Разгосударствление и приватизация собственности в странах Центральной и Восточной Европы и их влияние на процесс рыночной трансформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы - изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разгосударствления собственности;
- изучить формы разгосударствления;

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…...4
1. Разгосударствление как экономическая категория……………..6
1.1 Сущность и необходимость разгосударствления собственности................................................................................................6
1.2 Формы разгосударствления……………………….………….….9
1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации……………10
2. Особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы………………………………………….14
2.1 Методы приватизации...…………………………………….…….18
2.2 Проблемы приватизации……………………………….…………18
3. Влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации………….………………………………………..20
Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_6.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

3.              Предприятия, основанные на частной форме собственности, функ­ционирующие на основе частного права (частные предприятия). Деятельность данных предприятий полностью регулируется рынком в целом. [9, c. 34]

Создание подобной структуры предприятий в постсоциалистических странах способствует оптимизации соотношений форм собственности и является удобной позицией для очередности проведения в дальнейшем их приватизации. По существу это начало процесса разгосударствления, которое предполагает передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление может осуществляться в формах:

-               коммерциализации, означающей смену статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на ста­тус частного права при сохранении ограничений в области распоряже­ния имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурентного рынка;

-               продажи части активов государственного предприятия путем пре­образования его в акционерное общество;

-               аренды, т. е. предоставления земли, средств производства, имуще­ства их владельцем (арендодателем) во временное пользование другим лицам (арендаторам) на договорных условиях, за плату;

-               приватизации.

Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки.

Коммерциализация государственных предприятий как форма разгосударствления в Беларуси еще не получила значительного распростра­нения.

Другой формой разгосударствления является продажа части активов государственного предприятия, преобразованного в акционерное общество.

Проводимая в западных странах аренда государственной собственности представляет собой передачу государством права частным фирмам управлять предприятием. При этом будущие доходы государства и со­хранность имущества гарантируются залогом арендатора. Круг арендаторов выходит за рамки трудовых коллективов. [9, c. 35-48]

 

1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации

Приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности. Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную, приватную (в переводе с английского private - частный, единичный). В традиционном понимании приватизация пред­ставляет процесс передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность.

Однако существует и более широкая трактовка данного понятия, которая охватывает и приватизацию привилегий или какого-либо монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм предложения и услуг.

Термин «приватизация» в разных странах понимается по-разному. В Великобритании приватизация означает сокращение участия государ­ства в капитале предприятия до уровня менее 50%, в Индонезии, Малай­зии, Турции приватизация признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности.

В официальных документах восточноевропейских стран «приватизация» трактуется также по-разному. Например, в Румынии под приватизацией подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оцен­ки имущества предприятия. В Югославии принято определение, из которого следует, что приватизация - это создание условий и осуще­ствление преобразования государственной собственности в собствен­ность непосредственных производителей. В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества государствен­ных предприятий в собственность хозяйственного общества, вклю­чая частное иностранное владение. В Польше приватизация означа­ет преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, общую и другие формы соб­ственности.

Существует и более расширенное понимание приватизации. В частности, в США, согласно официальным документам федерального пра­вительства, приватизация рассматривается как долгосрочная страте­гия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей государственной собственности частным лицам, организациям предполагает также снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий, и в целом означает несколько вариантов пре­образования государственных компаний:

а)              в акционерные общества с последующей продажей акций частным собственникам;

б)              в независимые государственные предприятия, находящиеся в част­ном владении (аренда);

в)              в частные предприятия. [14, c. 87-121]

В белорусской экономической науке также нет однозначного определения термина «приватизация». В широком смысле приватизация пони­мается как сокращение или замедление темпов расширения государствен­ного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В узком смысле - приватизация означает переход государствен­ного имущества в частный сектор. Так, Н. И. Базылев считает, что «под приватизацией следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее при­надлежащее государству, коллективам работников, гражданам или част­ным лицам, ведущим производство на принципах негосударственной формы собственности». «Приватизацию как процесс сужения сферы гос­подства государственной собственности и ограничения сферы государ­ственного предпринимательства...» рассматривают М. Л. Зеленкевич и Т. В. Максименко-Новохрост.

В Законе Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» от 19.01.1993 г. приватизация понимается как «приобретение физическими и юридиче­скими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государ­ству». [11, c. 33-40]

Формулируя понятие приватизации, необходимо иметь в виду ее основные признаки:

-               переход прав собственности от государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

-               полная продажа государственного предприятия частным лицам;

-               продажа части активов государственного предприятия.

С учетом этого в дальнейшем под приватизацией мы будем понимать процесс передачи прав собственности на государственные предприятия или их активы в частный сектор. Это означает, что государство может продать действующее предприятие или его подразделение либо ликвидировать предприятие и продать все активы или их часть.

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансо­вых отношений и реализации продукции в соответствии с действием за­конов спроса и предложения. [12, с. 72-75]

К главным целям и задачам приватизации следует отнести:

-               создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, по­вышению на этой основе жизненного уровня населения;

-               формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственно­сти как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

-               создание потенциала для повышения эффективности работы пред­приятий;

-               создание условий для коренной реструктуризации производства, внедрения нововведений, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций;

-               уменьшение дефицита государственного бюджета, вызванного рас­ходами на дотирование убыточных предприятий;

-               сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;

-               развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельнос­ти, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование ак­тивной трудовой и хозяйственной мотивации;

-               способствовать подавлению инфляции. Антиинфляционные меры прежде всего должны быть нацелены на структурную перестройку эко­номики, обеспечение постоянного роста производительности труда, ресурсосбережение, что составляет содержание рыночного механизма хозяйствования, в основе которого находится приватизация;

-               создание определенных привлекательных условий и гарантий для иностранных и отечественных инвесторов, наращивание инвестицион­ных потоков;

-               способствовать привлечению в качестве инвестиций сбережений на­селения посредством выпуска и торговли на рынке ценных бумаг акциями предприятий;

ослабить прямое вмешательство государственных органов управления в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий;

- повысить заинтересованность и ответственность субъектов хозяйствования за результаты работы. [12, с. 75-77]

Постсоциалистические страны прибегли к приватизации как к способу развития многоукладное экономики, становления института частной собственности, создания социальной базы нового общественного строя. Но главной задачей является стремление повысить эффективность функционирования государственных предприятий и сократить бюджет­ное бремя государства.

Таким образом, приватизация, в нашем понимании, означает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты или их активы, принадлежащие государству. [16, c. 34]

2.            ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

 

2.1 Методы приватизации

 

Вопрос о собственности является, как известно, центральным в экономической политике любой страны. От того, как решается этот вопрос, зависит вся структура национальных экономических и поли­тических приоритетов. Всякое изменение структуры прав и отноше­ний собственности - болезненный и сложный процесс, независимо от того, происходит ли это изменение эволюционным или револю­ционным путем.

Изменение форм собственности, вызванное приватизацией -важнейший экономический процесс, характерный в истекшем сто­летии для многих государств, в том числе тех, которые на рубеже 80-90-х годов XX в. пережили период глубоких революционных преобразований. В странах, где рыночные инициативы на протяже­нии десятилетий подавлялись или играли лишь вспомогательную, подсобную роль, приватизация стала мощнейшим инструментом ре­организации всей системы экономических и социальных отношений. В первую очередь сказанное относится к странам Центральной и Восточной Европы, где после крушения просоветских политических режимов был взят решительный курс на стремительное свертыва­ние государственного сектора. [16, c. 36-52]

Естественно, что при осуществлении приватизации страны Центральной и Восточной Европы изучали опыт своих соседей, и не в последнюю очередь опыт России. Массовая приватизация, прове­денная в России в 1992-1994 гг., привела к грандиозным сдвигам в структуре отношений собственности и повлекла за собой изменения социально-экономического уклада, сопоставимые по своей мас­штабности с революционными потрясениями 1917 г. Приватизация в России протекала болезненно, принимала порой уродливые фор­мы, сопровождалась многочисленными злоупотреблениями, что, в известной мере, сказалось и на ходе приватизации в странах рассма­триваемого региона.

Нелишне обратить внимание на различные стороны массовой приватизации в странах ЦВР. Приватизация рассматривалась здесь прежде всего как прекращение вмешательства государства в произ­водственный сектор и деполитизация экономики. Серьезный недос­таток массовой приватизации - неадекватное состояние «корпора­тивного управления», т.е. эффективного контроля со стороны владельцев предприятий (акционеров) за принятием решений их ме­неджерами. Особенно слабым был такой контроль в Болгарии, следствием чего явились массовые злоупотребления.

Следует отметить, что массовая приватизация была осуществле­на в ряде стран с существенными задержками (особенно в Польше, Чехии и Словакии) в связи с целым рядом причин: острыми дебата­ми по некоторым противоречивым вопросам, затяжкой времени на осуществление, неожиданными техническими проблемами, сложны­ми процедурами утверждения приватизационных программ и т.д.

К рыночной трансформации своей экономической системы Вен­грия приступила в 1989 г. В сравнении с другими странами региона венгерская экономика оказалась более подготовленной к столь ра­дикальным преобразованиям. Венгерское правительство с конца 60-х годов последовательно реформировало систему управления экономикой, в целях ее постепенной либерализации. В 80-е годы этот процесс ускорился. Результатами реформ стали большая гиб­кость государственного управления экономикой и менее жесткая экономическая структура, большая свобода производителей. В 1988 г. парламент страны принял ряд законов, направленных на развитие рыночных отношений в экономике. В результате в Венгрии прошла «номенклатурная» приватизация, существенно изменившая структу­ру собственности и размеры предприятий. Именно значительная часть венгерской номенклатуры приложила немало усилий к тому, чтобы не только инициировать процесс реформирования отноше­ний собственности в этой стране, но и возглавить его.

Результатом приватизации стало разукрупнение больших государственных предприятий и создание большого числа мелких и средних компаний, частично или полностью приватизированных руководством. За период с 1988 по 1990 г. количество компаний в Вен­грии возросло с 7628 до 23 314. В итоге к 1990 г. в Венгрии уже были созданы и функционировали основные рыночные институты, были заложены юридические основы для развития частной собст­венности, проведена либерализация цен и внешней торговли, создана двухуровневая банковская система, при которой наряду с государст­венными банками функционировало более 10 коммерческих банков. Не случайно отличительной чертой приватизации в Венгрии стало активное участие в ней большого числа западных инвесторов.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности в странах Центральной и Восточной Европы и их влияние на процесс рыночной трансформации