Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа
Целью курсовой работы - изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и необходимость разгосударствления собственности;
- изучить формы разгосударствления;
Введение…………………………………………………………….…...4
1. Разгосударствление как экономическая категория……………..6
1.1 Сущность и необходимость разгосударствления собственности................................................................................................6
1.2 Формы разгосударствления……………………….………….….9
1.3 Цели и задачи разгосударствления и приватизации……………10
2. Особенности разгосударствления и приватизации в странах Центральной и восточной Европы………………………………………….14
2.1 Методы приватизации...…………………………………….…….18
2.2 Проблемы приватизации……………………………….…………18
3. Влияние разгосударствления и приватизации на процесс рыночной трансформации………….………………………………………..20
Заключение…………………………………
Планомерная приватизация государственной собственности началась в Венгрии с 1990 г. В основном экономические преобразования были завершены к 1997 г., когда доля частных предприятий в Венгрии в производстве ВНП и занятости составила 70%. Однако рост частного предпринимательства в стране был связан не только с приватизацией, но и с появлением (как и в Польше) многочисленных частных фирм и компаний. Процесс приватизации в Венгрии нельзя считать полностью завершенным.
В Польше дискуссия о массовой приватизации началась еще в 1990-1991 гг., но ее фактическое проведение задержалось из-за значительных противоречий по целому ряду проблем. Первый закон, разрешающий массовую приватизацию, был принят в июне 1991 г., но лишь 30 апреля 1992 г. появился закон, специально определявший детали приватизации. Затем вследствие ряда технических и политических проблем потребовалось еще полтора года для создания национальных инвестиционных фондов, окончательно оформленных лишь в декабре 1994 г. Фактическая приватизация национальных инвестиционных фондов заняла гораздо больше времени, чем ожидалось. Переход от первой фазы приватизации «единого акционера», в течение которой фондами владело государственное казначейство, ко второй фазе превращения сертификатов, распространенных среди населения, в акции национальных инвестиционных фондов начался только в июне-июле 1997 г. Окончательный срок обмена сертификатов на акции несколько раз продлевался и истек лишь в конце 1997 г. Таким образом, приватизация в Польше произошла в самой поздней фазе переходного периода.
Одна из характерных черт экономического развития Польши в 90-е годы состояла в создании совершенно новых частных компаний, что имело чрезвычайно важное значение для перехода к рыночной экономике.
Массовая приватизация в Польше в целом затронула значительную долю капитала отдельных предприятий. В программу массовой приватизации были включены 512 крупных и средних предприятий, что составляет около 10% объема продаж промышленного сектора Польши, а их балансовая стоимость равнялась примерно 7 млрд. злотых (или 2,8 млрд. долл. США). Согласно имеющимся данным, предприятия, вошедшие в программу массовой приватизации, контролировали лишь 10% производственного потенциала польских государственных фирм. [4, c. 7-35]
2.2 Проблемы приватизации
Массовая приватизация основывалась на одном основополагающем принципе - передаче за низкую номинальную стоимость всей государственной собственности населению в целом. В то же время модели осуществления этой беспрецедентной приватизации в рассматриваемых странах сильно различались: базовым подходом и процедурами; обязательным или добровольным включением предприятий в приватизацию; определением стоимости ваучеров; способом их распространения; возможностью обмена и другими особенностями. [10, c. 475]
В Польше программа массовой приватизации была организована и спонсировалась непосредственно правительством. По распоряжению Совета министров предприятия, избранные для массовой приватизации, были официально включены в Программу Национальных инвестиционных фондов. Правительство решало, какие предприятия должны быть включены в программу массовой приватизации, им направлялось приглашение вступить в эту программу, но в течение 45 дней директор или Совет трудового коллектива предприятия могли высказать свои возражения. Поскольку добровольный принцип вызвал серьезное напряжение на предприятиях, в 1993 г. было принято парламентское решение в пользу именно такой программы, однако на применение этой системы требовалось согласие работников. []
Общая процедура массовой приватизации основывалась на комбинации в разных пропорциях централизованного подхода, основанного на правительственных решениях, и в какой-то Степени делегирования некоторых решений предприятиям. Остальные характеристики массовой приватизации были различными, особенно в части, касающейся видов ваучеров и инвестиционных фондов. [15, c. 273-277]
3. ВЛИЯНИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ НА ПРОЦЕСС РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Человечеству до настоящего времени не удалось создать ничего более эффективного в хозяйственном механизме, чем рыночная экономика. Опыт стран с развитой рыночной экономикой убедительно доказал преимущества такого способа хозяйствования по сравнению с административно-командной плановой экономикой, основанной на централизованном планировании. Ведь именно рынок играет первостепенную роль в том, что, когда, сколько и по какой цене производить. Спрос определяет предложение. Рыночная экономика создает сильные стимулы к самореализации возможностей трудовых коллективов и отдельной личности, к повышению трудовой и хозяйственной активности, резко ускоряет научно-технический прогресс.
Главным отличием рыночной экономики от административно-командной является экономическая, прежде всего, имущественная ответственность субъекта хозяйствования за принимаемые решения.
Внутренне присущие рыночной экономике механизмы саморегулирования обеспечивают координацию деятельности всех субъектов хозяйствования, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность общественного хозяйства. Ни трудовой коллектив, ни индивидуальный предприниматель не будут производить то, что не нужно обществу, рынку, людям, что не принесет ему доход. Ибо рано или поздно это приведет к банкротству: выживет сильнейший. [1, c. 61-64]
В условиях плановой системы каждому предприятию (а именно они и были единственными субъектами хозяйствования и все государственными) предписывалось сверху, что, сколько производить, когда, кому и по какой цене поставлять. И хотя колхозы и предприятия потребкооперации основаны на другой форме собственности, они, по сути дела, тоже были огосударствлены, и им также сверху предписывались те же показатели, что и государственным. В этих условиях усилия руководителей предприятий направлялись при доведении им плановых показателей сверху на получение «оптимальных», с их точки зрения, стоимостных плановых показателей (меньше производства продукции в натуральном выражении, выше цена изделия, больше материальных ресурсов и капитальных вложений и т. п.), а не на увеличение нужной продукции в натуральном исчислении и получение на этой основе максимальной прибыли как единственного источника расширенного воспроизводства субъекта хозяйствования.
Свобода действий предприятий в этих условиях заключалась лишь в рамках выполнения плановых показателей. Инициатива зачастую становилась наказуемой, а весь риск руководителей сводился лишь к риску быть наказанными за невыполнение плана, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Самостоятельная инициативная деятельность трудовых коллективов, которая в условиях рыночных отношений является главной движущей силой развития производства, не только не поощрялась, но зачастую и наказывалась, не говоря уже и о такой деятельности граждан, которым вообще запрещалось ею заниматься, поскольку она приносила «нетрудовые доходы». [13, c. 96]
Проведенное в 1970-х годах совершенствование управления народным хозяйством путем создания производственных и научно-производственных объединений намного сократило число субъектов хозяйствования, еще более монополизировало общественное производство и, по сути дела, исключило конкуренцию как главную движущую силу при рыночных отношениях. Эти крупные объединения создавали условия для массированного воздействия на умонастроение людей, культивирования в их взглядах уравниловки в оплате, невосприимчивости идеи частной собственности. К этому надо добавить «армию» управленцев и людей, занимавшихся и занимающихся ныне обслуживанием тех или иных управленческих функций. Для каждого из них это гарантированная работа, хотя и не всегда оплачиваемая так, как этого хотелось бы, но зато без излишних требований к качеству груда, добросовестности работника, наличия у него высокопрофессиональных знаний и навыков. [17, c. 130-132]
Именно последним обстоятельством и объясняется, на наш взгляд, факт медленного продвижения всех экономических реформ, в т. ч. разгосударствления и приватизации госсобственности. К этому необходимо добавить и низкий уровень экономических и правовых знаний у населения по основам рыночной экономики, и необходимость переориентации представлений работников о собственной ответственности за свое благополучие, благосостояние, напряженном и хорошо организованном труде, связи вознаграждения и своего материального положения с результатами труда. Пора, наконец, понять каждому, уже ставшему акционером и готовящемуся стать таковым, что дивиденды не будут альтернативой зарплате или пенсии, что коль он стал владельцем части собственности, а весь коллектив - владельцем всей собственности, то он и должен знать, как ею владеть, пользоваться и распоряжаться. А если не умеешь правильно ею пользоваться, то учись этому, и чем больше, тем лучше, в противном случае ею завладеет другой.
Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает создание необходимых предпосылок, осуществить которые в условиях централизованно жестко планируемых показателей субъектам хозяйствования невозможно. К ним относятся:
1. Максимальная свобода экономического субъекта хозяйствования (предприятия, индивидуального предпринимателя);
2. Признание высокой социальной роли наиболее активных, квалифицированных и талантливых людей;
3. Полная ответственность субъекта хозяйствования за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;
4. Конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижения издержек и стабилизации цен.
5. Свободное ценообразование, которое становится возможным только в условиях достаточного насыщения рынка товарами одинакового функционального назначения.
6. Обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан, понимаемой, с одной стороны, как предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы своим трудом в условиях приватизированного предприятия и владения долей собственности его обеспечить себе достойную жизнь, а с другой стороны, как государственная поддержка нетрудоспособных и социально малообеспеченных членов общества.
7. Отказ органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, но используя:
- законодательную регламентацию экономической деятельности, в т. ч. с целью предупреждения монополистической политики, всемерно поощряя здоровую конкуренцию, защиту потребителей и окружающей природной среды;
- единую денежную и банковскую систему, методы регулирования денежной массы;
- систему налогов, налоговых льгот и финансовых санкций;
- систему регулирования цен;
- бюджетные ассигнования и проведение операций с принадлежащими государству активами;
- целевые социально-экономические, научно-технические и инвестиционные программы.
В этих условиях субъект хозяйствования любой формы собственности вправе заниматься любым видом деятельности, руководствуясь главным мотивом - получение прибыли или дохода как процесса накопления капитала, предполагающего его систематический рост. Он самостоятелен при использовании принадлежащего ему имущества, определении производственной программы, выборе поставщиков и потребителей, формировании цен в соответствии с действующими нормативными актами и единой методологией ценообразования, распоряжении доходами, остающимися после уплаты всех налогов и неналоговых платежей. При этом субъект хозяйствования несет экономическую ответственность за результаты деятельности текущими доходами и имеющимся капиталом. [3, c. 24-26]
Учитывая изложенное, каждый работник, и в особенности акционер (он же собственник части имущества), должен всемерно проявлять инициативу в улучшении всех сфер деятельности. Становится естественным, что свою собственность он должен оберегать от возможного посягательства на нее со стороны отдельных работников или граждан, не допуская мысли о том, что он сам свое может воровать. Принципиальным становится и вопрос о доверии управления собственностью. Ими должны быть избраны или назначены только те, кто обладает для этого необходимыми знаниями, опытом, умеет вести коллектив собственников по пути получения наибольшего дохода.
Частные предприятия, как свидетельствует мировой опыт, работают намного эффективнее не только государственных, но и коллективных. Однако для возрождения социальной категории частника необходимы не только деньги, но и время. Наши люди, будучи отлученными от собственности более 85 лет, должны преодолеть прежде всего психологический барьер в своем сознании о том, что только он, только его инициатива, повседневный труд и творческий поиск могут обеспечить достойные условия жизни его семье. [11, c. 33-40]
Реформирование отношений собственности должно быть подчинено главной цели - повышению эффективности производства, усилению заинтересованности и ответственности субъектов хозяйствования. Оно включает не только разгосударствление и приватизацию, но и реструктуризацию и санацию предприятий. Необходимы четкое распределение прав и ответственности между собственниками (акционерами) и управляющими (директорами), развитие и совершенствование управления, создание эффективного механизма управления предприятиями, полностью и частично находящимся в государственной собственности.
Разгосударствление неплатежеспособных социально значимых для республики предприятий осуществляется только при наличии бизнес-планов их финансового оздоровления. [2, c. 13-16]
Курсовая выполнена на 30 страниц, включает введение, 3 раздела, 5 подразделов, заключение, список использованных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о собственности является, как известно, центральным в экономической политике любой страны. От того, как решается этот вопрос, зависит вся структура национальных экономических и политических приоритетов. Всякое изменение структуры прав и отношений собственности - болезненный и сложный процесс, независимо от того, происходит ли это изменение эволюционным или революционным путем.
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ, происходящих в экономике республики и промышленных предприятиях, в частности в процессе разгосударствления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собственности в Республике Беларусь.