Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа
Целью курсовой работы - изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разгосударствления собственности;
- изучить формы разгосударствления;
Введение…………………………………………………………….…...4
1. Разгосударствление как экономическая категория……………..6
1.1 Сущность и необходимость разгосударствления собственности................................................................................................6
1.2 Формы разгосударствления……………………….………….….9
1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации……………10
2. Особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы………………………………………….14
2.1 Методы приватизации...…………………………………….…….18
2.2 Проблемы приватизации……………………………….…………18
3. Влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации………….………………………………………..20
Заключение…………………………………
27
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 17 источников.
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ПРИВАТИЗАЦИИ
Объект исследования — приватизация государственной собственности в Республике Беларусь.
Предмет исследования — процесс приватизации государственной собственности в Республике Беларусь на современном этапе.
Цель работы: изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок.
Исследования и разработки: изучен опыт проведения приватизации в развитых странах и странах с переходной экономикой, проанализировано значение и последствия приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, выявлены проблемы проведения приватизации в Республике Беларусь, предложены возможные направления их решения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Разгосударствление как экономическая категория……………..6
1.1 Сущность и необходимость разгосударствления собственности.................
1.2 Формы разгосударствления……………………….……
1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации……………10
2. Особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы………………………………………….14
2.1 Методы приватизации...…………………………………….
2.2 Проблемы приватизации……………………………….…………
3. Влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации………….………………………………
Заключение……………………………………….…….…
Список использованных источников………………..……………...... |
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием белорусских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием "карты" приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Беларуси к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие "приватизация", его соотношение с категориями "частная собственность", "разгосударствление". Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.
Завершение начального этапа приватизации в Беларуси (так называемой "чековой приватизации") требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому "инвестиционно-денежному" этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.
Целью курсовой работы - изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разгосударствления собственности;
- изучить формы разгосударствления;
- изучить цели и задачи разгосударствления и приватизации;
- рассмотреть особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы;
- изучить влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации.
Объект исследования — приватизация государственной собственности в Республике Беларусь.
Предмет исследования — процесс приватизации государственной собственности в Республике Беларусь на современном этапе.
Методами исследования курсовой работы являются: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок.
1. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Сущность и необходимость разгосударствления собственности
Реформирование отношений собственности как фундамента экономической системы является основной задачей и условием продвижения Республики Беларусь на пути намеченных экономических преобразований. Важнейшее значение для ее решения имеет преобразование форм собственности и, в частности, разгосударствление. Проблемы разгосударствления занимают центральное место при переходе к рынку.
В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность категории «разгосударствление». Несмотря на многочисленные трактовки и определения данных понятий, полной ясности в этом вопросе нет.
Так, например, как отмечает Э. И. Лобкович: «Под разгосударствлением... понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами, другими органами государственного управления и предприятиями, на горизонтальные, т.е. между самими предприятиями» [6, c. 5]. Из данного определения не ясно, передачу каких функций следует считать разгосударствлением, в какой форме эта передача может осуществляться. Следуя логике данного определения, министерство или другой орган государственного управления может передать предприятию, например, функции материально-технического обеспечения, сохранив за собой функции планирования объемов выпуска продукции, контроля за финансовыми результатами деятельности предприятия, и это уже следует признать разгосударствлением. Согласиться с этим - значит, уйти от решения главных проблем разгосударствления. [6, c. 5-10]
Н. И. Базылев в разгосударствлении видит «...процесс устранения государственного монополизма в экономике, формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализации управления ею, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления».[8, c. 8]
По мнению Н. И. Базылева «...разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой стороны, смену форм и содержания отношений собственности». В данном случае происходит подмена природы разгосударствления формой ее реализации. Видимо, понимая недостатки приведенного понятия «разгосударствления», автор в дальнейшем отмечает, что «...приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления».
С целью устранить недостатки сформулированного ранее понятия «разгосударствление» в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19.01.1993 года принята новая редакция этой категории. В соответствии с ней разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами». [8, c. 7-13]
Удачным, на наш взгляд, является определение, которое приводят В. Я. Хрипач, Г. 3. Суша, Г. К. Оноприенко, И. В. Головачева. Они пишут: «Под понятием разгосударствление понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами». И далее: «разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоление монополизма государственной собственности и может проходить без изменения форм собственности». Следует обратить внимание на то, что авторы здесь прямо указывают на то, что разгосударствление может проходить без изменения форм собственности. Таким образом, главным признаком, позволяющим разделить категории «разгосударствление» и «приватизация» является изменение формы собственности.
Нельзя не согласиться с мнением Б. А. Райзберга, что «следует различать... частичное разгосударствление в форме коммерциализации и аренды государственной собственности и полное разгосударствление в виде приватизации государственной собственности и перехода ее в негосударственную, частную собственность». [7, c. 612-632]
Таким образом, разгосударствление представляет собой осуществляемый в различных формах процесс децентрализации экономики путем передачи от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Частичное разгосударствление включает отделение функций управления субъектом от функций собственника (государства), реализацию прав собственника через назначение руководителя (управляющего, менеджера) с предоставлением ему необходимых полномочий, касающихся деятельности предприятия. При этом форма собственности не изменится. Полное разгосударствление осуществляется в форме приватизации государственной собственности со сменой собственника.
Отметим, что преобразование форм и отношений собственности в виде разгосударствления присуще не только странам, находящимся на пути к рынку, но и ряду стран с развитой рыночной экономикой. Среди них - Великобритания, Япония, Франция, США. По некоторым данным, к настоящему времени более полусотни развитых и развивающихся стран приняли национальные программы сокращения государственного сектора.
Объективными причинами сужения сферы господства государственной собственности называются: интернационализация хозяйственных связей, когда национальное регулирование и регламентация деятельности предприятий госсектора выступают тормозом развития экономики. Кроме того, научно-технический прогресс видоизменил рыночную ситуацию в сфере «естественных монополий», большинство которых находится в государственной собственности. Процесс приватизации сделали необходимым и значительные дефициты государственных бюджетов западных стран, вызванные целым комплексом причин (снижение доходов госбюджета вследствие стагфляции 70-х гг., непомерно возросшие социальные выплаты, энергетический кризис и др.)
Основными целями и задачами разгосударствления являются:
- устранение отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение его в реального собственника;
- создание и развитие конкурентных рыночных отношений;
- преобразование трудовых отношений с помощью разных форм собственности и возможности выбора сферы применения своего труда.
- создание и развитие негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств;
- преобразование хозяйств, остающихся в ведении государства;
- преодоление монополии государства.
Основными направлениями разгосударствления являются:
- уменьшение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации;
- уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
- коммерциализация государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности;
- ликвидация монополии внешней торговли;
- переход от централизованного распределения ресурсов через рынок товаров, труда и капиталов. [5, c. 487-496]
1.2. Формы разгосударствления
В мировой практике выделяют три общие группы предприятий:
1. Государственные предприятия, функционирующие в рамках публичного права (некоммерческие предприятия). Для данной группы требования к эффективности использования ресурсов задаются административно.
2. Государственные предприятия, функционирующие на основе частного права (коммерческие предприятия). Эффективность применения ресурсов данных предприятий регулируется складывающимися ценовыми пропорциями на конкретных рынках сбыта производимой продукции.