Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………………………...11
2 антимонопольное регулирование в развитых странах…………………………………………………………………..15
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь………………………………………………………………….24
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….24
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования………………………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ……………………………………..43
43
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………
2 антимонопольное регулирование в развитых странах……………………………………………………………
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь…………………………………………………………
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….2
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования……………………………………………
Заключение …………………………………………………………........
Список использованных источников ……………………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособлено и выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода). Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию, на процессы купли-продажи. Под несовершенной же конкуренцией понимают такой тип рыночных отношений, когда появляются хозяйствующие субъекты, которые обладают сильной экономической властью, имеют возможность навязывать своим контрагентам (партнерам) выгодные для себя решения, то есть открыто доминируют на внутреннем рынке. В качестве одной из основных форм несовершенной конкуренции на рынке продукта выступает монополия.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке.
Тема монополизации была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятия монополии и монополизма как экономических явлений;
- рассмотреть опыт зарубежных стран по антимонопольному регулированию;
- осветить проблемы монополизма и изучить особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Для написания данной работы использовались учебники и учебные пособия как отечественных авторов, таких как И.М. Лемешевский, А.В. Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева, так и зарубежных: Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. Также в процессе написания данной работы были изучены монография Г.Г.Санько «Монополизм и антимонопольное регулирование», статьи экономистов, как ученых, так и практиков, в научных журналах. Также при написании работы были использованы нормативно-правовые акты Республики Беларусь, в том числе Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Закон «О естественных монополиях».
1 Общая характеристика монополии
1.1 Понятие и характерные черты монополии
Как экономическое явление монополия известна с древних времен. Первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики. Монопольная власть поддерживалась религиозными, военными, административными и иными рычагами. Экономический монополизм достиг определенной завершенности, зрелости в рыночной сфере.
Монополия (от греч. monopolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.
Это понятие не имеет однозначного толкования. Монополия трактуется как исключительное право, контроль над определенными видами деятельности, обладание определенными преимуществами, привилегиями, тип экономических отношений, вмешательство в свободную конкуренцию, рыночная структура, модель рынка, организация экономического господства, состояние полной подчиненности рынка воле одного центра, единственный производитель (продавец), крупная компания (отрасль, фирма) или объединение, концентрация экономической мощи в крупных предприятиях.
Наиболее распространена трактовка монополии как рынка, на котором единственная фирма является производителем и продавцом некоего (часто уникального) продукта, не имеющего субститутов, и влияет на цену и объем предложения.
Монополия, как экономическое явление, означает обладание субъектом исключительными правами, позволяющими воздействовать на определенные сферы деятельности, реализуя собственный интерес и извлекая монопольную прибыль. Существенными признаками монополии являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объемами производства. Главная ограничительная сила рыночной власти монополии — эластичность спроса на ее продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объем производства, но не то и другое вместе [1,c.4].
Причина возникновения монополии как экономического явления — это преимущества субъекта, отсутствующие у конкурентов. Таковыми могут быть:
1. Одной из причин существования монополии является экономия от масштаба, ситуация, когда долгосрочные средние издержки в отрасли достигают минимума при существовании в отрасли только одной фирмы, которая полностью удовлетворяет рыночный спрос. Если в отрасли находятся несколько фирм, то они не минимизируют свои долгосрочные издержки, поскольку не достигают нужного объема производства. Монополия, функционирующая по указанной причине, называется естественной монополией. В отрасли, где наблюдается такая долгосрочная кривая издержек, одна фирма обычно получает от государства право на работу на определенном рынке или географической области. Взамен монополисту приходится соглашаться с регулированием своей деятельности. Типичными примерами естественных монополий являются коммунальные предприятия.
2. Далее, причиной существования монополии является контроль фирмы над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами.
3. Фирма может быть монополистом, осуществляя контроль над результатами научных исследований, защищенными патентами или содержащихся в секрете.
4. Еще одной причиной появления монополий являются привилегии, предоставляемые государством отдельным фирмам.
5. А также монополизация рынка может произойти в результате конкурентной борьбы.
Условиями, способствующими образованию монополии, могут быть: выгодное географическое положение, протекционистская политика государства и прочие.
Причиной возникновения монополии как формы организации крупного производства является достижение определенной степени концентрации производства и капитала.
Основными характеристиками монопольного рынка являются:
1. На рынке действует одна фирма. Следовательно, производитель может самостоятельно устанавливать цену, но не в любых пределах, а в пределах, ограниченных спросом.
2. Уникальность продукции. Чистая монополия существует, когда у фирмы нет близких товаров-заменителей. Продукция фирмы должна сильно отличаться от продукции других фирм.
3. Вход на рынок заблокирован. Имеются существенные препятствия для выхода на рынок других фирм. В результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства.
4. Фирма-монополист самостоятельно устанавливает цены на продукцию. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
5. Доступ к информации о ценах на ресурсы, применяемых технологиях отсутствует[2,с.64-66].
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Следует также отметить, что при анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.
Таким образом, монополия – это форма организации рынка, при которой в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет ему единолично устанавливать цену на свой товар и получать максимально возможную прибыль.
1.2 Виды монополий и формы монополистических объединений
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1) естественная
2) чистая, или абсолютная,
3) искусственная
Естественная монополия трактуется как единственная фирма или отрасль, обслуживающая весь рынок. Определение предприятия как естественной монополии непосредственно связано со свойством субаддитивности ее издержек. Субаддитивность означает, что производство некоторого определенного продукта с помощью нескольких производителей связано с более высокими издержками, чем его изготовление монополистом. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
Информация о работе Проблемы монополизма в Республике Беларусь