Доходы государственного бюджета, факторы влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся государственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов.

Оглавление

Введение________________________________________________________________2
Экономическое содержание консолидированного бюджета РФ___________________3
Принципы и методы закрепления налоговых полномочий по уровням бюджетной системы____________________________________________________________________10
Налоговые доходы трех уровней бюджетной системы РФ. Функциональное назначение и характеристика отдельных видов налоговых доходов__________________________15
Неналоговые доходы бюджетов, их состав и структура___________________________21
Заключение________________________________________________________________25
Список литературы_________________________________________________________26
Приложение. Анализ состава и структуры доходов бюджетной системы РФ за период с 2000 по 2005 год____

Файлы: 1 файл

Финансы курс.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Порядок перечисления в  бюджеты всех уровней бюджетной  системы РФ средств, получаемых в  процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы  их распределения между бюджетами различных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации. Следует отметить, что действие Закона о приватизации имущества не распространяется на некоторые виды отношений, возникающих при отчуждении земли (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости), природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории РФ и др. (ст. 3 Закона).

Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ.

При этом действующая  классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:

  1. поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий:
  2. санкции за нарушение порядка применения цен:
  3. административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.

Согласно п.1 ст. 46 штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. К числу последних могут быть отнесены, например:

  1. суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;
  2. поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.

Суммы конфискаций, компенсаций  и тому подобное зачисляются в  доходы бюджетов в соответствии с  законодательством РФ и судебными решениями.

В соответствии с п. 3 данной статьи суммы денежных взысканий  за налоговые правонарушения, предусмотренные  главами 16 и 18 части первой НК РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты  бюджетной системы РФ по нормативам и в порядке, которые установлены ФЗ о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Если штрафы, взимаемые в соответствии с гл. 16 и 18 НК РФ, невозможно отнести к соответствующему налогу  и сбору, то они подлежат зачислению в федеральный, региональный и местные бюджеты в порядке, определяемом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами в соответствии с требованиями законодательства. К таким доходам относятся:

  1. Налоговые доходы,  законодательно закрепленные за соответствующим уровнем бюджетной системы, или собственные налоги.

Собственные налоги представляют собой налоги, поступающие в бюджеты  соответствующих уровней власти. Это органы власти получают исключительные права на взимание и использование  перечисленных налогов.

Причем могут быть использованы такие методы закрепление  как: квотирование (налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административно-территориальной единицы, на территории которой они собраны – например, местные налоги и сборы) или присоединение ставок (территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом, – например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Закрепленные доходы представляют собой доходы, которые полностью или в твердо фиксируемой доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть едиными или дифференцированными.

  1. Неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
  2. Безвозмездные перечисления, за исключением финансовой помощи, которая не относится к собственным доходам.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы и методы закрепления налоговых полномочий по уровням бюджетной системы

В главе 7 отдельно регламентируются полномочия федеральных  органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов.

Федеральные органы законодательной власти реализуют  свои полномочия по формированию доходов бюджетов по двум основным направлениям:

  1. через установление новых видов налогов, их отмену, внесение иных изменений в налоговое законодательство РФ;
  2. через установление новых видов неналоговых доходов, изменение законодательства о неналоговых доходах.

В п. 1 ст. 53 БК РФ закреплено, что установление новых  видов налогов, их отмена или изменение  возможны только путем внесения соответствующих  изменений в налоговое законодательство РФ. НК РФ в развитие этой нормы определил (ст. 3), что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются,  изменяются или отменяются, соответственно, законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

Федеральные органы законодательной власти могут  устанавливать новые виды неналоговых  доходов, отменять или изменять действующее  только путем внесения изменений  в БК РФ. Что касается полномочий федеральных органов законодательной власти по изменению действующего законодательства о неналоговых доходах, то эти полномочия могут быть реализованы, во-первых, только через внесение соответствующих поправок в БК РФ, а во-вторых, только после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения по данному вопросу.

Внесение  изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и  сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Данная норма  предполагает, что любые изменения  налогового законодательства, проводимые в текущем году, должны быть учтены в федеральном бюджете.

Органами, в  компетенцию которых входит принятия решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются (ст. 63 НК РФ):

  1. по федеральным налогам и сборам – Минфин РФ;
  2. по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ,  - ГТК  России или уполномоченные им таможенные органы;
  3. по государственной пошлине – уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;
  4. по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов.

Федеральные органы исполнительной власти принимают  решения об изменении срока уплаты налога и сбора в пределах лимитов  предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, в соответствии со ст. 75 Закона о федеральном бюджете на 2003г. в пределах финансового года установлен лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов в сумме не более 1,7 млрд. руб. Порядок реализации упомянутой статьи определяет Правительство РФ.

В статье 59 БК РФ регламентируются полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ по формированию доходов их бюджетов.

  Они во  многом аналогичны общим положениям, установленным в гл. 6 БК РФ. Однако  стоит отдельно рассмотреть следующую  норму: законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят  региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ. Здесь БК РФ снова обращается к налоговому законодательству, которое, как известно, установило «закрытый» перечень налогов в РФ. Иначе говоря, власти субъектов РФ не имеют прав самостоятельно вводить налоги, не установленные НК РФ.

Они вправе:

  1. вводить или не вводить налоги, определенные перечнем региональных налогов, установленных НК РФ;
  2. определять ставки в установленных пределах (как правило, эти пределы даются в законе о конкретном налоге);
  3. устанавливать дополнительные льготы в пределах сумм налогов, поступающих в их бюджеты.

Например, решение  о введение налога с продаж (регионального  налога) в конкретном субъекте РФ принималось на основе закона субъекта РФ об этом налоге, но такое решение могло быть и не принято. Однако законодательной власти субъектов РФ могут снизить ставку налога на имущество юридических лиц (в федеральном законе установлена ставка в 2%) либо освободить отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога на данной территории. Аналогичные права имеют органы местного самоуправления, однако они должны учитывать также законодательство субъекта РФ по вопросам налогообложения.

Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов о региональных бюджетах на очередной финансовый год. Это положение  БК РФ должно рассматриваться в увязке  с нормой НК РФ (п. 1 ст. 5), в соответствии с которой акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования. Внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих корректив в законы о региональных бюджетах на текущий финансовый год.

К полномочиям  органов исполнительной власти субъектов  РФ по формированию доходов региональных бюджетов относится предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональные бюджеты. Эти полномочия они должны реализовывать в строгом соответствии с НК РФ. В соответствии со ст. 63 НК РФ решения об изменении срока уплаты региональных налогов и сборов могут приниматься финансовыми органами субъектов РФ. В данной статье законодатель устанавливает следующие условия, при одновременном соблюдении которых органы исполнительной власти субъекта  РФ могут принять решение о предоставлении  отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов в региональные бюджеты в части суммы федерального налога или сбора,  поступающей в региональный бюджет:

  1. отсутствие задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом;
  2. соблюдение предельного размера дефицита регионального бюджета;
  3. соблюдение предельного размера государственного долга субъекта РФ.

Полномочия  представительных органов местного самоуправления по формированию доходов  местных бюджетов реализуются прежде всего через их деятельность по введению местных налогов и сборов, установлению размеров ставок по ним и предоставлению налоговых льгот, так сказано в статье 64 пункте 1 БК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ при установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:

  1. налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
  2. порядок и сроки уплаты налога;
  3. формы отчетности по данному местному налогу.

Иные элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Помимо БК РФ и НК РФ, о правах представительных органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов упоминается также в Законе о финансовых основах местного самоуправления. В ст. 8 этого Закона определено, что представительные органы местного самоуправления вправе:

А) устанавливать местные  налоги и сборы и предоставлять  льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

Б) в соответствии с  законодательством РФ принимать  решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о  внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые по этим вопросам решения  подлежат официальному опубликованию не менее чем за 1 месяц до вступления их в силу.

Информация о работе Доходы государственного бюджета, факторы влияния