Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа
Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей.
В самом общем виде рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.
9)
надомничество. Им охвачена
10) временная или случайная занятость. Означает работу неполное рабочее время на основе субподряда без дополнительных преимуществ. Временная занятость позволяет снизить расходы на рабочую силу и повысить конкурентоспособность продукции; предоставляет многим трудящимся возможность больше времени уделять другим видам деятельности; повышает возможности для безработных в получении работы. Однако временно занятые лишаются ряда социальных выплат, их труд оплачивается ниже; в период спада производства они чаще других оказываются безработными; предприниматели, могут проявлять меньшую заинтересованность в финансировании их подготовки и переподготовки;
11)
использование срочных
2.2.4.
Система пожизненного найма (
2.2.5. Конверсия оборонных предприятий. Реорганизация оборонных заводов в гражданские ведет к росту рабочих мест.
2.2.6.
Стимулирование
2.2.7. Содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса (Франция, Великобритания, США, Швеция и другие страны). Финансовая помощь мелкому предпринимательству включается в специальные программы занятости.
3. Гибкая система занятости. Ее функционирование связано с усилением производственной гибкости, в результате которой происходит диверсификация производства, рост мелких производственных единиц, рост числа мобильных малых предприятий, ориентированных на потребителя, развитие подрядных форм труда. В рамках этой системы широко применяются различные размеры заработной платы, как на уровне предприятий, так и между предприятиями. Важное значение имеют гибкость использования рабочей силы, ее подвижность между предприятиями, внутри предприятия, между профессиями, гибкость рабочего времени, в частности применение гибких режимов, вовлечение персонала в дела фирмы (система участия в управлении). Однако увеличение масштабов гибких форм занятости усложняет решение социальных проблем: усиливается нестабильность положения временно занятых и работающих в условиях гибких режимов рабочего времени; сокращается число трудящихся, имеющих право на получение различного рода пособий и выплат по социальному обеспечению. Поэтому к широкому использованию гибких систем занятости следует относиться с определенной осторожностью.
Меры пассивной политики занятости. Пассивная политика занятости предусматривает два подхода к организации материальной помощи безработным: создание систем социального страхования и вспомоществования. В первом случае помощь оказывается работникам, временно уволенным в связи со структурными изменениями или спадом производства, во втором - лицам, по тем или иным причинам незанятым в общественном производстве или испытывающим трудности с устройством на работу, в том числе и безработным с длительными периодами безработицы. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков и направлена на предотвращение резкого падения уровня жизни уволенных не по своей вине работников, а системы вспомоществования - на обеспечение гарантий прожиточного минимума с проверкой или без проверки наличия других средств к существованию.
Системы страхования по безработице являются основными источниками оказания материальной помощи безработным. Они действуют более чем в 80 % развитых стран с рыночной экономикой.
Пособие по безработице выплачивается при соблюдении ряда условий, таких как квалификационный период, продолжительность работы, выплаты пособий, физическая годность к труду, возраст, регистрация в службе занятости в качестве безработного.
Срок выплаты пособия зависит от двух факторов: периода ожидания до начала получения пособия и ограничения самого периода выплаты пособия.
Период ожидания отменяет компенсацию на очень непродолжительный период безработицы, а также на начальный. Период ожидания составляет обычно семь дней.
Продолжительность выплаты пособия зависит от накопленного страхового фонда и в большинстве промышленно развитых стран колеблется от 6 месяцев до одного года [6, с. 154].
Таким образом, можно подытожить, что рынок труда - это важный элемент в системе всех рынков в национальной экономике. Именно создание эффективно действующих рынков труда является ключевым элементом переходной экономики.
Переход к рыночной экономике в постсоциалистических странах - это сложный, длительный и многофакторный процесс. Основное значение в переходе к рыночным отношениям имеет формирование соответствующей рыночной инфраструктуры. В условиях же функционирования административно-командной системы реального рынка фактически не существовало. Имелись лишь отдельные элементы рынка, в том числе и рынка труда, а все процессы производства, распределения, обмена и потребления регулировались централизованно.
С переходом к рыночным отношениям сложились предпосылки для возникновения рынка труда. Однако, несмотря на создание предпосылок, развитие рынка труда деформировано, ограничено в пространственном и функциональном отношениях из-за незавершенности политических и экономических реформ, недостаточном развитии ключевых рыночных институтов.
Определение
функций и субъектов рынка
труда, а также характеристика особенностей
сформировавшегося рынка рабочей силы
показывают, насколько сложны задачи его
регулирования. До тех пор пока не создана
соответствующая рыночная инфраструктура,
государству необходимо осуществлять
функции регулирования рынка труда. Значимый
опыт регулирования и распределения сфер
влияния рынка и государства накоплен
именно в высокоразвитых странах.
3
Совокупный рынок труда
Республики Беларусь
3.1 Особенности модели рынка труда
Республики
Беларусь
Активизация рыночных преобразований в экономике республики относится к 1992—1994 гг., когда началось разрушение системы централизованного управления, сопровождаемое быстрым, достаточно либеральным вхождением в рынок. Однако соответствующие сильные институты рыночного характера еще отсутствовали, а неформальные институты, по сути, были в основном постсоциалистическими и нерыночными.
С 1995 г. начался этап укрепления и формирования сильных государственных структур при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости. Таким образом, рынок труда в Беларуси находится на этапе формирования [2, с. 447].
Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности (таблицы 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, приложение). Сводным источником информации о среднегодовой численности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно составляемые по областям, Минску и стране в целом.
Таблица 3.1.1
Трудовые
ресурсы РБ, (тысяч человек)*
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Трудовые ресурсы, всего. | 5848,7 | 6004,6 | 6075,8 | 6109,6 | 6141,6 | 6182,7 | 6210,2 | 6227,9 |
В том
числе:
трудоспособное население в трудоспособном возрасте; лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике |
5503,3 345,4 |
5711,3 293,3 |
5786,6 289,2 |
5836,8 272,8 |
5877,8 263,8 |
5914,9 267,8 |
5942,3 267,9 |
5958,4 269,5 |
Из общей численности трудовых ресурсов экономически активное население | 4524,2 | 4537,0 | 4519,5 | 4500,3 | 4480,0 | 4428,2 | 4426,3 | 4466,1 |
В том
числе:
занятое население; безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости |
4409,6 114,6 |
4441,0 96,0 |
4417,4 102,1 |
4380,8 119,5 |
4339,3 140,7 |
4316,3 111,9 |
4349,8 76,5 |
4401,9 64,2 |
*Источник
[9, с. 115]
Таблица 3.1.2
Распределение
численности занятого населения
Республики Беларусь по отраслям экономики,
% *
Отрасль экономики | 1990 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Занято
в экономике, всего
В том числе: |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
промышленность | 30,9 | 27,6 | 27,6 | 26,7 | 26,8 | 26,7 | 26,5 |
сельское хозяйство | 19,1 | 19,1 | 14,1 | 11,3 | 10,7 | 10,5 | 10,2 |
лесное хозяйство | 0,4 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |
строительство | 11,1 | 6,9 | 7,0 | 7,4 | 7,7 | 7,8 | 8,1 |
транспорт | 6,0 | 5,7 | 5,8 | 6,1 | 6,1 | 6,0 | 6,1 |
связь | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки | 7,4 | 10,7 | 12,0 | 13,6 | 13,3 | 13,7 | 14,1 |
жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 3,0 | 4,0 | 4,7 | 5,3 | 5,4 | 5,5 | 5,4 |
здравоохранение,
физическая культура и социальное обеспечение |
5,2 | 6,5 | 7,3 | 7,5 | 7,6 | 7,5 | 7,5 |
образование | 8,4 | 9,5 | 10,4 | 10,7 | 10,7 | 10,5 | 10,3 |
культура и искусство | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 1,9 |
наука и научное обслуживание | 2,0 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 |
*Источник
[9, с. 120]
Таблица 3.1.3
Распределение численности занятого населения по формам
собственности,
% *
1990 | 1995 | 2000 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Всего
занято в экономике
В том числе по формам собственности: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная | 73,9 | 59,8 | 57,2 | 52,9 | 52,4 | 51,7 | 51,2 |
частная | 26,1 | 40,1 | 42,4 | 46,1 | 46,4 | 47,0 | 47,4 |
смешанная с иностранным участием | 0,1 | 0,5 | 1,4 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,7 |
иностранная | - | 0,1 | 0,4 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
*Источник
[9, с. 119]
В настоящее время можно выделить несколько основных особенностей, характеризующих рынок труда Беларуси.
Одной из главных особенностей модели рынка труда в Республике Беларусь является рост численности трудовых ресурсов с нарастающей тенденцией к снижению, обусловленной демографической ситуацией (см. таблицу 3.1.1).
В последние 10 лет в Беларуси наблюдается тенденция роста численности трудовых ресурсов. Однако темпы роста этого показателя имеют тенденцию к снижению. Такая динамика трудовых ресурсов определяется главным образом вступлением в трудоспособный возраст родившихся в конце 70-80-х гг., когда в силу ряда мер социальной политики, проводившейся в нашей стране, высокими были ежегодные показатели рождаемости. Поскольку в 90-ые годы имел место резкий спад числа рождений, тенденция роста численности трудовых ресурсов не будет продолжительной.
Информация о работе Проблемы регионализации в Республике Беларусь