Проблемы регионализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, РТ и особенности формирования(17темамоя).doc

— 421.00 Кб (Скачать)

    Определение функций и вычленение субъектов  рынка труда, а также характеристика особенностей сформировавшегося рынка рабочей силы показывают, насколько сложны задачи его регулирования, и позволяют обосновать условия перехода к современному рынку труда. К таким условиям относятся:

    а) обеспечение максимальной свободы партнеров трудовых отношений в решении вопросов спроса и предложения рабочей силы, в том числе найма и увольнения для всех работодателей в рамках узаконенных норм трудового права и социальной защиты; распоряжения рабочей силой для работника, включая выбор сферы приложения труда, места работы и жительства, перемещения между предприятиями недопустимость принуждения работника труду и нанимателя к приему рабочей силы, не отвечающей его интересам;

    б) строгая взаимная ответственность партнеров за выполнение договорных обязательств как гарантия соблюдения интересов каждого;

    в) свободное, движение заработной платы и доходов как условие перелива рабочей силы между предприятиями отраслями, секторами экономики и формами хозяйства;

    г) проведение эффективной политики занятости, ориентированной на общечеловеческие ценности, на повышение трудовой активности населения и производительности труда, на содействие региональному развитию и активизации структурной перестройки хозяйства с целью расширения свободы выбора сферы деятельности и права на труд, на обеспечение социальной защищенности населения;

    д) приведение общественной организации занятости в соответствие со спецификой рыночной экономики.

    Формирование  модели гибкого рынка труда предусматривает  наличие элементов эффективного использования трудового потенциала и механизма социальной защищенности населения. Развитие рыночных отношений, усиление мотивации к высокопроизводительному труду и повышение эффективности труда работающих не должно сопровождаться образованием огромного резерва не занятого населения и резким снижением жизненного уровня значительной части населения [1, с. 101]. 

    2.2 Особенности регулирования рынка труда 

    Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура, предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.

    Разграничение сфер влияния рынка и государства  во многом является центральным моментом экономических реформ в социально-трудовых отношениях. Фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда по-разному решается в переходных экономиках различных стран, но наибольший опыт в этой области накоплен в высокоразвитых государствах [2, с. 445].

    Наиболее  важным условием действенного регулирования, рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:

    1) обеспечение равных возможностей всем гражданам страны и реализации права на труд и свободный выбор занятости;

    2) содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является экономически целесообразной и производительной;

    3) добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;

    4) содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность переобучению в случае необходимости;

    5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих, занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

    6) единство ответственности. Означает наличие четырех условий: координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти обеспечении занятости с централизованными мероприятиями, участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии- с органами государственного управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.

    Государственные национальные и региональные программы  занятости должны предусматривать:

    а) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

    б) совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

    в) обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

    г) повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;

    д) совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

    Методы  и меры по регулированию занятости делятся на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.

    Меры  активной политики занятости, используемые в развитых странах:

    1. Кейнсианская политика. Направлена на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета (экономический рост, полная занятость, стабильность цен, сбалансированность платежного баланса).

    2. Вмешательство государства в экономические процессы.

    2.1. Организационные меры государства по устранению диспропорций в спросе-предложении рабочей силы. Представляют собой фактор улучшения ее качества и являются средством приближения предложения рабочей силы к структуре спроса на нее. Указанные меры предусматривают:

    а) организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству. Обучение производится с учетом всех зарегистрированных вакансий, причем как на бирже труда определенного района, так и в республике в целом. Получили развитие такие виды подготовки, как подготовка по новейшим специальностям, в том числе путем переподготовки лиц с устаревшими специальностями; обучение работников, впервые приступивших к трудовой деятельности или меняющих место работы; переподготовка работников предприятий, подлежащих реорганизации в соответствии с требованиями технологии и структурной перестройки; организация курсов по усовершенствованию специалистов, повышению квалификации и периодических стажировок в целях избежание деквалификации персонала. На время переобучения предоставляются пособия или стипендии;

    б) организацию подготовки и переподготовки кадров на базе предприятия. Профессиональную подготовку на предприятиях проходят прежде всего школьники старших классов. Они получают определенную квалификацию, что отражается в документе о среднем образовании. Для безработной молодежи на предприятиях организуются курсы, где профподготовка сочетается с производственной деятельностью (Франция, Великобритания, Швеция, Норвегия и др.);

    в) регулирование отраслевой и территориальной мобильности кадров. Оно осуществляется для стимулирования размещения трудовых ресурсов в трудодефицитных районах. Для миграции в эти районы предоставляются разного рода субсидии. Например, пособие при выезде из трудодефициного района, пособие на переезд и устройство на новом месте. Для предприятий устанавливаются размеры дотаций с учетом категорий районов и вклада компаний (увеличиваются дотации в менее развитые районы); дотации выплачиваются также в случае создания новых ученических или рабочих мест.

    2.2 Законодательные и финансовые меры государства, направленные на ограничение роста безработицы.

    2.2 1 Прямое стимулирование занятости. Оно предусматривает:

    1) расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий. Средства вкладываются в трудоемкие отрасли: строительство, транспорт, ремонт дорог, сферу услуг и т. д. Этот вид регулирования дает в четыре раза больше рабочих мест, чем эквивалентное снижение налогов с предприятий;

    2) виды временной трудовой деятельности, не требующие, как правило, профессиональной подготовки и имеющие основной целью содействие включению в активную трудовую деятельность лиц, испытывающих сложности в трудоустройстве. Эти меры используются в коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий, ремонтно-восстановительных работах и т. д.;

    3) рост государственного аппарата. Связан с принятием программ общественных работ и созданием всевозможных фондов социальной помощи, реабилитации, молодежных организаций и т. п.;

    4) создание рабочих мест для молодежи. Например, в США многие фирмы заключают контракты с будущими выпускниками колледжей и университетов. Это позволяет учащимся целенаправленно готовиться к будущей трудовой деятельности, а предприятиям получать специалистов именно с той подготовкой, которая им необходима. Во Франции учащиеся еще до окончания школы могут через агентство по занятости подыскать себе рабочее место. Наибольшее распространение данная форма стимулирования занятости получила в странах с низким уровнем безработицы;

    5) субсидии по занятости. Распространяются  на инвалидов и другие группы  населения, неконкурентоспособные на рынке труда;

    6) специальные программы трудоустройства  для работающих женщин с низкой квалификацией. Наибольшее распространение получили в США;

    7) полное или частичное субсидирование  рабочих мест на частных предприятиях или снижение для них социальных налогов;

    8)организация на предприятии курсов профподготовки, частично субсидируемых государством;

    9) рост государственных капвложений в экономику с целью существенной структурной перестройки ее отраслей.

    2.2.2. Меры косвенного воздействия  на рост занятости. Они включают:

    а) инвестирование наиболее перспективных  или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капвложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения. Наибольшее распространение получило в Австрии;

    б) изменение структуры налогообложения  за счет сокращения доли налогов, взимаемых  с общей суммы заработной платы  и взносов в фонды социального страхования и роста доли налогов на основной капитал и прибавочную стоимость;

    в) предпочтение производственному капиталу перед финансовым и выплатой дивидендов.

    2.2.3. Меры по сокращению предложения  на рынке труда. К ним относятся:

    1) репатриация иностранных рабочих  и ограничение женщинам доступа  на рынок труда (Швейцария);

    2) стимулирование досрочного выхода  на пенсию (Бельгия, Германия);

    3) увеличение продолжительности школьного  образования (например, до 18 лет);

    4) введение ежегодного оплачиваемого учебного отпуска;

    5) увеличение продолжительности ежегодных  оплачиваемых отпусков (Германия);

    6) увеличение продолжительности отпуска  по уходу за ребенком (Бельгия);

    7) снижение границы пенсионного  возраста (Бельгия, Германия);

    8) использование гибких режимов рабочего времени. Предполагает сокращение рабочей недели, рабочего дня, а также регулирование или распределение фонда рабочего времени путем увеличения доли частично занятых в общем объеме наемных работников, т. е. разделение рабочих мест;

Информация о работе Проблемы регионализации в Республике Беларусь