Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 02:33, реферат
Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22
Введение 3
1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа 4
2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества 8
3. Идея разделения власти и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь 14
Заключение 21
Список литературы 22
С целью стимулирования полезной активности органов общественного самоуправления администрациями применяются поощрительные меры. В частности, проводятся конкурсы на звание лучшего руководителя органа общественного самоуправления. Работа органов общественного самоуправления периодически рассматривается на заседаниях президиумов постоянных комиссий райсоветов и сессиях сельсоветов.
Существенную роль в повышении эффективности деятельности органов территориального общественного самоуправления играет возрожденный институт старост. Существуют примеры формирования нормативно-правовой базы деятельности старост (в форме Положения, принимаемого на уровне районного Совета депутатов) и тесного взаимодействия органов общественного самоуправления с Советами и исполнительными комитетами. В целом следует отметить, что органы общественного самоуправления в качестве связующего звена играют большую роль в обеспечении взаимодействия органов власти и управления с населением территорий.
Таким образом, анализ работы, осуществляемой местными Советами, органами территориального самоуправления на местах, показывает, что круг поднимаемых и решаемых ими проблем из года в год расширяется. А это значит, что повышается уровень участия самих граждан и избранных ими Советов депутатов в работе по обеспечению социально-экономического развития своих территорий, удовлетворению насущных нужд и потребностей жителей, созданию для них достойных условий жизни, труда, отдыха, учебы и культурного развития.
Сегодня
в Беларуси достигнута относительно
слаженная работа общественных институтов
и органов государственной
Принцип разделения властей является одной из гарантий реализации всех прав и свобод человека. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.
Будучи разделенными, власти должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.
Однако власти, будучи разделенными, должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.
Система органов государственной власти страны включает в себя Президента Республики Беларусь (Глава государства), Парламент (Национальное собрание: Совет Республики и Палата представителей), Правительство (Совет Министров), суды, прокуратуру, Комитет государственного контроля, органы местного управления.
Специфика
реализации принципа разделения властей
в Республике Беларусь заключается
в том, что привычная триада властей
дополнена еще одной – президен
Наделение Главы государства таким статусом необходимо для выполнения функций, возложенных на Президента Конституцией – осуществление преемственности и взаимодействия государственных органов, поддержание политической и экономической стабильности. Институт президентства в Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной государственной власти.
Белорусское
общество осознает необходимость сильного
института президентства, способного
объединить все прогрессивные силы
общества для выведения страны на
новый качественный уровень развития,
построения демократического государства
и гражданского общества, создания
необходимых условий для
В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Беларусь, Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом в государстве.
Как и любая политическая единица, Парламент РБ имеет свою структуру и полномочия. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей и Совета Республики.
Депутаты Палаты Представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Это означает, что депутат Палаты Представителей обязан покинуть свое последнее место работы и исполнять свои служебные обязанности в порядке основной работы. Депутат Палаты Представителей одновременно может являться и членом Правительства. Однако Депутат Палаты Представителей не может одновременно быть депутатом местного Совета депутатов, вместе с тем одно и то же лицо не может быть членом обеих палат Парламента. Кроме того, не допускается совмещение обязанностей депутата обеих палат с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Вторая палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в соответствии с 91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориального представительства.
Она
представлена 64 депутатами, избрание которых
в отличие от Палаты Представителей,
осуществляется на заседаниях депутатов
местных Советов депутатов
Перечень
полномочий палат Парламента Республики
Беларусь достаточно широк. В данной
контрольной работе будет указан
перечень основных функций обеих
палат, остальные функции можно
увидеть в Конституции
Перечень полномочий Палаты Представителей состоит в следующем:
- рассматривать по предложению Президента либо по инициативе не менее чем ста пятидесяти тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
-
рассматривать проекты законов
в различных сферах
- назначать выборы президента
- давать согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
-
заслушивать доклад Премьер-
- рассматривать по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
- выражать вотум недоверия Правительству;
- принимать отставку президента;
- выдвигать обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании решения Совета Республики принимать решение о смещении Президента с должности;
- отменять распоряжения Председателя Палаты представителей.
Палата
Представителей может принимать
решения также и по другим вопросам,
если это предусмотрено
Правительство Республики Беларусь – Совет Министров Республики Беларусь
Центральным органом государственного управления в Республики Беларусь является Совет Министров Республики Беларусь, который осуществляет исполнительную власть в государстве.
Совет
Министров (Правительство Республики
Беларусь) является коллегиальным центральным
органом государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющим
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь исполнительную власть в Республике
Беларусь и руководство системой
подчиненных ему
В состав Правительства Республики Беларусь входят:
Премьер-министр Республики Беларусь;
Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;
заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
министры;
председатели государственных комитетов;
Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;
Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;
иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.
Работой
Правительства руководит
Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:
- осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;
- организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;
- подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;
- издает распоряжения;
- представляет Палате представителей Национального собрания программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь;
- информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;
- распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;
- представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;
- осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;
- выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.