Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Реформирование
собственности: разгосударствление
и приватизация……............................................................................................................4
1.1. Понятие
и пути разгосударствления. Самоуправление
предприятием
1.2 Сущность
и формы приватизации
2.Опыт разгосударствления
и приватизации в развитых
и постсоциалистических странах………………………………………………………………13
2.1 Опыт
приватизации и разгосударствления
в постсоциалистических странах
2.2. Приватизация
во Франции
2.3. Приватизация
в Германии
2.4. Приватизация
в Испании
3. Особенности разгосударствления
и приватизации в Республике
Беларусь..................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………….28
Реферат
Курсовая работа содержит 28
страниц, 6 источников информации.
Разгосударствление, приватизация,
реформированиесобственности, либерализация
рынков, коммерциализация, денационализация,
закон о разгосударствлении и приватизации
государствленной собственности в Республике
Беларусь
Цель работы: рассмотрение сущности
разгосударствления и приватизации
собственности, причин вызвавших
реформирование собственности, а также
выявление особенностей и подведение
итогов разгосударствления и приватизации
в Республике Беларусь.
Введение
Одним из важнейших условий
формирования социально-ориентированной
рыночной экономики является
преобразование отношений собственности
посредством разгосударствления и приватизации
государственной собственности.
В программе разгосударствления
и приватизации государственных
объектов, находящихся в республиканской
собственности, главная задача
в области разгосударствления и
приватизации состоит в повышении эффективности
деятельности предприятий и других субъектов
хозяйствования. Причиной реформирования
государственной собственности стал кризис
в управлении государственными предприятиями,
выражающийся в том, что правительства
многих стран оказались не в состоянии
управлять тысячами неэффективных предприятий,
которые могут существовать только за
счет государственных дотаций из средств
бюджета, т.е. за счет налоговых поступлений.
Необходимость остановить рост дефицита
государственного бюджета была вызвана,
прежде всего, неудовлетворительными
результатами производственно-финансовой
деятельности государственных предприятий,
что и стало непосредственной причиной
процесса приватизации, как в развитых,
так и в развивающихся странах. К началу
90-х гг. в силу своей эффективности в предшествующие
годы мировой процесс разгосударствления
и приватизации приобрел весьма внушительные
масштабы. Не обошел он мимо и нашу страну.
1. Реформирование собственности:
разгосударствление и приватизация.
1.1 Понятие и пути разгосударствления.
Самоуправление предприятием.
В развитии человеческой
цивилизации, экономических систем,
становлении и развитии товарного
производства наряду с разделением
труда решающую роль играет
собственность. Отношения собственности
составляют основу любой экономической
системы.
Истории человеческого общества
известны самые разнообразные
формы собственности, из которых
наибольшее значение имеют государственная
и частная собственность.
В современном мире нет ни одной
страны, где бы государство активно не
занималось хозяйственной деятельностью.
Преобладание государственной формы собственности
в экономике страны ведет к возникновению
государственной монополии, которая пагубна
для развития экономики, для потребителя,
населения и чрезвычайно выгодна производителю.
Огосударствление всей общественной жизни
означает, что государство занимает монопольное
положение, а сама система общественной
жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического
государства.
Разгосударствление – это
совокупность мер по преобразованию
государственной собственности,
направленных на устранение чрезмерной
роли государства в экономике.
Кроме того, разгосударствление
означает снятие с государства
большинства функций хозяйственного
управления, передачу соответствующих
полномочий на уровень предприятий, замену
вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает,
что государство перестает играть
важную роль в рыночной экономике.
Уменьшаются масштабы государственного
предпринимательства, но государство
остается структурным элементом смешанной
экономики.
Процесс разгосударствления
не равнозначен денационализации,
т.к. последняя не сводится
к одной приватизации. Процесс
разгосударствления сохраняет
государственную собственность и направлен
на повышение эффективности функционирования
остающихся в государственном секторе
предприятий.
Основными способами разгосударствления
являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение
сферы деятельности смешанных предприятий
(государственно-частных);
4) денационализация.
Либерализация рынков предполагает
открытие широких возможностей
для их освоения различными
хозяйственными субъектами. Это
путь формирования конкурентных
структур в тех секторах экономики и на
тех рынках, для которых характерна полная
монополия государства. Речь идет о:
1) снятии различного рода запретов
и устранении барьеров, препятствующих
доступу на тот или иной
рынок новых конкурентов;
2) о диверсификации производства
и продаж, в результате чего
растет число многопрофильных
фирм, чья продукция может поступать
на самые разные рынки.
Государство поощряет также
малый бизнес (через налоговые
льготы), снимает ограничения для
проникновения иностранного капитала,
принимает меры по демонополизации экономики.
Все это делает рынки более свободными.
Либерализация рынков означает разгосударствление
без изменения государственной собственности.
Коммерциализация государственных
предприятий заключается в их переводе
на коммерческий расчет, в подчинении
их деятельности принципам рыночного
механизма. Коммерциализация государственных
предприятий предполагает устранение
окружающей их нерыночной среды. Притом
государство либо сокращает, либо полностью
прекращает их бюджетное финансирование,
отменяет льготное налогообложение, оказывает
влияние в списании кредитной задолженности,
оценивает результаты хозяйственной деятельности
на основе критериев, применяемых в частном
секторе. Коммерциализация хозяйственных
объектов приводит к решению параллельной
проблемы государства – сокращению дефицита
государственного бюджета, так как государство
избавляется как от субсидирования, так
и от инвестирования в государственное
предприятие. Это в свою очередь ведет
к оздоровлению денежного хозяйства страны,
к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления
является создание смешанных
предприятий с участием государства
и субъектов иных форм собственности,
которое могло бы сопровождаться
льготным кредитованием и налогообложением.
Речь в данном случае идет не только и
не столько о создании предприятий с участием
иностранного капитала, сколько о вкраплении
в структуры государственной собственности
других форм собственности отечественного
происхождения.
И еще один способ разгосударствления
– это денационализация государственной
собственности, которая в подавляющей
своей части носит непосредственный приватизационный
характер. При этом собственность государственных
предприятий может переходить не только
в частные руки, но и к банкам, коллективам
государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления
переплетаются, выражаясь в изменении
собственности и совершенствовании
хозяйственного механизма рыночной
экономики.
Результатом разгосударствления
является уменьшение доли валового национального
продукта, перераспределяемого через
государственный бюджет. Иначе говоря,
сокращается часть чистого продукта, создаваемого
предпринимателями, изымая через налоговые
и другие платежи в централизованный доход
государства. По уровню такого изъятия
можно судить о степени огосударствления
или, наоборот, разгосударствления экономики
и соответственно о развитии рыночных
механизмов.
Следует уточнить, что при
разгосударствлении форма собственности
не изменяется (в отличие от процесса
приватизации).
В экономической теории и
практике современный процесс
разгосударствления адекватен приватизации.
1.2 Сущность и формы приватизации.
Приватизация – одно из
направлений разгосударствления
собственности, заключающееся в
передаче ее в частную собственность отдельных
граждан и юридических лиц [1].
Под приватизацией обычно
понимается передача контролируемой
теми или иными государственными
органами общественной собственности
в частный сектор.
Известны два пути преодоления
тотального выведения предприятий из-под
прямого контроля государства, т.е. разгосударствления:
через самоуправление или через приватизацию.
Самоуправленческая модель
предприятия, позволяющая обеспечить
определенную степень хо¬зяйственной
обособленности, с одной стороны, и
некоторые черты групповой собственности,
с другой, появилась в недрах админист¬ративно-плановой
экономики именно как форма ухода от тотально¬го
государственного контроля и усиления
мотивации к эффективной хозяйственной
деятельности. Наибольшее распространение
самоуправленческая модель получила в
Югославии и Польше, но отдельные ее элементы
использовались и в других бывших социалистических
странах (например, система рабочего участия
в прибылях предприятий в Венгрии).
Самоуправленческая модель базировалась
на весьма аморфных отношениях собственности,
когда эти отношения распространялись
главным образом на полученные предприятием
хозяйственные ре-зультаты, а не на капитал.
Если сравнивать самоуправление с формами
собственности, принятыми в рыночной и
в переходной экономике, то по своей сути
оно больше всего приближается к аренде
предприятия его трудовым коллективом,
когда первоначальный (авансированный)
капитал остается в собственности государства
как арендодателя.
Главное содержание приватизации
заключается в трансформации предприятий-производителей,
основанных на том или ином производственно-техническом
комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой
экономики), к фирмам, базирующимся на
капитале. Ка¬питал как самовозрастающая
стоимость несет с собой коренные изменения
всех функций, жизненных циклов, структурных
сдвигов бывших государственных предприятий.
Конкретные методы проведения
реформы собственности зависят
от того, на каких принципах
передается государственное имущест¬во
новым собственникам. Это прежде
всего выбор между платной (за полную стоимость
или на льготных условиях) или бесплатной
формами приватизации. Весьма остро перед
началом приватизации во всех странах
стоял вопрос о том, кто может претендовать
на имущество приватизируемых государственных
предприятий – все граждане, только члены
трудовых коллективов, обладатели достаточных
для выкупа капиталов. Актуальным был
и вопрос о масштабах допуска к приватизации
иностранного капитала. По всем этим проблемам
в постсоциалистических странах шли острые
дискуссии социально-политического и
экономического плана. Приватизация вообще
является одним из наиболее политизированных
элементов рыночной трансформации.
Переходя к вопросу о необходимости
проведения приватизации и разгосударствления
в Беларуси, следует сказать следующее.
Дело в том, что беларская экономика долгое
время находилась под влиянием административно-командной
системы хозяйствования. Уже с конца 20-х
годов мы тщательно пытались заменить
ее чем-то более рациональным, не стихийным,
"научно обоснованным". На деле же
был создан неэффективный механизм хозяйствования.
Достаточно сказать, что на его основе
непроизводительные расходы и потери
в народном хозяйстве страны оцениваются
примерно в 38-40% валового общественного
продукта страны. В сущности, мы ушли не
вперед, а в сторону от магистрального
пути цивилизации и зашли в тупик, из которого
и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой
правительства выхода из сложившегося
положения явилось создание социально-ориентированой
рыночной экономики (хотя следует сказать,
что путь к сбалансированной рыночной
экономике длительный и противоречивый,
как показывает иностранный опыт. Он включает
также и переходный период). Для этого
потребовалось создание условий формирования
рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия
следующие:
- разгосударствление и приватизация
собственности; самостоятельность
субъектов рынка;
- система социальной поддержки
населения; право субъектов самостоятельно
договариваться о цене: достаточное
число производителей, формирующих
предложения товаров;
- устойчивость рубля и денежного
обращения; демонополизация хозяйственной
деятельности и хозяйственных
связей;
- система социальной поддержки
населения; наличие конкуренции;
- право субъектов самостоятельно
договариваться о цене ;
- развитие внешнеэкономических
связей;
- формирование у людей рыночных
норм поведения.
Приватизационная компания
и явилась одним из условий
формирования и установления
рынка, т.е. перехода Беларуси
к многоукладной экономики, предусматривающего
преобразование государственной собственности
в сложившейся ситуации в Беларуси. Вследствие
этого появились и развиваются необходимые
элементы инфраструктуры рынка - банки,
биржи, мелкооптовые коммерческие организации
для торговли, различного рода посреднические
структуры и т.д.
В ходе приватизации и
разгосударствления в Беларуси
государство, будучи практически
главным инвестором и содержателем
огромного числа убыточных и
малорентабельных предприятий, отказалось
от этого груза в условиях
рыночной экономики, т.к. при сохранении
монопольного положения одного собственника
(в данном случае государства) невозможно
полноценное развитие рыночных отношений.
Это является следствием проведения приватизации
и разгосударствления в Беларуси, еще
раз показывающим всю необходимость таких
процессов для благоприятного развития
российской экономики. Скажем больше,
что в условиях рынка, стали реально выполнимы
его функции, способные решить широкий
круг жизненно важных задач в общественном
производстве, обмене и распределении.