Разгосударствление и приватизация собственности в странах Центральной и Восточной Европы и их влияние на процесс рыночной трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы - изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разгосударствления собственности;
- изучить формы разгосударствления;

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…...4
1. Разгосударствление как экономическая категория……………..6
1.1 Сущность и необходимость разгосударствления собственности................................................................................................6
1.2 Формы разгосударствления……………………….………….….9
1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации……………10
2. Особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы………………………………………….14
2.1 Методы приватизации...…………………………………….…….18
2.2 Проблемы приватизации……………………………….…………18
3. Влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации………….………………………………………..20
Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_6.doc

— 139.00 Кб (Скачать)


27

 

   РЕФЕРАТ

     

Курсовая работа: 30 с.,  17 источников.

 

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

Объект исследования — приватизация государственной собственности в Республике Беларусь.

Предмет исследования — процесс приватизации государственной собственности в Республике Беларусь на современном этапе.

Цель работы: изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок.

Исследования и разработки: изучен опыт проведения приватизации в развитых странах и странах с переходной экономикой, проанализировано значение и последствия приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, выявлены проблемы проведения приватизации в Республике Беларусь, предложены возможные направления их решения.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….…...4

1.            Разгосударствление как экономическая категория……………..6

1.1       Сущность и необходимость разгосударствления собственности................................................................................................6

1.2       Формы разгосударствления……………………….………….….9

1.3       Цели и задачи разгосударствления и приватизации……………10

2.            Особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы………………………………………….14

2.1       Методы приватизации...…………………………………….…….18

2.2       Проблемы приватизации……………………………….…………18

3.            Влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации………….………………………………………..20

Заключение……………………………………….…….………………24

Список использованных источников………………..……………......25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием белорусских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием "карты" приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Беларуси к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие "приватизация", его соотношение с категориями "частная собственность", "разгосударствление". Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Завершение начального этапа приватизации в Беларуси (так называемой "чековой приватизации") требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому "инвестиционно-денежному" этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

Целью курсовой работы - изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность и необходимость разгосударствления собственности;

- изучить формы разгосударствления;

- изучить цели и задачи разгосударствления и приватизации;

- рассмотреть особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы;

- изучить влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации.

Объект исследования — приватизация государственной собственности в Республике Беларусь.

Предмет исследования — процесс приватизации государственной собственности в Республике Беларусь на современном этапе.

Методами исследования курсовой работы являются: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок.


1.            РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

1.1. Сущность и необходимость разгосударствления собственности

 

Реформирование отношений собственности как фундамента экономиче­ской системы является основной задачей и условием продвижения Рес­публики Беларусь на пути намеченных экономических преобразований. Важнейшее значение для ее решения имеет преобразование форм собствен­ности и, в частности, разгосударствление. Проблемы разгосударствле­ния занимают центральное место при переходе к рынку.

В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность категории «разгосударствление». Несмотря на многочисленные трактовки и определения данных понятий, полной ясности в этом вопросе нет.

Так, например, как отмечает Э. И. Лобкович: «Под разгосударствлением... понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управ­ления, замена вертикальных связей между министерствами, другими орга­нами государственного управления и предприятиями, на горизонталь­ные, т.е. между самими предприятиями» [6, c. 5]. Из данного определения не ясно, передачу каких функций следует считать разгосударствлением, в какой форме эта передача может осуществляться. Следуя логике данного определения, министерство или другой орган государственного управле­ния может передать предприятию, например, функции материально-тех­нического обеспечения, сохранив за собой функции планирования объе­мов выпуска продукции, контроля за финансовыми результатами дея­тельности предприятия, и это уже следует признать разгосударствлени­ем. Согласиться с этим - значит, уйти от решения главных проблем раз­государствления. [6, c. 5-10]

Н. И. Базылев в разгосударствлении видит «...процесс устранения государственного монополизма в экономике, формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализации управления ею, освобож­дения государства от функций прямого хозяйственного управления».[8, c. 8]

По мнению Н. И. Базылева «...разгосударствление означает, с одной сто­роны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой стороны, смену форм и содержания отноше­ний собственности». В данном случае происходит подмена природы раз­государствления формой ее реализации. Видимо, понимая недостатки при­веденного понятия «разгосударствления», автор в дальнейшем отмечает, что «...приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосу­дарствления».

С целью устранить недостатки сформулированного ранее понятия «разгосударствление» в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19.01.1993 года принята новая редакция этой категории. В соответствии с ней разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством при­ватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами». [8, c. 7-13]

Удачным, на наш взгляд, является определение, которое приводят В. Я. Хрипач, Г. 3. Суша, Г. К. Оноприенко, И. В. Головачева. Они пишут: «Под понятием разгосударствление понимается передача от го­сударства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функ­ций непосредственного управления хозяйствующими субъектами». И далее: «разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоление монополизма государственной собственности и может проходить без изменения форм собственности». Следует обра­тить внимание на то, что авторы здесь прямо указывают на то, что раз­государствление может проходить без изменения форм собственности. Таким образом, главным признаком, позволяющим разделить категории «разгосударствление» и «приватизация» является изменение формы соб­ственности.

Нельзя не согласиться с мнением Б. А. Райзберга, что «следует различать... частичное разгосударствление в форме коммерциализации и арен­ды государственной собственности и полное разгосударствление в виде приватизации государственной собственности и перехода ее в негосудар­ственную, частную собственность». [7, c. 612-632]

Таким образом, разгосударствление представляет собой осуществляемый в различных формах процесс децентрализации экономики путем передачи от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Частичное разгосударствление включает отделение функций управления субъектом от функций собственника (государства), реализацию прав собственника через назначение руководителя (управляющего, менеджера) с предоставлением ему необходимых полномочий, касающихся деятельности предприятия. При этом форма собственности не изменит­ся. Полное разгосударствление осуществляется в форме приватизации го­сударственной собственности со сменой собственника.

Отметим, что преобразование форм и отношений собственности в виде разгосударствления присуще не только странам, находящимся на пути к рынку, но и ряду стран с развитой рыночной экономикой. Среди них - Великобритания, Япония, Франция, США. По некоторым данным, к настоящему времени более полусотни развитых и развивающихся стран приняли национальные программы сокращения государственного сек­тора.

Объективными причинами сужения сферы господства государственной собственности называются: интернационализация хозяйственных связей, когда национальное регулирование и регламентация деятельности предприятий госсектора выступают тормозом развития экономики. Кро­ме того, научно-технический прогресс видоизменил рыночную ситуацию в сфере «естественных монополий», большинство которых находится в государственной собственности. Процесс приватизации сделали необхо­димым и значительные дефициты государственных бюджетов западных стран, вызванные целым комплексом причин (снижение доходов госбюд­жета вследствие стагфляции 70-х гг., непомерно возросшие социальные выплаты, энергетический кризис и др.)

Основными целями и задачами разгосударствления являются:

-               устранение отчуждения работника от средств и результатов произ­водства, превращение его в реального собственника;

-               создание и развитие конкурентных рыночных отношений;

-               преобразование трудовых отношений с помощью разных форм соб­ственности и возможности выбора сферы применения своего труда.

-               создание и развитие негосударственного сектора с многообразны­ми типами хозяйств;

-               преобразование хозяйств, остающихся в ведении государства;

-               преодоление монополии государства.

Основными направлениями разгосударствления являются:             

-               уменьшение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации;

-               уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;

-               коммерциализация государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности;

-               ликвидация монополии внешней торговли;

-               переход от централизованного распределения ресурсов через рынок товаров, труда и капиталов. [5, c. 487-496]

 

1.2. Формы разгосударствления

 

В мировой практике выделяют три общие группы предприятий:

1.              Государственные предприятия, функционирующие в рамках пуб­личного права (некоммерческие предприятия). Для данной группы требования к эффективности использования ресурсов задаются административно.

2.              Государственные предприятия, функционирующие на основе част­ного права (коммерческие предприятия). Эффективность применения ре­сурсов данных предприятий регулируется складывающимися ценовыми пропорциями на конкретных рынках сбыта производимой продукции.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в странах Центральной и Восточной Европы и их влияние на процесс рыночной трансформации