Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.
Определение функций и вычленение субъектов рынка труда, а также характеристика особенностей сформировавшегося рынка рабочей силы показывают, насколько сложны задачи его регулирования, и позволяют обосновать условия перехода к современному рынку труда. К таким условиям относятся:
а) обеспечение максимальной свободы партнеров трудовых отношений в решении вопросов спроса и предложения рабочей силы, в том числе найма и увольнения для всех работодателей в рамках узаконенных норм трудового права и социальной защиты; распоряжения рабочей силой для работника, включая выбор сферы приложения труда, места работы и жительства, перемещения между предприятиями недопустимость принуждения работника труду и нанимателя к приему рабочей силы, не отвечающей его интересам;
б) строгая взаимная ответственность партнеров за выполнение договорных обязательств как гарантия соблюдения интересов каждого;
в) свободное, движение заработной платы и доходов как условие перелива рабочей силы между предприятиями отраслями, секторами экономики и формами хозяйства;
г) проведение эффективной политики занятости, ориентированной на общечеловеческие ценности, на повышение трудовой активности населения и производительности труда, на содействие региональному развитию и активизации структурной перестройки хозяйства с целью расширения свободы выбора сферы деятельности и права на труд, на обеспечение социальной защищенности населения;
д) приведение общественной организации занятости в соответствие со спецификой рыночной экономики.
Формирование
модели гибкого рынка труда
2.2
Особенности регулирования
рынка труда
Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура, предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.
Разграничение сфер влияния рынка и государства во многом является центральным моментом экономических реформ в социально-трудовых отношениях. Фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда по-разному решается в переходных экономиках различных стран, но наибольший опыт в этой области накоплен в высокоразвитых государствах [2, с. 445].
Наиболее важным условием действенного регулирования, рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) обеспечение равных возможностей всем гражданам страны и реализации права на труд и свободный выбор занятости;
2) содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является экономически целесообразной и производительной;
3) добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
4) содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность переобучению в случае необходимости;
5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих, занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
6) единство ответственности. Означает наличие четырех условий: координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти обеспечении занятости с централизованными мероприятиями, участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии- с органами государственного управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.
Государственные национальные и региональные программы занятости должны предусматривать:
а) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
б) совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
в) обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
г) повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;
д) совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.
Методы и меры по регулированию занятости делятся на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.
Меры активной политики занятости, используемые в развитых странах:
1. Кейнсианская политика. Направлена на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета (экономический рост, полная занятость, стабильность цен, сбалансированность платежного баланса).
2. Вмешательство государства в экономические процессы.
2.1. Организационные меры государства по устранению диспропорций в спросе-предложении рабочей силы. Представляют собой фактор улучшения ее качества и являются средством приближения предложения рабочей силы к структуре спроса на нее. Указанные меры предусматривают:
а) организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству. Обучение производится с учетом всех зарегистрированных вакансий, причем как на бирже труда определенного района, так и в республике в целом. Получили развитие такие виды подготовки, как подготовка по новейшим специальностям, в том числе путем переподготовки лиц с устаревшими специальностями; обучение работников, впервые приступивших к трудовой деятельности или меняющих место работы; переподготовка работников предприятий, подлежащих реорганизации в соответствии с требованиями технологии и структурной перестройки; организация курсов по усовершенствованию специалистов, повышению квалификации и периодических стажировок в целях избежание деквалификации персонала. На время переобучения предоставляются пособия или стипендии;
б) организацию подготовки и переподготовки кадров на базе предприятия. Профессиональную подготовку на предприятиях проходят прежде всего школьники старших классов. Они получают определенную квалификацию, что отражается в документе о среднем образовании. Для безработной молодежи на предприятиях организуются курсы, где профподготовка сочетается с производственной деятельностью (Франция, Великобритания, Швеция, Норвегия и др.);
в) регулирование отраслевой и территориальной мобильности кадров. Оно осуществляется для стимулирования размещения трудовых ресурсов в трудодефицитных районах. Для миграции в эти районы предоставляются разного рода субсидии. Например, пособие при выезде из трудодефициного района, пособие на переезд и устройство на новом месте. Для предприятий устанавливаются размеры дотаций с учетом категорий районов и вклада компаний (увеличиваются дотации в менее развитые районы); дотации выплачиваются также в случае создания новых ученических или рабочих мест.
2.2 Законодательные и финансовые меры государства, направленные на ограничение роста безработицы.
2.2 1 Прямое стимулирование занятости. Оно предусматривает:
1) расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий. Средства вкладываются в трудоемкие отрасли: строительство, транспорт, ремонт дорог, сферу услуг и т. д. Этот вид регулирования дает в четыре раза больше рабочих мест, чем эквивалентное снижение налогов с предприятий;
2) виды временной трудовой деятельности, не требующие, как правило, профессиональной подготовки и имеющие основной целью содействие включению в активную трудовую деятельность лиц, испытывающих сложности в трудоустройстве. Эти меры используются в коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий, ремонтно-восстановительных работах и т. д.;
3) рост государственного аппарата. Связан с принятием программ общественных работ и созданием всевозможных фондов социальной помощи, реабилитации, молодежных организаций и т. п.;
4) создание рабочих мест для молодежи. Например, в США многие фирмы заключают контракты с будущими выпускниками колледжей и университетов. Это позволяет учащимся целенаправленно готовиться к будущей трудовой деятельности, а предприятиям получать специалистов именно с той подготовкой, которая им необходима. Во Франции учащиеся еще до окончания школы могут через агентство по занятости подыскать себе рабочее место. Наибольшее распространение данная форма стимулирования занятости получила в странах с низким уровнем безработицы;
5)
субсидии по занятости.
6)
специальные программы
7)
полное или частичное
8)организация на предприятии курсов профподготовки, частично субсидируемых государством;
9) рост государственных капвложений в экономику с целью существенной структурной перестройки ее отраслей.
2.2.2.
Меры косвенного воздействия
на рост занятости. Они
а) инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капвложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения. Наибольшее распространение получило в Австрии;
б)
изменение структуры
в) предпочтение производственному капиталу перед финансовым и выплатой дивидендов.
2.2.3.
Меры по сокращению
1)
репатриация иностранных
2)
стимулирование досрочного
3)
увеличение продолжительности
4) введение ежегодного оплачиваемого учебного отпуска;
5)
увеличение продолжительности
6)
увеличение продолжительности
7) снижение границы пенсионного возраста (Бельгия, Германия);
8) использование гибких режимов рабочего времени. Предполагает сокращение рабочей недели, рабочего дня, а также регулирование или распределение фонда рабочего времени путем увеличения доли частично занятых в общем объеме наемных работников, т. е. разделение рабочих мест;
Информация о работе Проблемы регионализации в Республике Беларусь