Проблемы регионализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, РТ и особенности формирования(17темамоя).doc

— 421.00 Кб (Скачать)

    Исследование  распределения трудовых ресурсов города по уровню заработной платы в отношении к бюджету прожиточного минимума показало, что 27 % респондентов оценили свою заработную плату ниже прожиточного минимума и 21 % - как примерно соответствующую ему. Среди респондентов, имеющих заработную плату ниже прожиточного минимума, только 16,7 % хотят сменить свое место работы. В отраслевом разрезе в этой группе преобладают работники образования, торговли и ЖКХ, 96% среди них имеют среднее специальное или среднее общее образование. Косвенно это подтверждает, что, в принципе, передавать объекты социальной инфраструктуры завода в городе некому, так как городские учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства сами испытывают значительные трудности.

    Статичный характер рынка труда моногорода отражается сопоставлением распределения населения по уровню дохода и степени профессиональной мобильности трудовых ресурсов. Так, 72 % респондентов ответили на вопрос «Ваша работа Вас устраивает?» утвердительно, причем среди них 37,5 % имеют заработную плату на уровне или ниже бюджета прожиточного минимума. 24 % респондентов отметили, что ищут другую работу, средняя продолжительность поиска составляет 8-9 месяцев. В квалификационном разрезе это бухгалтеры, водители, юристы, инженеры, шлифовщики, выдувальщики стекла, делопроизводители. Исследование выборочной совокупности по признаку профессиональной мобильности показало, что только 12,5 % желающих сменить место работы настаивают на трудоустройстве по прежней специальности; около 30 % частично готовы сменить профессию, но с возможностью использовать имеющиеся навыки и знания (речь идет об объеме услуг по повышению квалификации). Их средний возраст - около 30 лет, преобладают лица с высшим и незаконченным высшим образованием. 50 % желающих сменить место работы готовы полностью переквалифицироваться при условии хорошей оплаты - средний возраст этой группы составляет 27-28 лет, 90 % из них имеют среднее специальное или среднее общее образование. 8% готовы на любую работу (их средний возраст 43-44 года, 100 % из них имеют среднее общее образование).

    На  наличие обстоятельств, осложняющих  трудоустройство, указало 24 % опрошенных, из них 37,5 % (или 9 % в выборочной совокупности) попадают в категорию граждан с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда. На вопрос о том, что бы им в первую очередь помогло при трудоустройстве, 60 % выборочной совокупности затруднилось ответить; 11 % указали на необходимость переобучения и 17 % - на необходимость повышения квалификации. 5 % опрошенных (среди них воспитатели дошкольных учреждений, бухгалтеры) нуждаются в гибком графике работы и организации надомного труда, и только 7 % рассчитывают на помощь государства. В профессиональном разрезе на необходимость переобучения указали выдувальщики, шлифовщики, воспитатели и делопроизводители (средний возраст по группе - до 29 лет). В повышении квалификации нуждаются учителя, водители, воспитатели, бухгалтеры, продавцы (средний возраст по группе - до 30 лет). На защиту государства рассчитывают респонденты в среднем в возрасте 44 лет.

    Результаты опроса трудовых ресурсов г. Березовка позволяют сделать вывод о достаточно напряженном состоянии местного рынка труда: совокупный уровень безработицы в городе составляет 5,5 %; примерно четвертая часть трудовых ресурсов города испытывает угрозу потерять свою работу, а около половины имеют доходы на уровне и ниже бюджета прожиточного минимума; около 9 % трудовых ресурсов города относятся к категории граждан с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда, что обусловливает потребность в гибких формах занятости, организации надомного труда, расширении сети социальных работ в городе. Объем теневой занятости в городе, согласно опросу, может быть оценен в 12 % к численности трудовых ресурсов города, а по ориентировочным подсчетам (исходя из официальной статистической базы) - около 9 %. В целом, совокупный рынок труда города достаточно статичен, что объясняется не только ограниченными возможностями смены места работы (узким спросом на труд), но и профессиональной негибкостью предложения труда на нем. Кроме того, рынок труда моногорода характеризуется относительной удаленностью от многопрофессиональных рынков труда, что в условиях общей низкой мобильности рабочей силы в Беларуси еще больше укрепляет их замкнутость.

    Анализ  рынка труда малого города (на примере  г. Березовка) показал, что механическое сокращение избыточной занятости не поможет повысить эффективность занятости в городе, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. Речь должна идти не о сокращении, а о выборе оптимального варианта перераспределения экономически активного населения монофункционального города в перспективные сферы занятости, о поэтапном сокращении избыточной занятости совместными усилиями кадровой службы градообразующего предприятия, участников института социального партнерства, органов государственного и регионального управления, государственной службы занятости. В международной практике такой вариант реструктуризации называется «социально ответственным реструктурированием», поскольку направлен на учет интересов всех заинтересованных участников (самих работников, работодателей, государства, регионов) [7, с. 75].

    Таким образом можно заключить, что немаловажное значение имеет изучение проблем регионализации рынка труда Республики Беларусь. Рынок труда в Беларуси характеризуется усиливающейся неравномерностью регионального развития. Региональный рынок труда - это часть совокупного рынка труда страны, имеющая свои специфические особенности. В рамках совокупного рынка труда Беларуси можно выделить промышленные рынки труда и преимущественно сельскохозяйственные; многофункциональные рынки труда крупных городов и монопрофильные рынки труда малых городов; по степени развития – развитые рынки труда, депрессивные и остальные.

    Однако  особый интерес для изучения представляют рынки труда малых городов Беларуси. Можно выделить следующие особенности рынков труда в малых городах: замкнутость, слабая адаптация к альтернативным видам деятельности, инерционность, вероятность превращения рынков в критические и риск роста социальной напряженности в случае высвобождения рабочей силы с градообразующего предприятия, слабое на данный момент взаимодействии и сотрудничество субъектов инфраструктуры регионального рынка труда. 

 

    Заключение 

    Рынок труда – один из рынков факторов производства, это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, сфера трудоустройства и механизм согласования цены и условий труда. Отличительной чертой рынка труда является то, что товар – труд – неотделим от человека, т. е. необходимо физическое присутствие владельца труда.

    Для возникновения рынка труда необходимы личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду, отчуждение способности к труду на принципах «купли-продажи», а также заинтересованность владельца труда в его максимальном использовании.

    В результате функционирования рынка  труда работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, а работники, продавая труд, обеспечивают себя вознаграждением за свой труд - заработной платой. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма: трудовой договор или контракт.

    Таким образом, рынок труда - это важный элемент в системе всех рынков в национальной экономике. Именно создание эффективно действующих рынков труда является ключевым элементом переходной экономики.

    Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах – это сложный, длительный и многофакторный процесс. Основное значение в переходе к рыночным отношениям имеет формирование соответствующей рыночной инфраструктуры. В условиях же функционирования административно-командной системы реального рынка фактически не существовало. Имелись лишь отдельные элементы рынка, в том числе и рынка труда, а все процессы производства, распределения, обмена и потребления регулировались централизованно.

    С переходом к рыночным отношениям сложились предпосылки для возникновения рынка труда. Однако, несмотря на создание предпосылок, развитие рынка труда деформировано, ограничено в пространственном и функциональном отношениях из-за незавершенности политических и экономических реформ, недостаточном развитии ключевых рыночных институтов.

    Определение функций и субъектов рынка  труда, а также характеристика особенностей сформировавшегося рынка рабочей силы показывают, насколько сложны задачи его регулирования. До тех пор пока не создана соответствующая рыночная инфраструктура, государству необходимо осуществлять функции регулирования рынка труда. Значимый опыт регулирования и распределения сфер влияния рынка и государства накоплен именно в высокоразвитых странах.

    Таким образом, можно отметить, что в  переходных экономиках, в том числе  и в Беларуси, ключевые рыночные институты развиты еще недостаточно. Поэтому для более полноценного функционирования экономики необходимы глубокие и всесторонние преобразования рыночных институтов, в том числе и рынка труда.

    В настоящее время можно выделить несколько основных особенностей, характеризующих рынок труда Беларуси:

    1) рост численности трудовых ресурсов  с нарастающей тенденцией к  снижению, обусловленной демографической ситуацией;

    2) устойчиво высокий уровень занятости, который практически не зависит от динамики объема выпускаемой продукции и ВВП (в отличие от стран Центральной и Восточной Европы);

    3) низкая эффективность занятости (негативная динамика производительности труда и сокращение рабочего времени, низкий уровень заработной по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой);

    4) активный процесс перераспределения занятого населения по формам собственности и отраслям экономики;

    5) распространение вторичной занятости, занятости в неформальном секторе экономики;

    6) интенсивный оборот рабочей силы;

    7) доминирование практики добровольных увольнений при выбытии персонала;

    8) противоречивое развитие института социального партнерства;

    9) отсутствие острых и затяжных трудовых конфликтов и забастовок.

    10) сокращение масштабов вынужденной неполной занятости;

    11) слабое влияние уровня реальной заработной платы на установление равновесия на совокупном рынке труда;

    12) невысокий уровень официальной безработицы в Беларуси;

    13) расширение теневой составляющей  рынка труда

    14) близкая к монопсонической структура рынка труда Беларуси.

    На  основании сравнительного анализа  национальных моделей рынков труда  стран Центральной и Восточной  Европы (Беларуси) можно сделать  выводы как о наличии у них общих характеристик, так и специфических черт, отличающих их друг от друга.

    Общим направлением реформ, проводимых в  Республике Беларусь, стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Переход к новой экономической системе неизбежно связан с формированием нового характера трудовых отношений, основой которых является становление рынка труда.

    Основными направлениями деятельности государства  на рынке труда являются: регулирование заработной платы, занятости, режима и условий труда.

    Активная деятельность государства на рынке труда необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночный механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической эффективностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть минимально необходимым.

    Кроме того, немаловажное значение имеет  изучение проблем регионализации рынка  труда Республики Беларусь. Рынок труда в Беларуси характеризуется усиливающейся неравномерностью регионального развития. Региональный рынок труда - это часть совокупного рынка труда страны, имеющая свои специфические особенности. В рамках совокупного рынка труда Беларуси можно выделить промышленные рынки труда и преимущественно сельскохозяйственные; многофункциональные рынки труда крупных городов и монопрофильные рынки труда малых городов; по степени развития – развитые рынки труда, депрессивные и остальные.

    Однако  особый интерес представляют рынки труда малых городов Беларуси. Можно выделить следующие особенности рынков труда в малых городах: замкнутость, слабая адаптация к альтернативным видам деятельности, инерционность, вероятность превращения рынков в критические и риск роста социальной напряженности в случае высвобождения рабочей силы с градообразующего предприятия, слабое на данный момент взаимодействии и сотрудничество субъектов инфраструктуры регионального рынка труда.

    Анализ  рынка труда малого города (на примере  г. Березовка) показал, что механическое сокращение избыточной занятости не поможет повысить эффективность занятости в городе, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. Таким образом, необходимо не сокращать, а  выбирать оптимальный вариант перераспределения экономически активного населения монофункционального города в перспективные сферы занятости, поэтапно сокращать избыточную занятость совместными усилиями кадровой службы градообразующего предприятия, участников института социального партнерства, органов государственного и регионального управления, государственной службы занятости. В международной практике такой вариант реструктуризации называется «социально ответственным реструктурированием», поскольку направлен на учет интересов всех заинтересованных участников (самих работников, работодателей, государства, регионов). 

Информация о работе Проблемы регионализации в Республике Беларусь