За пять лет было приватизировано
29 промышленных фирм и банков.
Приватизация во Франции охватила,
прежде всего, конкурентные, высокорентабельные
отрасли. Работникам приватизируемых
предприятий досталось по льготной
цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции
имела четко выраженный фискальный
характер. Государство продавало
свою собственность по значительно
более высоким ценам по сравнению
с компенсационными платежами
при национализации. В итоге государство
выручили 71 миллиардов франков, значительная
часть этой суммы пошла на погашение государственного
долга. Французская приватизация привела
к росту численности акционеров – к концу
80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е.
собственником акций стал каждый шестой
житель страны старше 18 лет.
2.3. Приватизация в Германии
Возрождение предпринимательства
в первый период времени после
Второй мировой войны шло в
восточных землях в нескольких
формах. Это и создание новых
фирм, и реприватизация, и организация
совместных предприятий при участии западного
капитала и бывших народных предприятий.
Своего рода переходной мерой является
децентрализация управления в рамках
бывших комбинатов, в результате чего
прежние государственные предприятия
начинают действовать как свободные производители
в рыночной среде.
Сразу же после объединения
Германии было подано около
6000 заявок о выкупе предприятий
их бывшими владельцами. При
полном выкупе хозяйства предприятия
имели возможность получить кредит
у Немецкого кредитного банка под
залоговую стоимость земельного участка.
Кредиты на модернизацию можно было получить
по линии «Программы возрождения Европы».
Хозяйство ГДР структурно
было организовано в 250 комбинатов,
в которых в свою очередь
входило около 8000 предприятий.
После объединения Германии все они были
переданы под управление ведомства по
реорганизации и приватизации, называемого
Попечительским или Опекунским советом.
Но не все предприятия могли быть приватизированы.
Поэтому параллельно с приватизацией
были и другие подходы поиска эффективного
управления.
Первым путем был роспуск
комбината: входящие в него
предприятия получали полную
самостоятельность, выбирали директоров
и действовали на свой страх
и риск. Второй путь – превращение
комбината в штаб – квартиру
с координационными и поддерживающими
функциями, которые предприятию выгодно
делегировать такого рода центру. Третий
путь – это создание холдингов вместо
прежних производственных объединений.
В марте 1990 года в ГДР
был издан закон об учреждении
и деятельности частных предприятий и
об участии в капитале, где определялись
условия приватизации.
После того как обозначились
временные рубежи объединения,
понадобилось примерно 4 месяца, чтобы
завершить формирование правовой
базы для приватизации восточногерманских
предприятий. Договор о создании валютного,
экономического и социального союза между
ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский
совет по управлению государственным
имуществом. К нему переходил государственный
долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть
погашен будущими доходами от реализации
государственного имущества. Оставшаяся
задолженность распределялась между новыми
восточными землями.
При анализе деятельности
предприятий выяснилось, что лишь
8 % рабочих мест являются рентабельными,
а производительность труда в ГДР составляла
менее 30 % от западногерманского уровня.
Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское
ведомство завершило свою деятельность,
удалось приватизировать или вернуть
прежним владельцам около 20000 предприятий,
преимущественно производственных. При
этом в договорном порядке были получены
гарантии создания 1,5 миллиона рабочих
мест и выделения инвестиций на сумму
210 миллиардов марок. Как показывает текущая
проверка выполнения гарантий, данных
предприятиями, в среднем было создано
больше рабочих мест и вложено инвестиций,
чем это предусматривалось договорами.
После Попечительского совета
были созданы другие организации,
которые занимаются приватизацией
оставшихся в руках государства
производственных предприятий
и контролируют выполнение договоров,
заключенных с инвесторами.
2.4. Приватизация в Испании
В Испании государственный
сектор экономики за последние
15-20 лет значительно сократился.
Если в середине 70-х годов его
доля в общем объеме валового
внутреннего продукта страны
составляла более 90 %, в середине
80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше
30 %. Продажа бывших государственных предприятий
осуществляется уже почти 20 лет.К государственному
сектору экономики еще совсем недавно
относилось большинство промышленных
предприятий Испании. Вся электроэнергия
в стране производилась на государственных
электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными
были – весь используемый в стране газ,
65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках
государства находилась телефонная связь.
К государственному сектору
экономики относились также
сеть лучших гостиниц, ведущие туристические
агентства и даже гольф-клубы. Разумеется,
весь общественный транспорт в стране,
кроме такси, был государственным.
И весь этот гигантский
сектор национальной экономики,
включавший в себя более половины
всех предприятий Испании, управлялся
из одного центра – так называемого Национального
Института промышленности. По сути, это
было одно грандиозное министерство. Впрочем,
такая структура экономики, созданная
во времена диктатуры генерала Франко,
вполне соответствовала тогдашнему авторитарному
режиму. Франко пришел к власти в Испании
в 1939 году в результате военного мятежа
и трехлетней гражданской войны. Но лишь
в 50-е годы его правительство обратилось
к национальной экономике, пришедшей к
тому времени в полный упадок. Частный
капитал был весьма слабым, в стране преобладало
мелкое производство. Но диктатор особо
и не доверял ни частной инициативе своих
сограждан, ни иностранному капиталу,
и делал главную ставку на свое государство.
В те годы, ведущие промышленные предприятия
национализировались одно за другим. Легкой
промышленностью и сельским хозяйством
генерал Франко практически не занимался.
И сельское хозяйство Испании оставалось
традиционным: на юге преобладало крупное
частное землевладение, на севере – мелкое.
Диктаторский режим прекратился
после смерти Франко в 1975 году,
затем наступил «переходный период»,
когда были заложены основы
демократически преобразований. Приватизацию
государственной собственности
в Испании начала Социалистическая
Рабочая Партия, стоящая на позициях
социал-демократии и близкая по идеологии,
например, немецким социал-демократам.
Эта партия находилась у власти почти
15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно,
что именно левая партия начала приватизацию,
поскольку даже ее лидеры убедились, что
альтернативы не существует.
Сменившая социалистов в
1996 году и находящаяся по сей
день у власти в Испании
правоцентристская Народная Партия
продолжила приватизацию. Продажа
государственных предприятий –
один из основных пунктов экономической
программы нынешнего председателя
правительства Испании Хосе-Мария Аснара.
По своим взглядам он близок немецким
христианским демократам.
Разногласий по поводу приватизации
промышленных предприятий в испанском
обществе практически не было.
Против этого не возражали
даже коммунисты – третья по влиянию политическая
партия в Испании. Все ведущие политические
силы страны, представленные в национальном
парламенте, сходились в том, что роль
государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что
разногласий по поводу приватизации не
существует вовсе. Но они затрагивают
в основном социальную сферу – здравоохранение
и образование. Здесь также давно присутствует
частный сектор: многочисленные частные
школы и университеты, развитая сеть частных
клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые
позиции по-прежнему сохраняет за собой
государство. Частный сектор пока не в
состоянии решить всех существующих в
социальной сфере проблем. Ведь он всегда
ориентирован на получение прибыли, а
медицинское обслуживание, также как и
общественный транспорт, должны быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная
компания «РЕНФЕ» пока остается в полной
собственности государства, как и городской
транспорт – автобусы и метро.
Что касается общественного
транспорта, то после многочисленных
парламентских дебатов, в Испании началась
приватизация национальной авиакомпании
«Иберия». Автобусные междугородние перевозки
уже приватизированы. Практически все
отрасли топливно-энергетического комплекса
и телефонная связь также приватизированы.Например,
бывший монополист, государственная нефтегазовая
международная «Бритиш Петролеум».
Что касается других крупных
монополий, то, скажем, приватизация
национальной телефонной компании
«Телефоника» была полностью
завершена еще в 1996 году. Полностью
приватизирована и другая крупнейшая
государственная монополия – национальная
энергетическая компания «ЭНДЕСА».
С другой стороны, в собственности
государства по-прежнему остаются
самые крупные в стране угольные
шахты «УНОСА», в провинции
Астурия, на севере. Их приватизация пока
нереальна – шахты убыточны, а просто
закрыть их государство не может. Без работы
сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское
правительство считает пока более целесообразным
предоставление дотаций этим шахтам, так
как не в состоянии решить проблему переквалификации
и трудоустройства шахтеров в этом угольном
регионе.
Как же осуществляется контроль
за предприятиями стратегических
отраслей? Как правило, государство
владеет в этих компаниях так
называемой «золотой акцией», дающей
право блокировать любое нежелательное,
с точки зрения правительства, решение
акционеров. Кроме того, ни испанская,
ни зарубежная компания, не может купить
сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия,
относящегося к числу стратегических,
без специального разрешения правительства
Испании. Существует специальная, подотчетная
парламенту, государственная Комиссия
по приватизации, которая контролирует
весь процесс продажи государственных
предприятий. В среднем крупнейшие предприятия
в Испании продаются в течение 5-8 лет.
3. Особенности разгосударствления
и приватизации в Республике
Беларусь.
Разгосударствление и приватизация
государственной собственности
является одним из важнейших
направлений перехода экономики
Республики Беларусь к рыночным
отношениям. Переход к рыночным отношениям
и эффективное функционирование рыночного
механизма самоуправления возможны только
при условии, когда основная часть товаропроизводителей-предприятий
будет обладать свободой хозяйственной
деятельности и предпринимательства.
Когда они будут иметь право для использования
принадлежащего им арендного или переданного
в пользование имущества, самостоятельно
определять производственную программу,
выбирать поставщиков и потребителей,
назначать цены, распоряжаться прибылью,
остающейся после уплаты налогов, решать
другие вопросы, связанные с хозяйственной
деятельностью и развитием производства.
Именно в условиях рыночной экономики
и действуют положения, обеспечивающие
формирование возможностей для свободного
выбора форм собственности и хозяйствования
путём разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление экономики в нашей
республике - это процесс формирования
многоукладной, смешанной экономики, децентрализация
управления, освобождение государства
от функций прямого хозяйственного управления.
Разгосударствление собственности
осуществляется путем, как создания
новых частных, коллективных предприятий,
так и приватизации действующих
государственных. Основными принципами
разгосударствления являются: добровольность,
экономическая заинтересованность
трудовых коллективов и отдельных граждан,
гласность, соблюдение интересов государства
и населения. При этом очень важно, чтобы
процесс разгосударствления способствовал
росту производительности труда на основе
улучшения его организации, управления
и материальной заинтересованности работников.
Главные критерии реформы
разгосударствления экономики –
сокращение принудительного госзаказа,
расширение свободной продажи
продукции на рынке, либерализация
цен, конкуренция товаропроизводителей,
и обеспечение экономической ответственности.
За государством при этом сохраняются
функции регулирования общественного
производства экономическими и юридическими
нормами.
Одним из основных направлений
разгосударствления экономики является
приватизация. Этот процесс характеризуется
передачей государством права собственности
на предприятия, имущественные комплексы
и иное имущество гражданам и юридическим
лицам, деятельность которых основана
на негосударственной собственности.
В результате приватизации государство
утрачивает право владения, пользования
и распоряжения объектами государственной
собственности, а государственные органы
- право управления ими.
Необходимо обратить внимание
на то, что разгосударствление
может проводиться быстрее, чем
приватизация. Приватизация - процесс
более длительный. В литературе, например,
приводится такой факт: в Англии - этой
классической капиталистической стране
потребовалось 10 лет для приватизации
всего 10 крупных корпораций.
Приватизация государственной
собственности в соответствии с законодательством
Республики Беларусь осуществляется следующими
способами:
- выкупом арендного имущества
арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе
и по конкурсу;
- продажей государственной доли
акций акционерных обществ, преобразованных
из государственных и арендных предприятий,
негосударственным юридическим и физическим
лицом.
Правительство республики предусматривает
путём приватизации достичь:
- усиления стимулов к труду,
повышение эффективности производства,
деловой активности предпринимательской
деятельности;
- устранения бесхозяйственности,
уменьшения масштабов коррупции
и теневой экономики;
- возрождения общечеловеческих
ценностей.
Учитывая важность проблемы,
правительство республики осуществляет
постоянный контроль за ходом процесса
приватизации.
Заключение
Приватизация в Республике
Беларусь приобрела необратимый
характер. В настоящее время уже
нет смысла спорить о её
целесообразности. Путь к полноценной
рыночной экономике без разгосударствления
и приватизации невозможен. Формы
и методы приватизации могут быть различными
в зависимости от особенностей объекта
и состояния субъекта приватизации. При
этом определяющим должен быть вопрос
об эффективности принимаемых решений
в вопросе преобразований госсобственности.
Добиваясь желаемого эффекта, не надо
забывать о том, что приватизация лишь
тогда даст результат, когда затронет
всю глубину производственных отношений,
а не только их внешние, находящиеся на
поверхности, проявления.