Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Разгосударствление, приватизация, реформированиесобственности, либерализация рынков, коммерциализация, денационализация, закон о разгосударствлении и приватизации государствленной собственности в Республике Беларусь
Цель работы: рассмотрение сущности разгосударствления и приватизации собственности, причин вызвавших реформирование собственности, а также выявление особенностей и подведение итогов разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1.Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация……............................................................................................................4
1.1. Понятие и пути разгосударствления. Самоуправление предприятием
1.2 Сущность и формы приватизации
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах………………………………………………………………13
2.1 Опыт приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах
2.2. Приватизация во Франции
2.3. Приватизация в Германии
2.4. Приватизация в Испании
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь..................................................................................................................24
Заключение………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………….28

Файлы: 1 файл

экономикака.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 За пять лет было приватизировано  29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные  отрасли. Работникам приватизируемых  предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

 Приватизация во Франции  имела четко выраженный фискальный  характер. Государство продавало  свою собственность по значительно  более высоким ценам по сравнению  с компенсационными платежами  при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

2.3. Приватизация в Германии 

 Возрождение предпринимательства  в первый период времени после  Второй мировой войны шло в  восточных землях в нескольких  формах. Это и создание новых  фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

 Сразу же после объединения  Германии было подано около  6000 заявок о выкупе предприятий  их бывшими владельцами. При  полном выкупе хозяйства предприятия  имели возможность получить кредит  у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».

 Хозяйство ГДР структурно  было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь  входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

 Первым путем был роспуск  комбината: входящие в него  предприятия получали полную  самостоятельность, выбирали директоров  и действовали на свой страх  и риск. Второй путь – превращение  комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

 В марте 1990 года в ГДР  был издан закон об учреждении  и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

 После того как обозначились  временные рубежи объединения,  понадобилось примерно 4 месяца, чтобы  завершить формирование правовой  базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.

 При анализе деятельности  предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.

 После Попечительского совета  были созданы другие организации,  которые занимаются приватизацией  оставшихся в руках государства  производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

2.4. Приватизация в Испании 

 

 В Испании государственный  сектор экономики за последние  15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его  доля в общем объеме валового  внутреннего продукта страны  составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь.

 К государственному сектору  экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

 И весь этот гигантский  сектор национальной экономики,  включавший в себя более половины  всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство. Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок. Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим. Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое.

 Диктаторский режим прекратился  после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период»,  когда были заложены основы  демократически преобразований. Приватизацию  государственной собственности  в Испании начала Социалистическая  Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

 Сменившая социалистов в  1996 году и находящаяся по сей  день у власти в Испании  правоцентристская Народная Партия  продолжила приватизацию. Продажа  государственных предприятий –  один из основных пунктов экономической  программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

 Разногласий по поводу приватизации  промышленных предприятий в испанском  обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

 Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство. Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны. В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро.

 Что касается общественного  транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы. Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная «Бритиш Петролеум».

 Что касается других крупных  монополий, то, скажем, приватизация  национальной телефонной компании  «Телефоника» была полностью  завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

 С другой стороны, в собственности  государства по-прежнему остаются  самые крупные в стране угольные  шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

 Как же осуществляется контроль  за предприятиями стратегических  отраслей? Как правило, государство  владеет в этих компаниях так  называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании. Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

 

3. Особенности разгосударствления  и приватизации в Республике  Беларусь.

 Разгосударствление и приватизация  государственной собственности  является одним из важнейших  направлений перехода экономики  Республики Беларусь к рыночным отношениям. Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей-предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства. Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.

 Разгосударствление собственности  осуществляется путем, как создания  новых частных, коллективных предприятий,  так и приватизации действующих  государственных. Основными принципами  разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

 Главные критерии реформы  разгосударствления экономики –  сокращение принудительного госзаказа,  расширение свободной продажи  продукции на рынке, либерализация  цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

 Одним из основных направлений  разгосударствления экономики является  приватизация. Этот процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы - право управления ими.

 Необходимо обратить внимание  на то, что разгосударствление  может проводиться быстрее, чем  приватизация. Приватизация - процесс более длительный. В литературе, например, приводится такой факт: в Англии - этой классической капиталистической стране потребовалось 10 лет для приватизации всего 10 крупных корпораций.

 Приватизация государственной  собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:

- выкупом арендного имущества  арендным предприятием;

- продажей объектов на аукционе  и по конкурсу;

- продажей государственной доли  акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.

 Правительство республики предусматривает  путём приватизации достичь: 

- усиления стимулов к труду,  повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;

- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции  и теневой экономики; 

- возрождения общечеловеческих  ценностей. 

 Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет  постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

 

 Заключение 

 Приватизация в Республике  Беларусь приобрела необратимый  характер. В настоящее время уже  нет смысла спорить о её  целесообразности. Путь к полноценной  рыночной экономике без разгосударствления  и приватизации невозможен. Формы и методы приватизации могут быть различными в зависимости от особенностей объекта и состояния субъекта приватизации. При этом определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований госсобственности. Добиваясь желаемого эффекта, не надо забывать о том, что приватизация лишь тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ