Демократия в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 02:33, реферат

Краткое описание

Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22

Оглавление

Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

идеология демократия.docx

— 54.85 Кб (Скачать)

     С целью стимулирования полезной активности органов общественного самоуправления администрациями применяются поощрительные меры. В частности, проводятся конкурсы на звание лучшего руководителя органа общественного самоуправления. Работа органов общественного самоуправления периодически рассматривается на заседаниях президиумов постоянных комиссий райсоветов и сессиях сельсоветов.

     Существенную роль в повышении эффективности деятельности органов территориального общественного самоуправления играет возрожденный институт старост. Существуют примеры формирования нормативно-правовой базы деятельности старост (в форме Положения, принимаемого на уровне районного Совета депутатов) и тесного взаимодействия органов общественного самоуправления с Советами и исполнительными комитетами. В целом следует отметить, что органы общественного самоуправления в качестве связующего звена играют большую роль в обеспечении взаимодействия органов власти и управления с населением территорий.

     Таким образом, анализ работы, осуществляемой местными Советами, органами территориального самоуправления на местах, показывает, что круг поднимаемых и решаемых ими проблем из года в год расширяется. А это значит, что повышается уровень участия самих граждан и избранных ими Советов депутатов в работе по обеспечению социально-экономического развития своих территорий, удовлетворению насущных нужд и потребностей жителей, созданию для них достойных условий жизни, труда, отдыха, учебы и культурного развития.

 

     

     3. Идея разделения  власти и ее  воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь

 

     Сегодня в Беларуси достигнута относительно слаженная работа общественных институтов и органов государственной власти, которая обеспечивает определённую стабильность в обществе и государстве.

     Принцип разделения властей является одной из гарантий реализации всех прав и свобод человека. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.

     Будучи разделенными, власти должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.

     Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.

     Однако  власти, будучи разделенными, должны дополнять  друг друга, образуя единый «политический  механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.

     Система органов государственной власти страны включает в себя Президента Республики Беларусь (Глава государства), Парламент (Национальное собрание: Совет Республики и Палата представителей), Правительство (Совет Министров), суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, органы местного управления.

     Специфика реализации принципа разделения властей  в Республике Беларусь заключается  в том, что привычная триада властей  дополнена еще одной – президентской, которая заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и народа.

     Наделение Главы государства  таким статусом необходимо для выполнения функций, возложенных на Президента Конституцией – осуществление  преемственности  и взаимодействия государственных  органов, поддержание  политической и экономической  стабильности. Институт президентства в  Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной  государственной  власти.

     Белорусское общество осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для выведения страны на новый качественный уровень развития, построения демократического государства  и гражданского общества, создания необходимых условий для раскрытия  внутреннего потенциала личности.

     В соответствии со статьей 90 Конституции  Республики Беларусь, Парламент –  Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным  органом в государстве.

     Как и любая политическая единица, Парламент  РБ имеет свою структуру и полномочия. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей и  Совета Республики.

     Депутаты  Палаты Представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Это означает, что депутат Палаты Представителей обязан покинуть свое последнее место работы и исполнять  свои служебные обязанности в  порядке основной работы. Депутат  Палаты Представителей одновременно может  являться и членом Правительства. Однако Депутат Палаты Представителей не может  одновременно быть депутатом местного Совета депутатов, вместе с тем одно и то же лицо не может быть членом обеих палат Парламента. Кроме  того, не допускается совмещение обязанностей депутата обеих палат с одновременным  занятием должности Президента либо судьи.

     Вторая  палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в  соответствии с 91 статьей Конституции  Республики Беларусь, является палатой  территориального представительства.

     Она представлена 64 депутатами, избрание которых  в отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов  местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Сходным моментом является то, что избрание каждой восьмерки  депутатов происходит также, тайным голосованием, как и при избрании депутатов Палаты Представителей.

     Перечень  полномочий палат Парламента Республики Беларусь достаточно широк. В данной контрольной работе будет указан перечень основных функций обеих  палат, остальные функции можно  увидеть в Конституции Республики Беларусь.

     Перечень  полномочий Палаты Представителей состоит  в следующем:

     - рассматривать по предложению Президента либо по инициативе не менее чем ста пятидесяти тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

     - рассматривать проекты законов  в различных сферах общественной  и политической жизни.

     - назначать выборы президента

     - давать согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

     - заслушивать доклад Премьер-министра  о программе деятельности Правительства,  одобрять или отклонять программу;

     - рассматривать по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

     - выражать вотум недоверия Правительству;

     - принимать отставку президента;

     - выдвигать обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании решения Совета Республики принимать решение о смещении Президента с должности;

     - отменять распоряжения Председателя Палаты представителей.

     Палата  Представителей может принимать  решения также и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

     Правительство Республики Беларусь – Совет Министров  Республики Беларусь

     Центральным органом государственного управления в Республики Беларусь является Совет  Министров Республики Беларусь, который  осуществляет исполнительную власть в  государстве.

     Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным  органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Компетенция  Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь».

     В состав Правительства Республики Беларусь входят:

     Премьер-министр  Республики Беларусь;

     Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

     Председатель  Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

     Председатель  Правления Национального банка  Республики Беларусь;

     заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

     министры;

     председатели  государственных комитетов;

     Руководитель  Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

     Председатель  Президиума Национальной академии наук Беларуси;

     Председатель  Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

     иные  должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

     Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность  Президентом Республики Беларусь с  согласия Палаты представителей.

     Премьер-министр  Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

     - осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

     - организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

     - подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

     - издает распоряжения;

     - представляет Палате представителей Национального собрания программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь;

     - информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

     - распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

     - представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

     - осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;

     - выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Демократия в РБ