Демократия в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 02:33, реферат

Краткое описание

Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22

Оглавление

Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

идеология демократия.docx

— 54.85 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4

2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8

3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14

Заключение 21

Список литературы 22 
 

 

Введение

      

     Право человека и гражданина на участие в управлении делами государства стало требованием времени. Оно нашло свое отражение в таких международных документах как Всеобщая декларация прав человека (ст. 21) и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25), в которых указывается, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений имеет право и возможность: принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и посредством свободно избранных представителей;·голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

     В Республике Беларусь данное право закреплено в статье 37 Конституции страны, где устанавливается, что граждане республики имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

     Непосредственное участие белорусских граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

      

       

 

     

     1. Демократия –  важнейшая ценность  белорусского народа

 

     В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое  государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются  все формы собственности, создаются  равные условия для их развития.

     Демократия  означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

     Демократия  – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

     Демократия  развивается на основе политического  и идеологического плюрализма.

     Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно  возможно допустимая “идеология”, закрепляемая в Конституции, – это человек, его права и свободы как  высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

     Политические  партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и  законов Республики Беларусь, содействуют  выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

     Политические  партии и другие общественные объединения  имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

     Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя  либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой  вражды.

     Партии  и другие общественные объединения  являются важнейшим элементом политической системы.

     В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно  участвуют в политической жизни  страны, прежде всего, посредством участия  в выборах, формировании общественного  мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

     Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся  общества, союзы, ассоциации, благотворительные  фонды и т.п.

     Общественные  объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

     Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством – Законом  от 5 октября 1994 г. “О политических партиях”, Законом от 4 октября 1994 г. “Об общественных объединениях” и др.

     Возникновение и развитие суверенного государства  Республики Беларусь актуализировало  вопрос об идеологии белорусского государства, о взаимосочетаемости власти и демократии. Именно идеология призвана обеспечивать большую или меньшую степень согласия в обществе, ощущение принадлежности к государственному сообществу, к исторической судьбе Отечества. Идеология государства становится важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил.

     Это становится важным потому, что государственное  строительство Республики Беларусь происходит одновременно с глубокими  социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике. Старая система ценностных ориентаций, которая консолидировала советское  общество, оказалась разрушенной, для  многих людей эти ценности утратили своё значение. Новые ценности, которые  транслируются на общество, отличаются большим политико-идеологическим многообразием. Ценностью, которая несёт в себе консолидирующий потенциал, может  стать суверенное белорусское государство.

     Власть, чтобы отражать интересы и устремления  основной массы населения, должна нести  в себе центристскую программу. А поскольку идеология государства должна отражать и охватывать все сферы жизни общества: экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную, то инструментализм идеологии государства позволяет по сравнению с классическими идеологиями более чутко реагировать на социальные запросы в зависимости от времени и места.

     В демократическом же обществе такая  идеология позволяет добиться согласия по базовым, фундаментальным ценностям  общества и способствует уменьшению доли и значимости сотрудничества, что хорошо соотносится с национальным характером белорусов и белорусской толерантностью.

     Ядром идеологии белорусского государства  является идея Отечества. В моменты  кризисов именно понятия «Родина» и  «Отечество» становятся политическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество есть общая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

     В системе демократических ценностей  особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная справедливость и безопасность. Их обеспечение и  является приоритетной деятельностью  власти.

     Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция  республики Беларусь. Конституция любого государства, в том числе и  белорусского, является, по сути, главным  идеологическим документом, в котором  прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель.

     Следующей составной частью является белорусская  политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская  политическая система основана на Конституции  РБ. И четвёртой составляющей является собственно национальная идея. Это  мировоззренческая основа идеологии  государства. На сегодняшний день уже  можно говорить о наличии всех четырёх составляющих частей, позволяющих  теснейшим образом сочетать власть и демократию: конституция, белорусская  экономическая модель, белорусская  политическая система, белорусская  идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

     Одним из широко распространённых заблуждений  западной политической науки является противопоставление демократии и идеологии, утверждение. Что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Существует избитое политическое мнение, что западное общество и демократическое общество – это одно и то же. Отсюда напрашивается вывод, что если мы хотим сделать нашу республику демократической, то должны перенести западное политическое и экономическое устройство на белорусскую почву. Формально такая логика кажется убедительной, поскольку демократия ассоциируется лишь в основном с фактом проведения регулярных выборов и функционированием соответствующих избирательных институтов. Ни о влиянии денег в политике, ни об участии финансовых групп в избирательном процессе, которые подрывают демократические институты, - об этом ни слова, всё выносится за скобки демократии. Если посмотреть на демократию не с формальной, а с фактической стороны, то нетрудно увидеть, что как раз подлинной демократии на западе, и в первую очередь в США нет. В конституционном праве США под демократией понимается охрана прав меньшинства. В американских политических трактатах прямо говорится: «если большинство будет объединено общим интересом, права меньшинства окажутся под угрозой». Очевидно, что такое понимание демократии никак нельзя назвать демократическим, поскольку изначально декларируется, что интересы большинства должны законодательно подчиняться интересам меньшинства, т.е. большинство граждан должно руководствоваться не своим общим интересом, а частным интересом, интересом меньшинства. А как в таком случае быть с охраной прав большинства? Выходит, что роль государства в таком обществе – охранять права меньшинства, а не большинства? Но ведь такое государство будет являться не демократическим, а олигархическим.

     При господстве рыночной экономики нельзя говорит о демократическом общественном устройстве. Как известно, демократия реализуется в соответствии с принципом « один человек – один голос», на рынке же господствует правило « одна акция – один голос» Поскольку правда о такой демократии выходит наружу и выясняется её истинный идеологический смысл, смысл антидемократический, то финансовая элита Запада вынуждена раз за разом устраивать провокации и бойни на международной арене., чтобы отвлечь внимание граждан в своих странах от антидемократической природы власти. Войны, агрессии против других стран и народов становятся неизбежным следствием западной формы демократии. Характерным примером «демократии как охраны прав меньшинства» является откровенно разбойничья политика США на международной арене.

     Чтобы избежать антидемократического сценария развития нашей республики, идеология  Беларуси должна строиться на исторических ценностях самого народа.

     Направление деятельности белорусских властей  обосновывает условия реализации стратегии  развития Беларуси в современных  условиях, обновления белорусского общества. Строительство гражданского общества в Беларуси во многом зависит от грамотного сочетания частных и  общественных интересов, от развития реально-функционирующих  социально-политических институтов в  Беларуси: Советов депутатов, профсоюзов, общественных организаций (молодёжных, женских, ветеранских), партий патриотической и социалистической ориентации. Короче, необходимо взять из советского прошлого всё лучшее для дальнейшего развития белорусского общества.

     Как подчёркивал на семинаре по идеологии  Президент РБ А.Г.Лукашенко, «наше гражданское общество опирается на недавно избранные Советы депутатов, профсоюзы и мощную молодёжную организацию и её союзников. Вот три основные опоры нашего общества, которые призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство вместе с другими участниками политического процесса и осуществляя контроль за теми структурами власти, имеющими много этой власти и распоряжающимися материальными ресурсами».

 

     

     2. Осуществление народом  своей власти непосредственно  и через своих  представителей в  политической системе  белорусского общества

     В правовом демократическом государстве  права и свободы человека - высшая ценность. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь, которая закрепляет все положения международно-правовых актов, касающиеся правового статуса человека.

Информация о работе Демократия в РБ