Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.
Таким образом, к основным характеристикам модели рынка труда Беларуси, можно отнести следующие:
1)
рост численности трудовых
2) устойчиво высокий уровень занятости, который практически не зависит от динамики объема выпускаемой продукции и ВВП (в отличие от стран Центральной и Восточной Европы), так как он практически не снижался пропорционально вслед за падением объемов производства в 1991-1996г.г., и не возрастает в процессе его роста;
3) низка эффективность занятости (негативная динамика производительности труда и сокращение рабочего времени, уровень заработной платы намного ниже по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой);
4) активный процесс перераспределения занятого населения по формам собственности и отраслям экономики;
5) распространение вторичной занятости, занятости в неформальном секторе экономики;
6) интенсивный оборот рабочей силы – коэффициент валового оборота рабочей силы в Беларуси достигал уровня 50%, что говорит о массовом движении работников в течение года. Причем особенностью является не столько интенсивность выбытия персонала (что в условиях снижения объемов производства и сокращения спроса на труд закономерно), но и высокий уровень оборота по приему. То есть предприятия также активно нанимали рабочую силу, как и высвобождали ее. Связано это с тем, что предприятия действуют в условиях мягких бюджетных ограничений (в отличие от стран с развитой рыночной экономикой), оптимизация затрат на содержание персонала не является для них первоочередной задачей, а сохранение коллектива является способом давления на власти;
7) доминирование практики добровольных увольнений при выбытии персонала;
8) противоречивое развитие института социального партнерства;
9) отсутствие острых и затяжных трудовых конфликтов и забастовок;
10)
сокращение масштабов
11) слабое влияние уровня реальной заработной платы на установление равновесия на совокупном рынке труда - то есть снижение реальной заработной платы не сопровождалось переливом рабочей силы в другие сферы деятельности. Зато имеет место начисление незаработанной заработной платы - то есть, когда нет фактической реализации продукции предприятия, а заработная плата выплачивается. В Беларуси это выразилось в росте кредиторской задолженности предприятий под выплату заработной платы, а также в распространении теневых форм оплаты труда;
12) невысокий уровень официальной безработицы в Беларуси (по сравнению с другими трансформационными экономиками). Более того, на протяжении 1991-2004 г.г не было резких скачков роста безработицы, она росла плавно ( в Беларуси – до 1996г., а ее сокращение происходило быстрее, чем в других странах);
13)
расширение теневой
14)
близкая к монопсонической
На основании сравнительного анализа национальных моделей рынков труда стран Центральной и Восточной Европы (Беларуси) можно сделать выводы как о наличии у них общих характеристик, так и специфических черт, отличающих их друг от друга (таблица 3.1.7).
Наличие
общих проблем на рынках труда
стран с транзитивной экономикой
свидетельствует о
Таблица 3.1.7
Сходство
и различия национальных моделей
рынков труда в странах с переходной
экономикой
Общие характеристики | Специфические черты (отличие) рынков труда Беларуси от стран ЦВЕ ' |
Структура безработицы (проблемы молодежной, женской, длительной безработицы, снижение образовательного уровня безработных) | Уровень занятости более устойчив |
Региональные диспропорции, наличие и сохранение критических и напряженных региональных рынков труда | Уровень оплаты труда ниже |
Динамика структуры занятости (развитие сферы услуг, снижение государственного найма, развитие малого и среднего бизнеса) | Официальная безработица ниже |
Структурная рассогласованность между спросом и предложением на рынке труда | Производительность труда ниже |
Низкая конкурентоспособность рабочей силы по отношению к внешним рынкам труда (стран Западной Европы), растущие потоки внешней трудовой миграции | Оборот рабочей силы выше |
Искусственная защита рабочих мест и поддержание занятости на неэффективных производствах затормозили структурную перестройку экономики, что снизило экономическую эффективность трансформационных преобразований. Рост производительности в большей степени достигался за счет загрузки дополнительных производственных мощностей и экстенсивного увеличения ресурсов труда (сохранения занятости на крупных производствах, увеличения фонда рабочего времени 1 работника). Эффект таких мер не долгосрочен. Для дальнейшего развития необходимы меры по модернизации производства, сокращению занятости на неэффективных производствах, повышению мобильности рабочей силы. Наиболее перспективным способом укрепления позиций отечественных предприятий является не искусственное поддержание занятости на них (за счет мягких бюджетных ограничений, ограничения конкуренции с иностранными производителями и государственной поддержки), а инвестиции, инновации и упрощение условий предпринимательской деятельности.
Причины
разнообразия сложившихся моделей
рынка труда в
3.2 Рынок труда Республики Беларусь как объект
государственного
регулирования
Общим направлением реформ, проводимых в Республике Беларусь, стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Переход к новой экономической системе неизбежно связан с формированием нового характера трудовых отношений, основой которых является становление рынка труда.
После
длительного периода
• обеспечение воспроизводства населения страны;
• создание условий для достижения рациональной занятости населения;
• обеспечение национальной экономики рабочей силой необходимой квалификации и количеством, реально соответствующим потребностям общества;
• использование трудового потенциала и отдельных групп населения (молодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста) с максимальной эффективностью.
Концепцией Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года предусматривается:
• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно-важных и перспективных предприятиях, создание новых, в том числе в частном секторе экономики; организация систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
• постепенное приближение минимальных и фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего, по сравнению с ростом цен, повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов.
Основными направлениями деятельности государства на рынке труда при решении этих задач являются: регулирование заработной платы, занятости, режима и условий труда.
В республике регулирование заработной платы осуществляется через следующие основные формы: установление минимальной заработной платы и тарифной ставки; регламентация ряда надбавок к зарплате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; регулирование цен на отдельные виды товаров и услуг; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики.
В числе критериев установления минимальной заработной платы (МЗП) конвенция Международной организации труда (МОТ) «О минимальной заработной плате» называет:
• потребности работника и его семьи с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимости жизни, социальных выплат, доходов других социальных групп;
• экономические соображения, включая уровни производительности и занятости.
Для выполнения функций социальных гарантий МЗП должна быть не ниже величины минимального прожиточного минимума, учитывающего действительные минимальные потребности. Вопрос о МЗП постоянно находится в центре дискуссий в обществе. За основу исчислений социальных выплат предлагается принимать стоимость минимального потребительского бюджета (МПБ) для соответствующих категорий граждан. На уровень МПБ большое влияние оказывает средняя начисленная заработная плата. В ежегодном Послании Главы государства к Парламенту и белорусскому народу поставлена следующая задача: «Все, что мы делаем, в конечном счете, имеет целью повышение уровня жизни белорусских граждан... Ускоренное экономическое развитие позволит в текущем году существенно увеличить зарплату и довести ее в эквивалентном исчислении до 190-200 долларов США».
В ряде стран законодательно регулируются некоторые надбавки к заработной плате за сверхурочную работу, тяжелые условия, работу в выходные и праздничные дни. Аналогичное законодательство имеется и в Беларуси, что экономически ограничивает продолжительность работы, стимулирует предпринимателей нанимать дополнительных работников и тем самым сокращать безработицу.
В Республике Беларусь основными направлениями государственного регулирования занятости населения являются:
• развитие правовой базы и экономической инфраструктуры рынка труда;
• стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики;
• развитие малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости;
Информация о работе Проблемы регионализации в Республике Беларусь