Проблемы регионализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, РТ и особенности формирования(17темамоя).doc

— 421.00 Кб (Скачать)

    • внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;

    • создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к изменяющимся условиям переходной экономики;

    • содействие занятости сельского  населения с одновременным льготным кредитованием жилищного строительства и изменением форм собственности;

    • совершенствование системы социального страхования от безработицы и поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

    Продвижение республики по пути реформ невозможно без устранения негативных процессов в социально-трудовой сфере. В Беларуси пока еще недостаточно эффективно работают многие социально-экономические регуляторы, которые действуют в развитых странах; действующая система регистрации безработных не охватывает всех потенциальных безработных; пособие по безработице является чрезвычайно малым; возможности переподготовки ограничены и вероятность последующего трудоустройства низкая; медленное обновление рабочих мест; низкая отраслевая и профессиональная мобильность.

    25 марта 2004 года на заседании  правительства Премьер-министр С. Сидорский отметил, что правительство разработало комплекс мер по дальнейшему снижению безработицы. Среди таких мер было названо недопущение сокращения численности работающих без создания новых рабочих мест; обеспечение «полного» распределения выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионального образования; повышение мотиваций безработных к возобновлению трудовой деятельности; планируется расширить возможности трудоустройства незанятых граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь, в России.

    Последствия трудоустройства за рубежом весьма противоречивы. С одной стороны, улучшаются показатели занятости, увеличивается уровень доходов части населения; с другой - страна теряет трудовые ресурсы и лишается того продукта, который они могли бы произвести; происходит «утечка мозгов» и страна вынуждена расходовать дополнительные средства на подготовку замены и т.д. С учетом всех обстоятельств государство должно регулировать не только иммиграцию, но и эмиграцию трудовых ресурсов.

    Вопрос  о трудовой миграции приобрел особую актуальность и в расширяющейся Европе. Ряд стран «старого» Европейского союза продекларировали намерения открыть доступ рабочей силы без ограничений, но уже в марте 2004 года выразили желание пересмотреть свою позицию, и некоторые страны фактически закрывают свои рынки труда от новых мигрантов.

    В регулировании режима и условий  труда государство исходит из того, что работникам не следует рисковать своим положением или положением их семей. В начале 2004 года по поручению главы государства началась широкомасштабная кампания по переводу всех работников государственных предприятий, организаций и учреждений с бессрочных трудовых договоров на контракты. Действующее законодательство практически не ограничивает возможности нанимателей по заключению контрактов с работниками при приеме на работу. Анализируя правовое положение работника при его переводе на контракт, приходится констатировать, что оно, безусловно, ухудшается (он лишается права увольнения по собственному желанию, контракт с ним может быть прекращен по истечении срока договора без каких-либо обоснований и гарантийных выплат и т.д.). Фактически работник оказывается полностью во власти нанимателя и юридически слабо защищен. В связи с многочисленными обращениями профсоюзов и граждан о недопустимости массового перевода работников на контракт, по поручению Президента Беларуси сформирована рабочая группа, которая должна разобраться с нарушениями законодательства при переводе работников на контракт. Перевод на контрактную форму найма должен осуществляться с учетом экономической ситуации в стране и не должен создавать напряженную обстановку в трудовых коллективах.

    Право трудящихся на здоровые и безопасные условия труда в Беларуси законодательно закреплено, но это закрепление зачастую носит декларативный характер. В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. На устранение существующих недостатков направлены требования директивы о мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины [8, с. 61].

    Таким образом, можно заключить, что в  переходных экономиках, в том числе  и в Беларуси, ключевые рыночные институты развиты еще недостаточно. Поэтому для более полноценного функционирования экономики необходимы глубокие и всесторонние преобразования рыночных институтов, в том числе и рынка труда.

    В настоящее время можно выделить несколько основных особенностей, характеризующих рынок труда Беларуси. На основании сравнительного анализа национальных моделей рынков труда стран Центральной и Восточной Европы (Беларуси) можно сделать выводы как о наличии у них общих характеристик, так и специфических черт, отличающих их друг от друга.

    Общим направлением реформ, проводимых в  Республике Беларусь, стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Переход к новой экономической системе неизбежно связан с формированием нового характера трудовых отношений, основой которых является становление рынка труда.

    Основными направлениями деятельности государства на рынке труда являются: регулирование заработной платы, занятости, режима и условий труда.

    Активная деятельность государства на рынке труда необходима и носит многоплановый характер. Но, осуществляя ее, следует учитывать, что, поскольку деятельность государства ограничивает рыночный механизм, характер ее противоречив. Деятельность государства не должна приходить в конфликт с экономической эффективностью, а государственное вмешательство в рыночный механизм должно быть минимально необходимым. 

 

4 Проблемы регионализации в Республике Беларусь 

    4.1 Регионализация совокупного рынка труда

    Республики Беларусь 

    Противоречия регионализации экономического роста в первую очередь отразились на динамике совокупного рынка труда. Рынок труда в Беларуси неоднороден. Он дифференцируется не только по степени контролируемости государством, но и по региональным признакам. Региональный рынок труда по своей структуре часто не совпадает с принятым в республике административно-территориальным делением. Это связано со сложившейся структурой производственно-хозяйственных комплексов в республике и экономическими связями внутри них. В итоге при принятии государственных документов в области регулирования занятости чаще всего рассматривается областной срез динамики официально контролируемой части рынка труда.

    Соответственно  и статистическая база все исследуемые  параметры дает в областном разрезе. Но, как показывают последние исследования в области региональной экономики, регионализация в Беларуси не сводима к областному делению, поскольку внутри каждой из областей можно выделить промышленные и сельскохозяйственные районы, развивающиеся и стагнирующие. Это формирует совершенно разные типы региональных рынков труда в рамках области, часть из которых подвержена влиянию факторов, находящихся за пределами области и даже республики. Регионализация совокупного рынка труда в Беларуси объективно обусловливает необходимость определения понятия регионального рынка труда; исследования механизма появления критического регионального рынка труда и формирования системы ранней диагностики кризиса для разработки основ управления региональными рынками труда в контексте программ развития регионов.

    Под региональным рынком труда понимается сложившаяся относительно самостоятельная система взаимодействия спроса и предложения рабочей силы, выделенная определенным образом из системы национальной рынка труда, не противоречащая его нормативно-правовому полю, но имеющая ряд особенностей, обусловленных ее местом в системе национальной экономики, географическим положением, демографическими тенденциями производственно-хозяйственным комплексом и пр. Региональный рынок труда - это часть совокупного рынка труда страны, имеющая свей специфические особенности. В рамках совокупного рынка труда Беларуси можно выделить промышленные рынки труда и преимущественно сельскохозяйственные; многофункциональные рынки труда крупных городов и монопрофильные рынки труда малых городов; по степени развития - развитые рынки труда, депрессивные (вызванные промышленной депрессией) и остальные (вызванные общей отсталостью региона, преобладанием в его экономике сельского хозяйства с устаревшими формами хозяйствования, слабым развитием инфраструктуры, недостаточным объемом капиталовложений, низкой степенью переработки сельскохозяйственного сырья) [7, с. 72].

    4.2 Особенности формирования рынков труда малых городов Республики Беларусь 

    Особый  интерес представляют рынки труда  малых городов Беларуси. Общее  число малых городов и городских  поселений в республике - 171 (с  численностью жителей до 20 тыс. чел.). Главной особенностью рынка труда малых городов является монопрофильность, что связано с наличием в них градообразующих предприятий.

    В условиях высококонцентрированного белорусского производства эластичность предложения труда невысока. Следовательно, занятость в малых городах Республики Беларусь держится на невысокой заработной плате и неэластичности предложения труда в условиях государственной монопсонии на труд.

    Особенностью  рынков труда малых городов является их замкнутость, которая объясняется, на наш взгляд, двумя факторами: наличием градообразующих предприятий, являющихся монопсонистами на региональном рынке труда, что позволяет говорить о каждом из них как ориентированном на 1-2 профессии (работники электростанции в Новолукомле, работники стекольной промышленности в г. Березовка и пр.), и территориальной немобильностью рабочей силы в Беларуси (если, например, в развитой рыночной экономике место жительства человека определяется местом его работы, то у нас наоборот). Градообразующее предприятие играет определяющее значение на рынке труда малого города; оно обеспечивает занятостью подавляющую часть трудовых ресурсов города; диктует перечень профессий и специальностей; формирует городской бюджет и содержит социальную инфраструктуру города. В случае ухудшения производственно-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия на рынке труда малого города нарастают критические явления.

    Критический рынок труда возникает там, где  относительная узость структуры  промышленности (и, следовательно, занятости) сопровождается слабой адаптацией к альтернативным видам деятельности, слабым развитием рыночной инфраструктуры, социальной сферы. Возрастающая конкуренция, появление новых рынков сбыта, изменение потребительских предпочтений и пр. - все это обусловливает появление депрессивных регионов, а затем и критических региональных рынков труда. Вначале происходит нарушение традиционного воспроизводственного цикла, что провоцирует появление диспропорций в развитии территориального комплекса. Инерционность хозяйственной структуры региона и несвоевременная или низкая адаптивность к меняющейся внешней среде сопровождаются спадом производства, вызывают резкое снижение доходов населения, значительное сокращение объектов социальной инфраструктуры, объема и качества услуг населению региона и, как результат, миграцию населения, снижение уровня жизни, высокий уровень безработицы (в том числе и скрытой).

    Критическим региональным рынком труда можно  считать локальный территориальный сегмент совокупного рынка труда, на котором под воздействием определенных причин утрачены возможности стабилизации ситуации собственными силами, поэтому негативные явления и процессы в его динамике принимают постоянный характер. Суть критичности регионального рынка труда состоит в устойчивом напряженном состоянии в области воспроизводства трудовых ресурсов региона, что проявляется в наличии значительных, постоянных (в течение длительного промежутка времени) негативных явлений и процессов на нем, значительно превышающих характеристики деструктивных социально-экономических процессов в среднем по республике. Само понятие критичности - не одномерный показатель. Он детерминируется не столько состоянием официально контролируемой части рынка труда в данном населенном пункте, сколько общей социально-экономической средой региона в сравнении со среднереспубликанскими тенденциями.

    К особенностям рынка труда малых  городов можно отнести слабую активность субъектов инфраструктуры регионального рынка труда. Под инфраструктурой рынка труда принято понимать «экономические, правовые, административные институты и организации, способствующие выполнению рынком труда своих функций». К основным субъектам инфраструктуры рынка труда малого города относятся: кадровая служба и профсоюзная организация градообразующего предприятия; местные органы власти; учреждения образования города; региональное подразделение государственной службы занятости населения; негосударственные структуры, занимающиеся уменьшением дисбаланса на местном рынке труда (региональные центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, негосударственные коммерческие и некоммерческие агентства по трудоустройству и пр.). В реальности проблемами регулирования регионального рынка труда практически в одиночку занимаются региональные центры занятости населения, причем в самом моногороде его может и не быть. Поэтому возлагать всю нагрузку регулирования рынка труда моногорода только на государственную службу занятости было бы неправильно.

Информация о работе Проблемы регионализации в Республике Беларусь