Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:10, дипломная работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Введение 3
1 Государственный бюджет РФ, его состав и назначение 5
1.1 Государственный бюджет, его понятия и функции 8
1.2 Принципы бюджетной системы РФ 14
1.3 Бюджетная классификация доходов 18
2 Формирование доходов государственного бюджета 22
2.1 Общая характеристика бюджетной системы в 2004 г. 22
2.2 Основные события в бюджетной сфере и изменения налогового законодательства 27
2.3 Межбюджетные отношения и субнациональные финансы 30
2.4 Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей 41
3 Пути увеличения доходов Государственного бюджета 49
3.1 Формирование Федерального бюджета в 2005 г. 49
3.2 Проблема использования Стабилизационного фонда 58
Заключение 71
Список литературы 73
Основываясь на расчетах среднесрочного
прогноза социально-экономического развития
РФ, представленного
Принимая во внимание долю НДС в общем объеме совокупной налоговой ставки, расчетное увеличение деловой активности при ставке НДС в 13% может составить 1,5-2% (приблизительно 18-25 млрд. руб.) дополнительного увеличения налогооблагаемой базы за счет открытия новых компаний и направлений бизнеса. Таким образом, по сравнению с базовым вариантом, рассчитанным без учета положительных тенденций, согласно которому снижение ставки НДС до 13% ведет к расходованию средств из базовой части Стабфонда в размере 50 млрд. руб., выпадающие доходы компенсируются на уровне 61-68 млрд. руб., оставляя базовую часть фонда нетронутой.
В то же время следует отметить, что ставка НДС была снижена с 20 до 18% начиная с 1 января 2004 г., однако одновременно не произошло роста поступлений данного налога. Так, поступления НДС в федеральный бюджет в январе-августе 2004 г. составили 6,4% ВВП, в то время как за аналогичный период 2003 г. доходы от НДС составили 6,8% ВВП. Таким образом, с учетом того обстоятельства, что пониженная ставка НДС не была изменена, изменение бюджетных доходов за истекший период 2004 г. практически эквивалентно изменению номинальной налоговой ставки и не наблюдается увеличения налоговой базы. Прежде всего такая ситуация объясняется спецификой НДС, основанной на принципе возмещения уплаченного налога, поэтому при слабом налоговом администрировании издержки по уклонению от налогообложения сравнительно низки, и незначительное снижение налоговой ставки не может повлечь за собой существенное усиление стимулов по снижению уклонения от налогообложения. Таким образом, очевидно, что положительный эффект возможен только при значительном снижении ставки НДС на 4-5%.
Вместе с тем в контексте
сложившейся экономико-
В совокупности указанные меры ведут к увеличению общего объема производства и увеличению экономического оборота в стране, что в свою очередь при благоприятном стечении внешних обстоятельств (благоприятная конъюнктура рынков, ответственная государственная политика в области обеспечения прав собственности и выделении приоритетов развития, налоговая и политическая стабильность) может дать, по разным оценкам, от 0,5 до 0,8% ВВП. При этом, учитывая природу НДС как налога следует отметить, что наиболее благоприятным образом его снижение отражается на отраслях экономики, имеющих высокую долю добавленной стоимости, т.е. высокотехнологических отраслях по преимуществу. Таким образом, приведенные меры позволят не только достичь некоторого увеличения ВВП, но и достичь его на качественном уровне за счет высокотехнологичной сферы.
В целях создания благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки целесообразно повысить гибкость и оперативность таможенно-тарифного регулирования. В частности, для ускорения модернизации и технологического перевооружения отечественной промышленности возможна компенсация за счет указанных средств доходов, недополученных федеральным бюджетом в связи со снижением или полной отменой ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, аналогов которого в России в настоящее время не производится. При этом необходимо учесть, что пошлина на подобный вид оборудования, по сути, отменена.
Одновременно следует признать, что порядок принятия решения и механизм признания оборудования как не имеющего аналога в части производства до конца не отработаны. Более того, соответствующая ссылка делается на информацию, представляемую союзом товаропроизводителей России, которые подходят к вопросу зачастую формально. Фактически существует разница между понятиями "может производиться" данное оборудование и "производится на самом деле". И к тому же нечетко определены требования к уровню технологичности выпускаемого в нашей стране оборудования. По многим позициям оно уже морально устарело, хотя и производится до сих пор. Можно ли его при этом считать полноценным аналогом современному высокотехнологическому импорту?
Если же основываться на объеме мотивированного списка претендентов на освобождение от ввозной пошлины в связи с тем, что с точки зрения технико-технологических параметров изделие не имеет аналогов, то общий объем средств, необходимых для компенсации ввозной пошлины на данный вид продукции в период 2004-2005 гг., включая накопленную задолженность, составляет не более 1,2 млрд. долл., что меньше ожидаемого превышения базовой ставки Стабилизационного фонда в 2005 г.
Для сравнения можно привести и объем всего технологического оборудования, ввозимого в нашу страну, чтобы понять, что речь идет не о запредельных, а вполне посильных для федерального бюджета с учетом средств Стабфонда цифрах (табл. 8). Общий объем средств, необходимых для компенсации ввозной пошлины на 2004-2005 гг., включая накопленную задолженность, составляет не более 6,3 млрд. долл., что меньше ожидаемого превышения базовой ставки Стабилизационного фонда в 2005 г.
Таблица 8
Объем импортного технологического оборудования, млрд. долл.
Наименование |
2003 |
2004 |
2005 |
Объем импорта машин и оборудования |
27,9 |
34,6 |
43,8 |
Объем пошлины |
1,9 |
2,4 |
3,2 |
Задолженность по выплатам пошлины, включая проценты (нарастающим итогом) |
0,21 |
0,48 |
0,7 |
Очевидно, что отмена ввозных пошлин
на машины и оборудование (или только
на их высокотехнологическую
Часть средств Стабилизационного фонда, особенно за счет объема превышения базового размера, возможно было направлять на ряд целей, актуальность которых в принципе не вызывает сомнений. В том числе использование средств может включать в себя следующие направления:
В целях диверсификации рисков, а
также обеспечения комплексного
подхода к решению социально-
В результате изучения литературы по проблеме формирования доходов бюджета и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно сделать следующие выводы:
В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный профицит– превышение доходов над расходами. Бюджетный профицит может быть следствием благоприятной экономической конъюнктуры и результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.
Позитивные сдвиги в структуре
бюджета достигаются
Однако, именно бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
В настоящее время действующим законодательством предусматривается формирование финансового резерва - стабилизационного фонда. В соответствии со статьей 961 Бюджетного кодекса РФ Стабилизационный фонд - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (20 долл. за один баррель). Средства фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств фонда превышает 500 млрд. руб.
В заключение хотелось бы отметить, что дискуссия об использовании средств Стабилизационного фонда уже открыта и основные направления определены. Главное, что следует помнить, - это актуальность и своевременность принятия решений, которые в свою очередь должны быть взвешенными и последовательными. Любой рынок, российский тому не исключение, больше денег ценит определенность. В вопросе о целях создания и использования Стабфонда ее по-прежнему не хватает.
1 Источник: Министерство финансов
РФ
2 С 2002 г. - включая поступления
ЕСН и соответственно расходы,
направляемые в государственные внебюджетные
фонды
3 Источник: Министерство финансов
РФ.
4 До 2001 г. НДПИ рассчитывался как
сумма поступлений акциза на
нефть, платежей за пользование недрами и отчислений
на ВМСБ
5 См.: Российская экономика в 2003
году. Тенденции и перспективы. Вып. 25. М.: ИЭПП, 2004.
6 Источник: Министерство финансов
РФ
7 Без учета финансовой помощи
из федерального бюджета (за
исключением сальдо
8 По экспертным оценкам, в 2004 г. в бюджетную систему России поступило
140 млрд. руб. в виде погашения задолженности
по налоговых платежам и пеням по налогу
на прибыль организаций НК ЮКОС .
9 В представленной таблице в
отличие от установленной
10 Без учета ЕСН.
11 С 2004 г. в целях компенсации
выпадающих доходов бюджетов
субъектов РФ от отмены налога с продаж федеральная часть налоговых
поступлений при использовании специальных
режимов налогообложения малого бизнеса
- налогов на совокупный доход полностью
передается в бюджеты субъектов РФ.
12 Предусматривает вступление в
силу с 1 января 2004 г. переработанной главы Налогового кодекса,
регулирующей специальный налоговый режим
в виде единого сельскохозяйственного
налога.
13 В представленной таблице в
отличие от установленной
14 Без учета ЕСН.
15 С 2004 г. в целях компенсации
выпадающих доходов бюджетов
субъектов РФ от отмены налога
с продаж федеральная часть
налоговых поступлений при использовании
специальных режимов налогообложения
малого бизнеса - налогов на совокупный
доход полностью передается в бюджеты
субъектов РФ.
Информация о работе Проблемы увеличения дохода Государственного бюджета