Доходы государственного бюджета, факторы влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система Российской Федерации включает в себя различные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся государственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из совокупности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и институтов.

Оглавление

Введение________________________________________________________________2
Экономическое содержание консолидированного бюджета РФ___________________3
Принципы и методы закрепления налоговых полномочий по уровням бюджетной системы____________________________________________________________________10
Налоговые доходы трех уровней бюджетной системы РФ. Функциональное назначение и характеристика отдельных видов налоговых доходов__________________________15
Неналоговые доходы бюджетов, их состав и структура___________________________21
Заключение________________________________________________________________25
Список литературы_________________________________________________________26
Приложение. Анализ состава и структуры доходов бюджетной системы РФ за период с 2000 по 2005 год____

Файлы: 1 файл

Финансы курс.doc

— 352.00 Кб (Скачать)
    1. арендная плата за землю;
    1. доходы от сдачи в аренду имущества (закрепленного за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями и т. п.). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, зачисляются в доходы федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, в полном объеме;
  1. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ. Такие доходы также зачисляются в федеральный бюджет  в полном объеме после уплаты налогов и сборов, предусмотренных  налоговым законодательством. К числу таких доходов отнесены:

а)   плата  за выдаваемые паспорта, в том числе  заграничные:

б)   плата  за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;

в)  плата  за опробование и клеймение изделий  и сплавов из драгоценных металлов;

г)  плата  за заимствование  материальных ценностей  из государственного резерва;

д)  другие средства, поступающие от основной и иной хозяйственной деятельности системы государственного резерва;

е)  прочие доходы. Такие доходы также зачисляются  в федеральный бюджет в полном объеме  после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных налоговым  законодательством;

  1. часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, устанавливаемых Правительством РФ. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество;
  2. лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – по нормативу 100%;
  3. прочие лицензионные сборы – по нормативу 100%;
  4. таможенные пошлины и таможенные сборы – по нормативу 100%;
  5. платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;
  6. плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий – по нормативу 100%;
  7. плата за пользование водными объектами – по нормативу 100%;
  8. плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – по нормативу 100%;
  9. плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%;
  10. консульские сборы – по нормативу 100%;
  11. патентные пошлины – по нормативу 100%;
  12. платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним – по нормативу 100%;

 В доходах  федерального бюджета, помимо  перечисленных выше, также учитываются:

  1. прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами. Осуществляя свои основные цели, Банк России может попутно создавать прибыль. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Прибыль Банка России определяется как разница между доходами от операций, которые вправе осуществлять Банк России, а также доходами от участия в капиталах кредитных организаций, с одной стороны, и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, с другой стороны:
  2. доходы от внешнеэкономической деятельности.

Статья 57 БК гласит, что неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со ст. 41-43, 46 БК РФ (эти статьи описаны  в первой главе), в том числе  за счет:

  1. части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, установленных законами субъектов РФ;
  2. платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;
  3. платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу  100%;

В бюджеты  субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы за счет негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 62 БК РФ неналоговые доходы местных  бюджетов учитываются и формируются  в соответствии со статьями 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли  муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Основные  виды неналоговых доходов местных  бюджетов перечислены также в  ст. 7 Закона о финансовых основах местного самоуправления.

В соответствии с этой статьей к собственным  доходам местных бюджетов относятся:

  1. доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  2. не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
  3. доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
  4. доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  5. штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов пополняются  также за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Размеры той части прибыли, которая поступает в доходы местного бюджета, определяются правовыми актами местного самоуправления.   

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Доходы бюджета  отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

Доходы бюджета  необходимо рассматривать прежде всего  как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие  на уровень доходности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объем выпускаемой продукции и техническое освоение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития.

С другой стороны, высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВВП, а  в последствии и потенциальных доходов самого государства. Установление же низкого уровня изъятия одномоментно сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Бюджетный кодекс РФ – М.: ось-89 2005. – 192 с.;
  2. В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004;
  3. Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ
  4. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25.09.1997 №126-ФЗ
  5. Закона «О федеральном бюджете на 2003г» от 24.12.2002 №176-ФЗ
  6. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.: Изд. «Экзамен», 2005 – 672 с.;
  7. Налоговый кодекс РФ- М.: Омега-Л, 2004. – 492 с.;
  8. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Финансы,Учебник – М.; Изд. «Перспектива» ; изд. «Юрайт», 2004 – 520 с.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анализ доходов бюджетной  системы РФ за период с 2000 по 2005 года.

 Консолидированный бюджет Российской Федерации в 2000-2005 гг.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы

2097,7

2683,7

3519,2

4138,7

4858,1

5427,3

в том числе:

           

налоговые доходы,

1707,6

2345,0

3136,8

3735,3

4037,7

4491,5

из них:

           

налог на прибыль организаций 

398,8

513,8

463,3

526,5

783,5

867,6

налог на доходы физических лиц 

174,8

255,8

358,1

455,7

496,4

574,5

налог на добавленную  стоимость 

457,3

639,0

752,7

882,1

956,0

1069,7

акцизы 

166,4

243,3

264,1

347,8

222,1

244,3

налоги на имущество 

64,8

89,6

120,5

137,8

143,3

146,9

платежи за пользование  природными ресурсами 

77,6

135,7

330,8

395,8

525,1

579,5

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

229,2

331,3

323,4

452,8

761,0

859,7

неналоговые доходы

135,4

198,7

266,4

333,4

367,1

421,4

из них от:

           

внешнеэкономической деятельности

37,4

51,5

65,4

52,9

35,4

38,4

имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

72,3

115,8

160,5

240,2

287,2

329,9

безвозмездные перечисления

1,2

-15,0

-56,7

-91,2

-111,9

-132,1

доходы целевых бюджетных  фондов

253,5

146,7

160,3

143,0

148,9

171,9

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

-

8,3

12,4

18,2

25,8

29,8

Расходы

1960,1

2419,4

3422,3

3964,9

3919,8

4665,4

Профицит, дефицит (-)

137,6

264,3

97,0

173,8

938,4

761,9



 

                                                             

 

 

 

 

Выводы

Как видно  из таблицы доходы бюджета постоянно  увеличивались и составили в 2005 году 5 427, 3 млрд. руб., что больше на 569,2 чем бюджет в 2004 году. Данное увеличение происходит как за счет роста налоговых так и неналоговых доходов.

Налоговые доходы составили в 2005 г. 4491, 5 млрд. руб., т. е. на 453,8 тыс. больше показателя 2004г (4037,7). и на 756,2 показателя 2003 г. Основное увеличение произошло благодаря НДС, который  составил 1069, 7 млрд. руб. Можно предположить, что предприниматели начали выходить «из тени», либо, благодаря ужесточению процесса начисления налога его большая часть все-таки остается у государства.

Налог на прибыль  изменялся неравномерно. В 2001г. он был  равен 513,8 млрд. руб., тогда как в 2000 и 2001 по 398,8 и 463,3 соответственно, далее видна тенденция роста и в 2005 налог составил 867,6 млрд. руб.

Налог на доходы физических лиц имеет тенденцию  устойчивого роста, без сильных  колебаний и скачков. В 2005 году он повысился на 78,1 млрд. руб. (574,5 – 496,4).

Акцизы, изменялись несильно, но и неравномерно. Наибольший показатель был в 2003 году, он равен 347,8 млрд. руб., а в 2005 акциз равен всего 244,3 млрд. руб.    

 

 


1 В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004

2 Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.: изд. «Экзамен», 2005. – 672 с.

3 Комментарий к Бюджетному кодексу РФ – М.: изд. «Экзамен», 2005. – 672 с.

4 В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004

5 В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская, Финансы, деньги, кредит и банки. Уч. пос. 3-е изд., испр. и доп., С-П, ИВЭСЭП, 2004




Информация о работе Доходы государственного бюджета, факторы влияния