Проблемы увеличения дохода Государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:10, дипломная работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Оглавление

Введение 3
1 Государственный бюджет РФ, его состав и назначение 5
1.1 Государственный бюджет, его понятия и функции 8
1.2 Принципы бюджетной системы РФ 14
1.3 Бюджетная классификация доходов 18
2 Формирование доходов государственного бюджета 22
2.1 Общая характеристика бюджетной системы в 2004 г. 22
2.2 Основные события в бюджетной сфере и изменения налогового законодательства 27
2.3 Межбюджетные отношения и субнациональные финансы 30
2.4 Проблема мягких бюджетных ограничений российских региональных властей 41
3 Пути увеличения доходов Государственного бюджета 49
3.1 Формирование Федерального бюджета в 2005 г. 49
3.2 Проблема использования Стабилизационного фонда 58
Заключение 71
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Дипломная работа «Проблемы увеличения доходов Государственного б (1).doc

— 614.50 Кб (Скачать)

Основываясь на расчетах среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, представленного Минэкономразвития  РФ в части результатов снижения базовой ставки НДС до 18%, расчетное увеличение налогооблагаемой базы НДС при снижении ставки еще на 5% составит не менее 3,5% (приблизительно 43 млрд. руб.) итогом к концу года (с учетом части теневого НДС, если считать, что дополнительная величина вышедшего из тени НДС составит не менее 1,5%).

Принимая во внимание долю НДС в  общем объеме совокупной налоговой  ставки, расчетное увеличение деловой  активности при ставке НДС в 13% может  составить 1,5-2% (приблизительно 18-25 млрд. руб.) дополнительного увеличения налогооблагаемой базы за счет открытия новых компаний и направлений бизнеса. Таким образом, по сравнению с базовым вариантом, рассчитанным без учета положительных тенденций, согласно которому снижение ставки НДС до 13% ведет к расходованию средств из базовой части Стабфонда в размере 50 млрд. руб., выпадающие доходы компенсируются на уровне 61-68 млрд. руб., оставляя базовую часть фонда нетронутой.

В то же время следует отметить, что ставка НДС была снижена с 20 до 18% начиная с 1 января 2004 г., однако одновременно не произошло роста поступлений данного налога. Так, поступления НДС в федеральный бюджет в январе-августе 2004 г. составили 6,4% ВВП, в то время как за аналогичный период 2003 г. доходы от НДС составили 6,8% ВВП. Таким образом, с учетом того обстоятельства, что пониженная ставка НДС не была изменена, изменение бюджетных доходов за истекший период 2004 г. практически эквивалентно изменению номинальной налоговой ставки и не наблюдается увеличения налоговой базы. Прежде всего такая ситуация объясняется спецификой НДС, основанной на принципе возмещения уплаченного налога, поэтому при слабом налоговом администрировании издержки по уклонению от налогообложения сравнительно низки, и незначительное снижение налоговой ставки не может повлечь за собой существенное усиление стимулов по снижению уклонения от налогообложения. Таким образом, очевидно, что положительный эффект возможен только при значительном снижении ставки НДС на 4-5%.

Вместе с тем в контексте  сложившейся экономико-политической ситуации, когда активизировались дискуссии по поводу расходования средств Стабилизационного фонда на финансирование инвестиционных проектов, снижение ставки налога на добавленную стоимость может оказать положительное воздействие на динамику инвестиционных процессов в российской экономике. В этих условиях можно сделать вывод о нецелесообразности дальнейшего пополнения Стабилизационного фонда темпами, установившимися в последнее время. Снижение доходов государственного бюджета, которое будет следствием принятия решения об уменьшении ставки НДС, может быть компенсировано мерами, направленными на снижение темпов пополнения Стабилизационного фонда.

В совокупности указанные меры ведут  к увеличению общего объема производства и увеличению экономического оборота в стране, что в свою очередь при благоприятном стечении внешних обстоятельств (благоприятная конъюнктура рынков, ответственная государственная политика в области обеспечения прав собственности и выделении приоритетов развития, налоговая и политическая стабильность) может дать, по разным оценкам, от 0,5 до 0,8% ВВП. При этом, учитывая природу НДС как налога следует отметить, что наиболее благоприятным образом его снижение отражается на отраслях экономики, имеющих высокую долю добавленной стоимости, т.е. высокотехнологических отраслях по преимуществу. Таким образом, приведенные меры позволят не только достичь некоторого увеличения ВВП, но и достичь его на качественном уровне за счет высокотехнологичной сферы.

      1. Вариант 3. "Беспошлинный"

В целях создания благоприятных  условий для доступа российских товаров на внешние рынки целесообразно повысить гибкость и оперативность таможенно-тарифного регулирования. В частности, для ускорения модернизации и технологического перевооружения отечественной промышленности возможна компенсация за счет указанных средств доходов, недополученных федеральным бюджетом в связи со снижением или полной отменой ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, аналогов которого в России в настоящее время не производится. При этом необходимо учесть, что пошлина на подобный вид оборудования, по сути, отменена.

Одновременно следует признать, что порядок принятия решения  и механизм признания оборудования как не имеющего аналога в части производства до конца не отработаны. Более того, соответствующая ссылка делается на информацию, представляемую союзом товаропроизводителей России, которые подходят к вопросу зачастую формально. Фактически существует разница между понятиями "может производиться" данное оборудование и "производится на самом деле". И к тому же нечетко определены требования к уровню технологичности выпускаемого в нашей стране оборудования. По многим позициям оно уже морально устарело, хотя и производится до сих пор. Можно ли его при этом считать полноценным аналогом современному высокотехнологическому импорту?

Если же основываться на объеме мотивированного  списка претендентов на освобождение от ввозной пошлины в связи с тем, что с точки зрения технико-технологических параметров изделие не имеет аналогов, то общий объем средств, необходимых для компенсации ввозной пошлины на данный вид продукции в период 2004-2005 гг., включая накопленную задолженность, составляет не более 1,2 млрд. долл., что меньше ожидаемого превышения базовой ставки Стабилизационного фонда в 2005 г.

Для сравнения можно привести и объем всего технологического оборудования, ввозимого в нашу страну, чтобы понять, что речь идет не о запредельных, а вполне посильных для федерального бюджета с учетом средств Стабфонда цифрах (табл. 8). Общий объем средств, необходимых для компенсации ввозной пошлины на 2004-2005 гг., включая накопленную задолженность, составляет не более 6,3 млрд. долл., что меньше ожидаемого превышения базовой ставки Стабилизационного фонда в 2005 г.

 

Таблица 8

Объем импортного технологического оборудования, млрд. долл.

Наименование

2003

2004

2005

Объем импорта машин и оборудования

27,9

34,6

43,8

Объем пошлины

1,9

2,4

3,2

Задолженность по выплатам пошлины, включая  проценты (нарастающим итогом)

0,21

0,48

0,7


Очевидно, что отмена ввозных пошлин на машины и оборудование (или только на их высокотехнологическую составляющую) положительно скажется при принятии решения хозяйствующими субъектами об инвестициях в основное производство, связанное с промышленными технологиями. В то же время нет оснований делать вывод о том, что уровень инвестиций заметно повысится, так как общий инвестиционный климат в стране зависит от целой совокупности факторов, направленность действий которых не всегда положительна.

      1. Вариант 4. "Всего понемногу"

Часть средств Стабилизационного  фонда, особенно за счет объема превышения базового размера, возможно было направлять на ряд целей, актуальность которых в принципе не вызывает сомнений. В том числе использование средств может включать в себя следующие направления:

  • В целях оживления финансового рынка и повышения его инвестиционной привлекательности может осуществляться инвестирование средств в ипотечные и иные ценные бумаги.
  • Использование средств фонда в качестве предоставления государственных гарантий, в том числе в целях государственной поддержки экспорта промышленной продукции, направленной на снижение рисков финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций, улучшения условий кредитования экспортеров. Таким образом, оказание поддержки российским организациям - экспортерам промышленной продукции позволит увеличить объемы отечественного производства, обеспечить рост налоговых поступлений в федеральный бюджет, создать дополнительные рабочие места.
  • Использование средств фонда для гарантирования части рисков по реализации инновационных проектов в части дополнительных гарантий кредиторам.

В целях диверсификации рисков, а  также обеспечения комплексного подхода к решению социально-экономических  задач использование средств  Стабилизационного фонда одновременно по разным направлениям представляется вполне оправданным.

Заключение

В результате изучения литературы по проблеме формирования доходов бюджета  и проведенного анализа темы на фактических  цифровых материалах, можно сделать следующие выводы:

  • Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;
  • Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный профицит– превышение доходов над расходами. Бюджетный профицит может быть следствием благоприятной экономической конъюнктуры и результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

Позитивные сдвиги в структуре  бюджета достигаются сокращением  нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное - в результате налоговой реформы.

Однако, именно бюджет, показывает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

В настоящее время действующим  законодательством предусматривается формирование финансового резерва - стабилизационного фонда. В соответствии со статьей 961 Бюджетного кодекса РФ Стабилизационный фонд - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (20 долл. за один баррель). Средства фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств фонда превышает 500 млрд. руб.

В заключение хотелось бы отметить, что  дискуссия об использовании средств  Стабилизационного фонда уже открыта и основные направления определены. Главное, что следует помнить, - это актуальность и своевременность принятия решений, которые в свою очередь должны быть взвешенными и последовательными. Любой рынок, российский тому не исключение, больше денег ценит определенность. В вопросе о целях создания и использования Стабфонда ее по-прежнему не хватает.

Приложения 

 
1 Источник: Министерство финансов  РФ

 
2 С 2002 г. - включая поступления  ЕСН и соответственно расходы,  направляемые в государственные внебюджетные фонды

 
3 Источник: Министерство финансов  РФ.

 
4 До 2001 г. НДПИ рассчитывался как  сумма поступлений акциза на  нефть, платежей за пользование недрами и отчислений на ВМСБ

 
5 См.: Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. Вып. 25. М.: ИЭПП, 2004.

 
6 Источник: Министерство финансов  РФ

 
7 Без учета финансовой помощи  из федерального бюджета (за  исключением сальдо непогашенных  ссуд из федерального бюджета), а также доходов целевых бюджетных  фондов.

 
8 По экспертным оценкам, в 2004 г. в бюджетную систему России поступило 140 млрд. руб. в виде погашения задолженности по налоговых платежам и пеням по налогу на прибыль организаций НК ЮКОС .

 
9 В представленной таблице в  отличие от установленной классификации  доходов в проекте закона о федеральном бюджете на 2005 г. сумма таможенных пошлин (налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции) относится к налоговым доходам.

 
10 Без учета ЕСН.

 
11 С 2004 г. в целях компенсации  выпадающих доходов бюджетов  субъектов РФ от отмены налога с продаж федеральная часть налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса - налогов на совокупный доход полностью передается в бюджеты субъектов РФ.

 
12 Предусматривает вступление в  силу с 1 января 2004 г. переработанной главы Налогового кодекса, регулирующей специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога.

 
13 В представленной таблице в  отличие от установленной классификации  доходов в проекте закона о федеральном бюджете на 2005 г. сумма таможенных пошлин (налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции) относится к налоговым доходам.

 
14 Без учета ЕСН.

 
15 С 2004 г. в целях компенсации  выпадающих доходов бюджетов  субъектов РФ от отмены налога  с продаж федеральная часть  налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса - налогов на совокупный доход полностью передается в бюджеты субъектов РФ.

Информация о работе Проблемы увеличения дохода Государственного бюджета