Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:10, дипломная работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Введение 3
1 Государственный бюджет РФ, его состав и назначение 5
1.1 Государственный бюджет, его понятия и функции 8
1.2 Принципы бюджетной системы РФ 14
1.3 Бюджетная классификация доходов 18
2 Формирование доходов государственного бюджета 22
2.1 Общая характеристика бюджетной системы в 2004 г. 22
2.2 Основные события в бюджетной сфере и изменения налогового законодательства 27
2.3 Межбюджетные отношения и субнациональные финансы 30
2.4 Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей 41
3 Пути увеличения доходов Государственного бюджета 49
3.1 Формирование Федерального бюджета в 2005 г. 49
3.2 Проблема использования Стабилизационного фонда 58
Заключение 71
Список литературы 73
По разделу Национальная безопасность и правоохранительная деятельность расходы увеличатся на 0,07 п.п. ВВП, или в 1,17 раза в сопоставимых ценах. Расходы по разделу Межбюджетные трансферты в реальном выражении увеличатся в 1,06 раза, однако в процентах ВВП произойдет сокращение на 0,3 п.п.
После финансового кризиса и девальвации рубля в августе 1998 г. российская экономика пережила несколько этапов роста
В силу резкого изменения валютного курса выросла относительная конкурентоспособность российской экономики как на внутреннем, так и на внешних рынках, что позволило реализовать восстановительные процессы, в ходе которых были задействованы простаивающие производственные мощности. Другим источником экономического роста, возникшим чуть позже, стало возрастание цен на основные экспортные товары (в первую очередь на мировом рынке нефти).
Приток в экономику доходов
от внешнеэкономической
Промышленный рост за 2004 г. составил 7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако в последнее время темпы роста промышленности несколько замедлились. Среди основных причин - увеличение издержек производства, из-за чего отечественная продукция теряет свои конкурентные преимущества по сравнению с импортными товарами, уменьшение объемов по сравнению с прошлым годом фактически произведенных госзакупок, снижение темпов роста кредитования экономики, возникшее в результате дестабилизации функционирования банковской системы в первой половине года.
Одной из особенностей экономического роста в 2004 г. является повышение конкурентоспособности российских производителей, что проявляется, в частности, в увеличении доли услуг в структуре конечного спроса и доли отраслей, производящих конечную продукцию в совокупном выпуске. Таким образом, произошло определенное повышение эффективности российской экономики, чему способствовал высокий рост инвестиций в предыдущие годы. Однако говорить о качественных изменениях эффективности пока преждевременно.
Исследования предыдущих лет показали,
что только 10-12% предприятий можно
считать инновационно-
В соответствии с прогнозом Минэкономразвития РФ, представленным в Правительство, в период 2007-2010 гг. темп роста российской экономики снизится до 6% и менее, что далеко от расчетных показателей, обеспечивающих удвоение ВВП. В этих условиях на первый план выходит необходимость принятия оперативных мер, способных качественно изменить ситуацию на макроэкономическом уровне. К числу общих мер вполне можно отнести и использование средств Стабилизационного фонда.
Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда является высокая зависимость российской экономики и финансовой системы от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. По оценке экспертов ИЭПП, в настоящее время доля топливной промышленности в структуре промышленного производства России достигает 20%, топливно-энергетические ресурсы составляют 55% российского экспорта, около 35% доходов федерального бюджета формируется за счет платежей, поступающих от нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности.
Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие три-пять лет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего - динамики мировых цен на нефть.
Динамика мировых цен
В целях решения указанных
Согласно расчетам Минфина России, в 2005 г. составит порядка 800 млрд. руб. В связи с этим актуальным становится вопрос об их использовании, ввиду возможного более быстрого инфляционного обесценивания.
Опыт отдельных стран, имеющих сырьевую специализацию экспорта, показывает, что избыточные доходы, полученные в условиях временной благоприятной ценовой конъюнктуры на экспортируемые виды сырья, могут быть аккумулированы в стабилизационный или сберегательный фонд в зависимости от принципов формирования и использования накапливаемых средств. Основное различие может заключаться в целях его конечного использования. При ухудшении ценовой конъюнктуры средства фонда обычно используются для сбалансирования доходов и расходов государственного бюджета, погашения внешнего долга. Единого подхода к проблеме не существует ввиду специфики конкретных условий экономики страны, конъюнктуры внешнего рынка, законодательной базы суверенного государства, его политического устройства и т.д.
До настоящего времени российское
правительство устойчиво
В настоящее время в
Использование средств Стабилизационного фонда для досрочного погашения части внешнего долга приводит, по расчетам Минфина, к экономии бюджетных средств в размере 2 млрд. долл., что предполагает их использование целевым образом в рамках федерального бюджета.
В то же время идея досрочного погашения государственного долга РФ не лишена определенных недостатков. Необходимо отметить, что Стабилизационный фонд и государственный долг не являются в полной мере субститутами при межвременном бюджетном планировании, поскольку первый предназначен для сглаживания доходов бюджета вследствие колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, а второй - вследствие нахождения экономики на различных стадиях экономического цикла. В этой связи досрочное погашение государственного долга в условиях конъюнктурного профицита за счет средств Стабилизационного фонда хотя и снижает будущие расходы на обслуживание и погашение долга, но не решает проблему выравнивания доходов бюджета при снижении цен на товары российского экспорта. Кроме того, при ухудшении внешней торговой конъюнктуры новые заимствования для России на мировом финансовом рынке, необходимость в которых возникнет, если Стабилизационный фонд будет использован в настоящее время, станут значительно дороже (так как фискальная позиция страны будет оцениваться инвесторами негативно). Таким образом, текущий внешний долг, объем которого безопасен для экономики и бюджета, а дюрация и график погашения представляются достаточно приемлемыми, заменяется в потенциале на дорогой и быстрорастущий короткий долг в будущем.
Кроме бюджетных последствий, досрочное погашение внешнего долга в настоящий момент имеет и серьезные негативные для макроэкономической стабильности и инвестиционной деятельности российских компаний. Дальнейшее снижение объема внешнего долга и сам факт досрочного погашения, как показывает опыт многих развивающихся стран, являются дополнительным стимулом для притока в страну иностранных инвестиций, преимущественно портфельных и краткосрочных. Однако при изменении конъюнктуры как на сырьевом, так и на мировом финансовом рынке происходит такой же стремительный отток этих денег из страны, что увеличивает вероятность финансового (валютного и/или банковского) кризиса. Кроме того, расширение возможностей (в первую очередь через снижение процентных ставок) по привлечению иностранных средств для российских компаний хотя и увеличивает их текущий объем инвестиций, но создает угрозу построения корпоративных долговых пирамид и банкротства компаний при изменении внешней конъюнктуры (об этом свидетельствует, в частности, опыт Южной Америки).
Идея в общем виде сводится к снижению ставки налога на добавленную стоимость, что, учитывая его долю в совокупной ставке налогообложения, должно стимулировать экономическую активность хозяйствующих субъектов.
Поступления НДС в 2005 г. определяются исходя из полученной оценки базы НДС в следующем и планируемой ставки налога. При этом учитывается доля операций, которая облагается НДС по ставке 10%, а также сохранение собираемости налога на уровне 2004 г. Для оценки базы НДС в 2005 г. использовались объем ВВП, сальдо торгового товарооборота, среднегодовой курс доллара к рублю.
Согласно полученным оценкам, объем поступлений НДС в 2005 г. при сохранении базовой ставки налога в 18% составит около 1224 млрд. руб., или 6,55% ВВП. При снижении базовой ставки НДС до 16% объем поступлений налога снизится практически до 1100 млрд. руб., или 5,87% ВВП, в результате чего выпадающие суммы поступлений НДС составят около 127 млрд. руб. Учитывая, что планируемый объем Стабилизационного фонда к концу 2005 г. (с учетом использования в 2005 г. 168 млрд. руб. Стабфонда на погашение государственного внешнего долга и на финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в размере 74,7 млрд. руб.) достигнет 719,5 млрд. руб. снижение ставки НДС до 16% не приведет к сокращению средств фонда ниже базового объема в 500 млрд. руб. (предполагаем, что выпадающие суммы бюджетной системы финансируются за счет средств Стабфонда). Аналогично в результате снижения ставки НДС до 15% размер Стабилизационного фонда к концу 2005 г. составит около 530 млрд. руб. Снижение же ставки до 14% и ниже не позволяет компенсировать потери бюджета в 2005 г. расходованием только средств фонда, превышающих его базовый объем в 500 млрд. руб. При этом минимальный уровень поступлений НДС, при котором сумма средства фонда не опустится ниже 500 млрд. руб. к концу 2005 г., составляет около 980 млрд. руб.
Расчет объема поступлений осуществлялся в условиях среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, представленного Минэкономразвития России. При этом рассматривался третий сценарий прогноза, который лег в основу проекта закона о федеральном бюджете РФ на 2005 г. и оценок размера Стабилизационного фонда.
В то же время приведенный расчет не учитывает положительного воздействия на хозяйствующие субъекты снижения совокупного налогового бремени, которое при этом произойдет. Очевидно, что снижения налоговой нагрузки будет сопровождаться в определенной мере оживлением деловой активности и увеличением в итоге общей налогооблагаемой базы. Принимая во внимание указанное обстоятельство, экономическая картина будет выглядеть несколько иначе.
Наиболее вероятные
Информация о работе Проблемы увеличения дохода Государственного бюджета