
  • Акции фондов могут находиться в обороте на Варшавской бирже ценных бумаг, при этом приватизационные чеки могут быть обменены на акции одного или нескольких фондов. После установленного десятилетнего срока действия фонда, каждый из них имеет право решить свою дальнейшую судьбу: продолжать деятельность в качестве закрытого или открытого фонда, либо самоликвидироваться, выплатив накопленные средства своим акционерам.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в странах Восточной и Центральной Европы