Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа
Финансовая система Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся государственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов.
Введение________________________________________________________________2
Экономическое содержание консолидированного бюджета РФ___________________3
Принципы и методы закрепления налоговых полномочий по уровням бюджетной системы____________________________________________________________________10
Налоговые доходы трех уровней бюджетной системы РФ. Функциональное назначение и характеристика отдельных видов налоговых доходов__________________________15
Неналоговые доходы бюджетов, их состав и структура___________________________21
Заключение________________________________________________________________25
Список литературы_________________________________________________________26
Приложение. Анализ состава и структуры доходов бюджетной системы РФ за период с 2000 по 2005 год____
План
Введение______________________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Приложение. Анализ состава
и структуры доходов бюджетной системы
РФ за период с 2000 по 2005 год___________________________
Финансовая система Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся государственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов.
Бюджет является основным звеном системы финансов как экономическая категория. Также бюджет является конкретным проявлением управленческой деятельности звеном финансовой системы в формах: консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно – форму практического использования финансовых отношений в форме законодательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет – это одновременно и экономическая категория, и совокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджетный) фонд.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.
В бюджетной практике и законодательстве используется и такой вид бюджета, как консолидированный бюджет0, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.1
Однако следует заметить, что он не имеет юридического статуса, но используется в процессе анализа, сводного планирования, отчетности как информационная база.
Для общего понимания экономического содержания доходов консолидированного бюджета рассмотрим главу 6 Бюджетного кодекса РФ (в дальнейшем БК РФ).
Доходами бюджета принято
считать денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Правовую базу формирования доходов бюджетов составляют:
1. бюджетное законодательство РФ, которое состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов на соответствующий год и иных федеральных законов;
2. законодательство о налогах и сборах, которое в соответствии со ст. 1 НК РФ состоит из:
а) Налоговый кодекс РФ и федеральные законы РФ о налогах и сборах;
б) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
В доходах бюджета одного уровня могут быть частично централизованы доходы, подлежащие зачислению в бюджеты других уровней с целью финансирования централизованных мероприятий, что отражено в ст. 39.2 БК РФ. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы и различные безвозмездные перечисления: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от национальных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; прочие безвозмездные перечисления. Пункт 3 ст. 39 БК РФ предусматривает, что в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К целевым бюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по отдельной смете. Речь идет о доходах:
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. Доходы целевых бюджетных фондов в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы учитываются отдельно.2
Налоговым законодательством
РФ установлена исключительно
денежная форма исполнения
Установление общих
принципов организации и
В соответствии с БК РФ, устанавливающим принципы бюджетной системы РФ, в РФ действует принцип единства бюджетной системы РФ, означающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и т. д.
Пункт 1 комментируемой
статьи определяет порядок, в
соответствии с которым
Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ.
Неналоговые доходы и
иные поступления считаются
В соответствии с данной статьей зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, денежные средства считаются с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.
В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – подразделяются на налоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ (прил. 2 к Закону о бюджетной классификации), включающей пять групп доходов:
В п. 2 данной статьи определен
состав налоговых доходов. К налоговым
доходам относятся
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые действующим НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значений Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.3
Пени – денежные суммы, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Штрафами принято считать санкции, устанавливаемые и применяемые в виде денежных взысканий в размерах, которые установлены на законодательном уровне. Действующее законодательство о налогах и сборах допускает предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В соответствии с п. 3 ст. 41 размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов должен полностью учитываться в доходах соответствующего бюджета.
В соответствии
с БК РФ к неналоговым доходам
Используя имущество, находящееся
в государственной и
А) средства, полученные
в виде арендной либо иной платы
за сдачу во временное владение и
пользование или во временное
пользование имущества, находящегося
в государственной и
Б) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
В) средства, получаемые
от передачи имущества, находящегося
в государственной и
Г) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
Д) доходы в виде прибыли,
приходящейся на доли в уставных (складочных)
капиталах хозяйственных
Е) часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных
Ж) другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Указанные доходы включаются
в состав доходов соответствующих
бюджетов после уплаты налогов и
сборов, предусмотренных
В свою очередь, в пункте
2 статьи 42 сказано, что доходы бюджетного
учреждения, полученные от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход,
после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательст
Также следует отметить, что доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме, о чем свидетельствует ст. 43 БК РФ. Указанные средства подлежат учету в бюджете соответствующего уровня бюджетной системы.
Информация о работе Доходы государственного бюджета, факторы влияния