Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа
Целью курсовой работы - изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разгосударствления собственности;
- изучить формы разгосударствления;
Введение…………………………………………………………….…...4
1. Разгосударствление как экономическая категория……………..6
1.1 Сущность и необходимость разгосударствления собственности................................................................................................6
1.2 Формы разгосударствления……………………….………….….9
1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации……………10
2. Особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы………………………………………….14
2.1 Методы приватизации...…………………………………….…….18
2.2 Проблемы приватизации……………………………….…………18
3. Влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации………….………………………………………..20
Заключение…………………………………
3. Предприятия, основанные на частной форме собственности, функционирующие на основе частного права (частные предприятия). Деятельность данных предприятий полностью регулируется рынком в целом. [9, c. 34]
Создание подобной структуры предприятий в постсоциалистических странах способствует оптимизации соотношений форм собственности и является удобной позицией для очередности проведения в дальнейшем их приватизации. По существу это начало процесса разгосударствления, которое предполагает передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Разгосударствление может осуществляться в формах:
- коммерциализации, означающей смену статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурентного рынка;
- продажи части активов государственного предприятия путем преобразования его в акционерное общество;
- аренды, т. е. предоставления земли, средств производства, имущества их владельцем (арендодателем) во временное пользование другим лицам (арендаторам) на договорных условиях, за плату;
- приватизации.
Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки.
Коммерциализация государственных предприятий как форма разгосударствления в Беларуси еще не получила значительного распространения.
Другой формой разгосударствления является продажа части активов государственного предприятия, преобразованного в акционерное общество.
Проводимая в западных странах аренда государственной собственности представляет собой передачу государством права частным фирмам управлять предприятием. При этом будущие доходы государства и сохранность имущества гарантируются залогом арендатора. Круг арендаторов выходит за рамки трудовых коллективов. [9, c. 35-48]
1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации
Приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности. Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную, приватную (в переводе с английского private - частный, единичный). В традиционном понимании приватизация представляет процесс передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность.
Однако существует и более широкая трактовка данного понятия, которая охватывает и приватизацию привилегий или какого-либо монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм предложения и услуг.
Термин «приватизация» в разных странах понимается по-разному. В Великобритании приватизация означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%, в Индонезии, Малайзии, Турции приватизация признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности.
В официальных документах восточноевропейских стран «приватизация» трактуется также по-разному. Например, в Румынии под приватизацией подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия. В Югославии принято определение, из которого следует, что приватизация - это создание условий и осуществление преобразования государственной собственности в собственность непосредственных производителей. В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственного общества, включая частное иностранное владение. В Польше приватизация означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, общую и другие формы собственности.
Существует и более расширенное понимание приватизации. В частности, в США, согласно официальным документам федерального правительства, приватизация рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей государственной собственности частным лицам, организациям предполагает также снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий, и в целом означает несколько вариантов преобразования государственных компаний:
а) в акционерные общества с последующей продажей акций частным собственникам;
б) в независимые государственные предприятия, находящиеся в частном владении (аренда);
в) в частные предприятия. [14, c. 87-121]
В белорусской экономической науке также нет однозначного определения термина «приватизация». В широком смысле приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В узком смысле - приватизация означает переход государственного имущества в частный сектор. Так, Н. И. Базылев считает, что «под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственной формы собственности». «Приватизацию как процесс сужения сферы господства государственной собственности и ограничения сферы государственного предпринимательства...» рассматривают М. Л. Зеленкевич и Т. В. Максименко-Новохрост.
В Законе Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19.01.1993 г. приватизация понимается как «приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству». [11, c. 33-40]
Формулируя понятие приватизации, необходимо иметь в виду ее основные признаки:
- переход прав собственности от государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
- полная продажа государственного предприятия частным лицам;
- продажа части активов государственного предприятия.
С учетом этого в дальнейшем под приватизацией мы будем понимать процесс передачи прав собственности на государственные предприятия или их активы в частный сектор. Это означает, что государство может продать действующее предприятие или его подразделение либо ликвидировать предприятие и продать все активы или их часть.
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения. [12, с. 72-75]
К главным целям и задачам приватизации следует отнести:
- создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
- формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
- создание потенциала для повышения эффективности работы предприятий;
- создание условий для коренной реструктуризации производства, внедрения нововведений, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций;
- уменьшение дефицита государственного бюджета, вызванного расходами на дотирование убыточных предприятий;
- сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
- развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
- способствовать подавлению инфляции. Антиинфляционные меры прежде всего должны быть нацелены на структурную перестройку экономики, обеспечение постоянного роста производительности труда, ресурсосбережение, что составляет содержание рыночного механизма хозяйствования, в основе которого находится приватизация;
- создание определенных привлекательных условий и гарантий для иностранных и отечественных инвесторов, наращивание инвестиционных потоков;
- способствовать привлечению в качестве инвестиций сбережений населения посредством выпуска и торговли на рынке ценных бумаг акциями предприятий;
ослабить прямое вмешательство государственных органов управления в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий;
- повысить заинтересованность и ответственность субъектов хозяйствования за результаты работы. [12, с. 75-77]
Постсоциалистические страны прибегли к приватизации как к способу развития многоукладное экономики, становления института частной собственности, создания социальной базы нового общественного строя. Но главной задачей является стремление повысить эффективность функционирования государственных предприятий и сократить бюджетное бремя государства.
Таким образом, приватизация, в нашем понимании, означает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты или их активы, принадлежащие государству. [16, c. 34]
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
2.1 Методы приватизации
Вопрос о собственности является, как известно, центральным в экономической политике любой страны. От того, как решается этот вопрос, зависит вся структура национальных экономических и политических приоритетов. Всякое изменение структуры прав и отношений собственности - болезненный и сложный процесс, независимо от того, происходит ли это изменение эволюционным или революционным путем.
Изменение форм собственности, вызванное приватизацией -важнейший экономический процесс, характерный в истекшем столетии для многих государств, в том числе тех, которые на рубеже 80-90-х годов XX в. пережили период глубоких революционных преобразований. В странах, где рыночные инициативы на протяжении десятилетий подавлялись или играли лишь вспомогательную, подсобную роль, приватизация стала мощнейшим инструментом реорганизации всей системы экономических и социальных отношений. В первую очередь сказанное относится к странам Центральной и Восточной Европы, где после крушения просоветских политических режимов был взят решительный курс на стремительное свертывание государственного сектора. [16, c. 36-52]
Естественно, что при осуществлении приватизации страны Центральной и Восточной Европы изучали опыт своих соседей, и не в последнюю очередь опыт России. Массовая приватизация, проведенная в России в 1992-1994 гг., привела к грандиозным сдвигам в структуре отношений собственности и повлекла за собой изменения социально-экономического уклада, сопоставимые по своей масштабности с революционными потрясениями 1917 г. Приватизация в России протекала болезненно, принимала порой уродливые формы, сопровождалась многочисленными злоупотреблениями, что, в известной мере, сказалось и на ходе приватизации в странах рассматриваемого региона.
Нелишне обратить внимание на различные стороны массовой приватизации в странах ЦВР. Приватизация рассматривалась здесь прежде всего как прекращение вмешательства государства в производственный сектор и деполитизация экономики. Серьезный недостаток массовой приватизации - неадекватное состояние «корпоративного управления», т.е. эффективного контроля со стороны владельцев предприятий (акционеров) за принятием решений их менеджерами. Особенно слабым был такой контроль в Болгарии, следствием чего явились массовые злоупотребления.
Следует отметить, что массовая приватизация была осуществлена в ряде стран с существенными задержками (особенно в Польше, Чехии и Словакии) в связи с целым рядом причин: острыми дебатами по некоторым противоречивым вопросам, затяжкой времени на осуществление, неожиданными техническими проблемами, сложными процедурами утверждения приватизационных программ и т.д.
К рыночной трансформации своей экономической системы Венгрия приступила в 1989 г. В сравнении с другими странами региона венгерская экономика оказалась более подготовленной к столь радикальным преобразованиям. Венгерское правительство с конца 60-х годов последовательно реформировало систему управления экономикой, в целях ее постепенной либерализации. В 80-е годы этот процесс ускорился. Результатами реформ стали большая гибкость государственного управления экономикой и менее жесткая экономическая структура, большая свобода производителей. В 1988 г. парламент страны принял ряд законов, направленных на развитие рыночных отношений в экономике. В результате в Венгрии прошла «номенклатурная» приватизация, существенно изменившая структуру собственности и размеры предприятий. Именно значительная часть венгерской номенклатуры приложила немало усилий к тому, чтобы не только инициировать процесс реформирования отношений собственности в этой стране, но и возглавить его.
Результатом приватизации стало разукрупнение больших государственных предприятий и создание большого числа мелких и средних компаний, частично или полностью приватизированных руководством. За период с 1988 по 1990 г. количество компаний в Венгрии возросло с 7628 до 23 314. В итоге к 1990 г. в Венгрии уже были созданы и функционировали основные рыночные институты, были заложены юридические основы для развития частной собственности, проведена либерализация цен и внешней торговли, создана двухуровневая банковская система, при которой наряду с государственными банками функционировало более 10 коммерческих банков. Не случайно отличительной чертой приватизации в Венгрии стало активное участие в ней большого числа западных инвесторов.