Демократия в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 02:33, реферат

Краткое описание

Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22

Оглавление

Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

идеология демократия.docx

— 54.85 Кб (Скачать)

     Конституция Республики Беларусь содержит важное положение о месте человека в обществе и государстве: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства».

     Согласно  Основному Закону каждый гражданин  имеет право на достойный уровень  жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение  необходимых для этого условий.

     Государство предоставляет всем равные права  для осуществления хозяйственной  и иной деятельности, кроме запрещенной  законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

     Человек, его права и свободы в Беларуси провозглашены высшей ценностью, которую государство обязано соблюдать и защищать. Государством созданы реальные условия для осуществления прав белорусских граждан.

     По  инициативе А.Г. Лукашенко в Беларуси был создан действенный демократический институт, позволяющий гражданам непосредственно участвовать в управлении государством, - Всебелорусское народное собрание.

     Первое  Всебелорусское народное собрание состоялось 19 ноября 1996г. перед республиканским  референдумом. На нем белорусский  народ оказал поддержку политическому курсу Президента и в свободной, демократичной обстановке высказал свои мнения по самым острым вопросам жизни государства: иниацитива Главы государства о проведении республиканского референдума, внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, утверждение Программы социально-экономического развития на 1996-2000 гг.

     Второе  Всебелорусское народное собрание состоялось 18 мая 2001 г. На нем были подведены итоги Программы социально-экономического развития Республики Беларусь за 1996-2000 гг. и утверждена Программа социально-экономического развития на 2001-2005гг., основные положения которой легли в основу предвыборной программы А.Г. Лукашенко «За сильную и процветающую Беларусь».

     2-3 марта 2006 г. прошло Третье Всебелорусское народное собрание, на котором были утверждены итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2001-2005 гг. и одобрена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

     Как отметил Глава государства, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, один из главных ориентиров развития Беларуси в ближайшие пять лет – «Это дальнейшее развитие эффективного правового государства, работающего на благо народа... Мы должны еще больше повернуть государство лицом к простому труженику... Новый этап государственного строительства на предстоящую перспективу будет проходить под лозунгом «Государство для народа, для человека».

     Каждый  житель Беларуси должен ощутить повышенное внимание и поддержку во всех областях, связанных с жизнедеятельностью, - в экономике, образовании, здравоохранении, сфере бытовых услуг.

     В этих целях будут совершенствоваться структура и функции органов  государственной власти, осуществляться дебюрократизация государственных услуг и повышаться их качество, внедряться эффективные модели работы с населением на основе заявительного принципа «одно окно», применяться информационно-коммуникационные технологии в деятельности государственного аппарата при принятии решений.

     Одной из важнейших задач должно стать  формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней и звеньев.

     Главным требованием, предъявляемым к работе кадров государственных органов  в предстоящем пятилетии, является повышение ее эффективности, прозрачности, подотчетности гражданам. Важным шагом в этом деле будет проведение действенной кадровой политики, направленной на совершенствование института государственной службы, подготовку управленческого корпуса к решению принципиально новых задач и освоению новых форм и методов управления, привлечение в сферу управления высококвалифицированных руководителей из кадрового резерва, а также совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, определение морально-этических стандартов их поведения.

     Особое  внимание будет уделено совершенствованию  системы местного управления и самоуправления, в том числе оптимизации полномочий местных исполнительных и распорядительных органов на основе усиления роли органов  базового и первичного уровней, совершенствованию  управления государственной собственностью, поиску новых организационных форм управления.

     Это означает, что система государственного управления выйдет на качественно новый  уровень для достижения конечного  результата - улучшения условий жизни  и повышения благосостояния белорусских  граждан.

     Как подчеркнул А.Г. Лукашенко, «Наши граждане хотят ощущать себя не просителями, а равноправными партнерами власти. А это налагает на власть особые требования. Во-первых, власти надо везде и всегда поступать справедливо и нравственно... А во-вторых, должен быть существенно усовершенствован механизм работы властных структур. Не народ должен идти к власти... а власть должна идти, а порой бежать к этому народу».

     В своем выступлении на третьем  Всебелорусском народном собрании Глава  государства сделал акцент на дальнейшем развитии гражданского общества, поскольку  оно выступает одним из основных признаков демократического правового государства и является своеобразным промежуточным звеном между государством и гражданином.

     «Устойчивое государство не может  опираться только на власть... Поэтому  очень важно, чтобы  в государстве  все большую роль играли такие структуры  гражданского общества, как местные Советы, профсоюзы, молодежные и ветеранские  организации.

     Надо  приветствовать развитие политических партий. Это тоже структуры  гражданского общества, и они нужны  для нормального  демократического процесса в стране. Другое дело, что партии, движения или общественные объединения должны

     работать  на конструктивной основе, в рамках Конституции  и Закона и на страну, и на народ. Они  вправе и должны отражать различные точки  зрения нашего населения  по разным проблемам  общественного развития. Но при этом они  должны опираться  только на свой народ, а не на заокеанских  «кукловодов», - отметил А.Г. Лукашенко.

     Сегодня в Беларуси активно действуют  основные институты гражданского общества - политические партии, общественные объединения.

     На  данный момент, по данным Министерства юстиции, в республике зарегистрировано и действует 17 политических партий, 41 профсоюз, более 2 240 общественных объединений, а также 16 союзов общественных объединений.

     Государственные органы не дистанцируются от общественных объединений.

     Государство оказывает им информационную, организационную  и, по мере возможности, материальную поддержку. Поддержка общественных объединений  органами власти строится на основе действующего законодательства, накопленного опыта взаимодействия, а также значимости.

     На  страже демократических принципов  и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная  власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos - толпа и cratos - власть) власть толпы. При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

     Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены  в жизнь, необходимо существование  всеобщих институтов демократии.

     Всеобщие  институты демократии - это организационные  формы, с помощью которых реализуются  демократические принципы. К ним  относят:

     1. выборность высших органов государства,  без которой невозможно выявить  волю большинства и организовать  нормальное функционирование демократического  режима;

     2. ответственность или отчетность  выборных органов перед избирателями  или их уполномоченными (депутатами);

     3. сменяемость состава выборных  государственных органов по истечении  срока их полномочий.

     В соответствии со способом осуществления  народом своей власти выделяют две  формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную).

     Институтами прямой демократии, в рамках которой  народ непосредственно принимает  политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших  вопросов.

     Представительная  демократия подразумевает возможность  народа осуществлять свою власть через  своих представителей в различных  государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

     Конституция РБ закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения  в принятии решений местного значения.

     Местное самоуправление выступает в качестве одной из составляющих частей института народовластия. Главное для деятельности местного самоуправления - участие в нем граждан. Люди осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

     Важной особенностью Советов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом общегосударственные интересы.

     Местные Советы играют важную роль в реализации политического курса на построение государства для народа. Состояние  работы с гражданами – один из основных критериев оценки деятельности органов местного управления и самоуправления.

     Основными направлениями работы местных представительных органов власти являются:

     - разработка территориальных программ  энергосбережения;

     - повышение роли местных Советов в создании и обустройстве агрогородков;

     - развитие агроэкотуризма;

     - информирование органов управления о необходимости оказания адресной социальной помощи и контроль за ее распределением;

     - своевременное реагирование на мнение населения в отношении того или иного правового акта;

     - повышение эффективности работы  с избирателями.

     Важную роль в обеспечении принципа народовластия играют органы территориального общественного самоуправления.

     Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан на добровольной основе по месту жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т. п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в форме советов, комитетов и других формах).

     В Республике Беларусь накоплен положительный  опыт и существует реальный потенциал для совершенствования деятельности органов территориального общественного самоуправления.

     Органы территориального общественного самоуправления играют значительную роль в решении вопросов социально-экономического развития и благоустройства территорий. В частности, под контролем комитетов общественного благоустройства находится работа предприятий торговли, общественного питания, службы быта.

     При взаимодействии представителей органов общественного самоуправления, Советов депутатов, работников исполнительных комитетов всех уровней регулярно осуществляются мероприятия по поддержанию порядка и обеспечению благоустройства территорий. Во взаимодействии с администрациями ЖЭУ представители общественного самоуправления участвуют в разъяснительной работе с населением, обсуждении вопросов поддержания и повышения качества жилого фонда и придомовых территорий. Кроме того, органы общественного самоуправления играют большую роль в организации досуга населения территорий, проведении культурно-массовых мероприятий.

Информация о работе Демократия в РБ