Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:10, дипломная работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Введение 3
1 Государственный бюджет РФ, его состав и назначение 5
1.1 Государственный бюджет, его понятия и функции 8
1.2 Принципы бюджетной системы РФ 14
1.3 Бюджетная классификация доходов 18
2 Формирование доходов государственного бюджета 22
2.1 Общая характеристика бюджетной системы в 2004 г. 22
2.2 Основные события в бюджетной сфере и изменения налогового законодательства 27
2.3 Межбюджетные отношения и субнациональные финансы 30
2.4 Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей 41
3 Пути увеличения доходов Государственного бюджета 49
3.1 Формирование Федерального бюджета в 2005 г. 49
3.2 Проблема использования Стабилизационного фонда 58
Заключение 71
Список литературы 73
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||||
Платежи за пользование природными ресурсами |
1,4 |
1,9 |
1,8 |
2,6 |
2,6 |
141,5 | ||||||
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
2,5 |
3,4 |
3,5 |
5,1 |
4,6 |
133,4 | ||||||
Прочие налоги, пошлины и сборы |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
1,5 |
- | ||||||
Неналоговые доходы |
1,1 |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
84,2 | ||||||
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций |
0,6 |
0,9 |
1,1 |
1,0 |
0,4 |
36,1 | ||||||
Административные платежи и сборы |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
101,5 | ||||||
Штрафные санкции, возмещение ущерба |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
104,9 | ||||||
Доходы от ВЭД |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
92,5 | ||||||
Прочие неналоговые доходы |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,5 |
- | ||||||
Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 | ||||||
Единый социальный налог |
2,8 |
2,7 |
2,9 |
2,6 |
1,4 |
49,8 | ||||||
Всего доходов |
18,2 |
19,5 |
17,9 |
20,4 |
17,8 |
99,2 |
Помимо единого социального налога, также можно отметить снижение в 2005 г. поступлений налога на добавленную стоимость. В данном случае снижение поступлений обусловлено введением с 1 января 2005 г. порядка взимания налога на добавленную стоимость по принципу страна назначения по углеводородам, экспортируемым в государства СНГ, а также освобождением от обложения налогом на добавленную стоимость товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия.
Несмотря на то, что при составлении закона о федеральном бюджете на 2005 г. прогнозный уровень цен на нефть марки Urals снижен до 28 долл. за баррель по сравнению с фактическим среднегодовым уровнем цен в 2004 г., объем платежей за пользование природными ресурсами по отношению к ВВП в 2005 г. практически не изменится по сравнению с фактическим уровнем поступлений налога в 2004 г. Это объясняется увеличением ставки налога на добычу нефти.
В итоге в связи с изменением налогового законодательства налоговые доходы федерального бюджета уменьшились в 2005 г. на 251,8 млрд. руб., или на 1,35% ВВП. В то же время изменения нормативов распределения налогов по уровням бюджетной системы позволили увеличить доходы федерального бюджета на 102,1 млрд. руб., или на 0,55% ВВП.
Таблица 6
Расходы в законах о бюджете и исполнение федерального бюджета в 1999- 2004 гг. (% ВВП)
1999 |
2000 |
2001 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Государственное управление и местное самоуправление |
0,34 |
0,31 |
0,48 |
0,34 |
0,53 |
0,46 |
Судебная власть |
0,12 |
0,10 |
0,15 |
0,11 |
0,15 |
0,13 |
Международная деятельность |
0,91 |
1,22 |
1,05 |
0,15 |
0,29 |
0,33 |
Национальная оборона |
2,34 |
2,40 |
2,63 |
2,62 |
2,77 |
2,73 |
Правоохранительная деятельност |
1,28 |
1,15 |
1,49 |
1,44 |
1,70 |
1,65 |
Фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу |
0,29 |
0,23 |
0,230 |
0,24 |
0,29 |
0,26 |
Промышленность, энергетика и строительство |
0,36 |
0,35 |
0,38 |
0,48 |
0,58 |
0,49 |
Сельское хозяйство и рыболовст |
0,23 |
0,18 |
0,22 |
0,18 |
0,27 |
0,26 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
0,07 |
0,06 |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
Транспорт, связь и информатика |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
0,39 |
0,41 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
0,18 |
0,16 |
0,17 |
0,13 |
0,08 |
0,08 |
Образование |
0,52 |
0,43 |
0,60 |
0,52 |
0,63 |
0,60 |
Культура, искусство и кинематография |
0,08 |
0,06 |
0,09 |
0,07 |
0,08 |
0,07 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Средства массовой информации |
0,05 |
0,04 |
0,11 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
Здравоохранение и физическая культура |
0,26 |
0,21 |
0,30 |
0,23 |
0,29 |
0,26 |
Социальная политика |
1,05 |
1,02 |
1,18 |
0,93 |
1,39 |
1,24 |
Обслуживание государственного долга |
4,17 |
3,38 |
4,11 |
3,53 |
3,09 |
2,56 |
Пополнение государственных запасов и резервов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
1,09 |
1,30 |
1,29 |
1,39 |
2,41 |
2,54 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
0,04 |
0,07 |
0,04 |
0,05 |
0,08 |
0,07 |
Мобилизационная подготовка экономики |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Исследование и использование космического пространства |
0,07 |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,08 |
Военная реформа |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,05 |
0,06 |
Прочие расходы |
0,24 |
0,13 |
0,09 |
0,09 |
0,05 |
0,07 |
Дорожное хозяйство |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Целевые бюджетные фонды |
1,10 |
1,17 |
1,13 |
1,34 |
0,18 |
0,16 |
Всего расходов |
14,38 |
13,83 |
15,98 |
! 14,09 |
15,40 |
14,67 |
Продолжение таблицы 6
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Государственное управление и местное самоуправление |
0,52 |
0,52 |
0,51 |
0,50 |
0,50 |
0,48 |
0,48 |
Судебная власть |
0,17 |
0,18 |
0,20 |
0,19 |
0,22 |
0,20 |
0,20 |
Международная деятельность |
0,43 |
0,31 |
0,38 |
0,24 |
0,29 |
0,32 |
0,02 |
Национальная оборона |
2,58 |
2,72 |
2,65 |
2,68 |
2,69 |
2,56 |
2,37 |
Правоохранительная деятельност |
1,52 |
1,75 |
1,87 |
1,87 |
2,03 |
1,88 |
1,90 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
0,27 |
0,29 |
0,31 |
0,31 |
0,30 |
0,28 |
0,83 |
Промышленность, энергетика и строительство |
0,49 |
0,97 |
0,48 |
0,52 |
0,44 |
0,49 |
0,63 |
Сельское хозяйство и рыболовст |
0,20 |
0,26 |
0,23 |
0,24 |
0,19 |
0,21 |
0,13 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
0,09 |
0,09 |
0,08 |
0,09 |
0,08 |
0,08 |
0,10 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Транспорт, связь и информатика |
0,05 |
0,07 |
0,04 |
0,05 |
0,04 |
0,04 |
0,22 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
- |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
0,08 |
0,08 |
0,16 |
0,18 |
0,17 |
0,16 |
0,18 |
Образование |
0,71 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,77 |
0,72 |
0,81 |
Культура, искусство и кинематография |
0,09 |
0,09 |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
0,10 |
0,14 |
Средства массовой информации |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,07 |
0,07 |
0,06 |
Здравоохранение и физическая культура |
0,28 |
0,29 |
0,30 |
0,310 |
0,31 |
0,29 |
0,44 |
Социальная политика |
3,71 |
4,46 |
1,15 |
1,04 |
1,05 |
0,92 |
0,95 |
Обслуживание государственного долга |
2,65 |
2,11 |
2,13 |
1,66 |
1,88 |
1,22 |
- |
Пополнение государственных запасов и резервов |
0,00 |
0,01 |
0,16 |
0,16 |
0,13 |
0,12 |
0,00 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
2,24 |
2,93 |
5,45 |
5,99 |
5,31 |
5,39 |
5,02 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
0,09 |
0,10 |
0,08 |
0,08 |
0,07 |
0,07 |
- |
Мобилизационная подготовка экономики |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
Исследование и использование космического пространства |
0,09 |
0,09 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,07 |
- |
Военная реформа |
0,15 |
0,13 |
0,11 |
0,12 |
0,05 |
0,04 |
- |
Прочие расходы |
0,03 |
0,11 |
0,05 |
0,74 |
1,00 |
0,01 |
1,82 |
Дорожное хозяйство |
0,50 |
0,36 |
0,61 |
0,34 |
0,52 |
0,29 |
- |
Целевые бюджетные фонды |
0,13 |
0,14 |
0,11 |
0,11 |
0,09 |
0,08 |
3,57 |
Всего расходов |
17,09 |
18,91 |
17,97 |
17,75 |
17,36 |
16,07 |
16,28 |
Расходы федерального бюджета на 2005 г. запланированы на уровне 3 трлн. 47,9 млрд. руб., или 16,3% ВВП, при прогнозе ВВП, равном 18 720 млрд. руб. Из этого объема 341,2 млрд. руб. (11,19% общей суммы расходов) составят средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату базовых трудовых пенсий, 254,1 млрд. руб. - процентные расходы и 2 трлн 793,8 млрд. руб. - непроцентные расходы (8,33 и 91,66% соответственно).
Процентные расходы бюджета 2005 г. сократятся по сравнению с законом о бюджете 2004 г. на 0,5 п.п. ВВП (практически на 20% в сопоставимых ценах).
Следует отметить изменение функциональной классификации расходов в проекте федерального бюджета на 2005 г.:
В условиях новой функциональной классификации можно отметить сокращение в 2005 г. расходов на общегосударственные вопросы по сравнению с бюджетом 2004 г. практически на 0,4 п.п. ВВП. Кроме того, в реальном выражении сократятся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды и образование. При этом сокращение расходов на образование составит около 0,2 п.п. ВВП. В остальных случаях расходные обязательства в 2005 г. в реальном выражении вырастут по сравнению с 2004 г. Наибольшая доля расходов придется на национальную оборону, национальную безопасность и межбюджетные трансферты - соответственно 16; 13,1 и 30,8% совокупного объема расходов федерального бюджета в 2005 г. Одним из наиболее существенных по объему финансирования подразделов расходов на национальную оборону являются Прикладные научные исследования в области национальной обороны- более 81 млрд. руб., или 0,04% ВВП
Таблица 7
Сравнение статей расходов в законе о федеральном бюджете на 2004 г. с аналогичными статьями расходов в сопоставимой классификации в законе о федеральном бюджета на 2005 г.17
млрд. руб. |
2004 (закон) |
2005 (закон) |
Реальные темпы роста,% | ||||
% ВВП |
%к расходам всего |
млрд. руб. |
% ВВП |
%к расходам всего | |||
Всего расходы |
2 659, |
417,36 |
100 |
3 047,9 |
16,28 |
100 |
106,1 |
Общегосударственные вопросы |
458,7 |
2,99 |
17,3 |
460,4 |
2,46 |
15,1 |
92,9 |
Национальная оборона |
413,7 |
2,7 |
15,6 |
531,1 |
2,84 |
17,4 |
118,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
316,3 |
2,06 |
11,9 |
398,9 |
2,13 |
13,1 |
116,8 |
Национальная экономика |
213,5 |
1,39 |
8 |
242,1 |
1,29 |
7,9 |
105,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
16,6 |
0,11 |
0,6 |
8,6 |
0,05 |
0,3 |
48,2 |
Охрана окружающей |
5,0 |
0,03 |
0,2 |
4,6 |
0,02 |
0,2 |
85,7 |
среды |
|||||||
Образование |
156,4 |
1,02 |
5,9 |
155,3 |
0,83 |
5,1 |
92,0 |
Культура, кинематография, СМИ |
32,8 |
0,21 |
1,2 |
39,2 |
0,21 |
1,3 |
110,6 |
Здравоохранение и |
75,5 |
0,49 |
2,8 |
85,7 |
0,46 |
2,8 |
105,1 |
спорт |
|||||||
Социальная политика |
154,1 |
1,01 |
5,8 |
167,4 |
0,89 |
5,5 |
100,6 |
Межбюджетные трансферты |
816,7 |
5,33 |
30,7 |
954,5 |
5,10 |
31,3 |
108,2 |
В том числе бюджетам других уровней |
317,2 |
2,07 |
11,9 |
274,6 |
1,47 |
9,0 |
80,2 |
Информация о работе Проблемы увеличения дохода Государственного бюджета