Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………………………...11
2 антимонопольное регулирование в развитых странах…………………………………………………………………..15
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь………………………………………………………………….24
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….24
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования………………………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ……………………………………..43
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете;
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Чистая, или абсолютная, монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объемы производства и цены. Доля фирмы на рынке составляет, как правило, 100 %.
К образованию абсолютной монополии ведут все те причины, которые обусловливают возникновение доминирующего положения на рынке продукта. При этом обнаруживается и некоторая специфика их проявления. Так, наличие на рынке продукта единственного предприятия может быть связано не просто с частной собственностью на ресурс, а с исключительным правом заниматься определенным видом деятельности. Это могут быть авторские права, разрешение государства заниматься вооружениями, почтой и т. д. Чем ниже емкость рынка продукта, тем больше вероятность закрепления там абсолютной монополии. Такая тенденция легче реализуется, когда имеет место неисчерпаемый положительный эффект масштаба производства.
Следует отметить, что абсолютная монополия обычно базируется не на одном, а на нескольких источниках власти, что усиливает ее устойчивость. Поэтому в условиях господства над рынком продукта абсолютной монополии появление в отрасли новых фирм или крайне затруднительно, или просто экономически нецелесообразно. Все, что способствует формированию высокого входного барьера в отрасль, также усиливает монопольную власть над рынком.
В целом основными признаками рынка абсолютной монополии выступают:
а) наличие единственного поставщика продукции, который олицетворяет собой всю отрасль, весь объем отраслевого предложения;
б) наличие значительного количества покупателей, которые не координируют закупочную деятельность;
в) отсутствие близких товаров-заменителей, что вынуждает покупателя приобретать товар только у данной фирмы, а производителю позволяет обходиться без широкой рекламы, не неся при этом больших издержек обращения, а поэтому наличие высокой эластичности спроса по цене;
г) наличие высоких экономических, правовых, институциональных и др. барьеров по вступлению в отрасль.
Так как поставщик продукта один, то линия рыночного спроса есть линия спроса на продукт абсолютной монополии. Чем сильнее власть над рынком продукта, тем менее эластичен спрос по цене на данный продукт[3,с.219-235].
Движущей силой действий предпринимателей в направлении достижения монопольного положения является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики.
Среди монополистических союзов можно выделить низшие и высшие формы. К низшим формам, или временным союзам (соглашениям), относятся так называемые пулы, ринги, корнеры и др. Такая временная кооперация самостоятельных хозяйствующих субъектов может принять самые разные формы (сговор, договор о сотрудничестве, джентльменское соглашение, стратегические альянсы и др.). Низшие формы затрагивают лишь отдельные стороны хозяйственной деятельности, которые в определенный момент стали объектом обостренной конкуренции. Допускается обмен конфиденциальной информацией, составление «черных списков». Возможна разработка совместных акций, направленных против профсоюзов.
К высшим формам монополистических союзов причисляются картель, синдикат, трест и концерн (финансово-промышленная группа).
Картель (союз защиты) – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест - объединение независимых производителей с целью координации производственной и сбытовой деятельности для создания определенной ситуации на рынке и избегания дублирования расходов и функций. То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. При создании треста выбирается управляющая структура, решения которой обязательны для всех участников в оговоренных границах.
Концерн – крупное объединение предприятий, формально сохраняющих юридическую самостоятельность, вокруг головной материнской компании, которая держит в своих руках крупные пакеты акций этих компаний. В концернах достигается высокая степень концентрации управления финансами и инвестициями. Головная компания, непосредственно не занимающаяся организаций производства и только владеющая пакетами акций контролируемых предприятий, называется холдингом[4,с.127].
Таким образом, основными видами монополий являются естественная, чистая и искусственная монополии. Для удержания доминирующего положения на рынке, как правило, фирмы-монополисты образуют следующие формы монополистических объединений, основными из которых являются синдикаты, тресты, картели, концерны.
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая деятельность
В условиях несовершенной конкуренции крупный хозяйствующий субъект, обладающий особой рыночной властью, стремится разными способами ее сохранить и использовать ее для получения определенных выгод и преимуществ. В связи с этим выделяют такое понятие как монополизм. Монополизм – это реальные действия доминирующих на рынке субъектов, которые, используя особую рыночную технологию, эксплуатируют рыночный спрос в собственных интересах и в ущерб интересам общества.
Монополизм есть проявление экономической несправедливости, ущербного использования экономической власти в условиях несовершенной конкуренции. При формировании монополизма как экономического явления следует выделять две основные тенденции:
1) утверждение несовершенной конкуренции через возникновение доминирующего положения и формирование потенциала экономической власти;
2) проявление у хозяйствующего субъекта особого экономического поведения, направленного на выгодную реализацию достигнутой экономической власти (монополистическая деятельность).
Возникновение доминирующего положения означает, что на отраслевом рынке обнаруживается присутствие некого хозяйствующего субъекта, который не имеет конкурентов или поставляет основную массу продукции определенного рода и оказывается в состоянии навязывать общие условия реализации продукта. Доминирующее положение на рынке может быть обусловлено рядом факторов:
1) природно-климатический или естественный фактор, когда количество предприятий-производителей, уровень их прибыльности ограничены специфическими природными и климатическими условиями. Присутствие объективного природного фактора часто приводит к тому, что хозяйствующие субъекты, монополизирующие использование специфического и к тому же высокопроизводительного фактора производства, получают возможность присваивать дополнительный доход в виде естественной ренты;
2) технический фактор, когда определенный вид производства может существовать лишь в границах единой и строго субординированной технической системы (например, телефонная сеть, поставка электроэнергии и тепла, городской общественный транспорт и др.);
3) организационный фактор, когда предприятия отрасли вынуждены строго координировать свою деятельность посредством специального органа управления (министерство, комитет), который чаще всего создается государством;
4) концентрация производства, когда в силу действия ряда экономических законов в отрасли возникают крупные предприятия, которые вытесняют мелких и средних производителей;
5) централизация производства и образование разного рода монополий и монополистических союзов;
6) дифференциация производства, когда появляется возможность выделиться и закрепиться в роли особого поставщика, производя достаточно ограниченный объем продукции, но с особыми потребительскими свойствами (упаковка, расфасовка, авторитет фирмы, торговый знак и др.);
7) тотальный дефицит товаров и услуг, неразвитость рыночной инфраструктуры, что лишает покупателя свободы выбора и ведет к созданию видимости доминирования на рынке любого хозяйствующего субъекта их общего ряда предприятий отрасли;
8) политика банков, смежников или поставщиков, которые чаще всего предпочитают иметь дело с крупными и надежными партнерами
9) экономическая политика государства, направленная на поддержку крупных предприятий, усложнение системы лицензирования, регистрации, квотирования и т.д.[5,с.429-431].
Следует отметить, что рыночное поведение монополиста отличается от поведения фирм в условиях совершенной конкуренции. Монополия обладает определенной властью над ценой. Монополист может установить либо цену товара, либо его количество, предлагаемое на продажу. Если он устанавливает цену, то рыночный спрос определяет объем предложения. Продать большее количество товара можно, понизив его цену. Если спрос неэластичен, то монополист может увеличить общий доход, реализуя на рынке меньшее количество товара. При снижении объемов продажи производство сокращается. Следовательно, прибыль в такой ситуации можно получить при реализации меньшего объема продукции.
Монопольная цена – это цена, устанавливаемая монополиями единолично или при договоренности с другими монополиями. Монопольная цена превышает цену, существующую при совершенной конкуренции, а монопольный выпуск меньше, чем при конкурентном равновесии. Более высокая цена, уплачиваемая за продукцию монополии, обогащает ее владельцев за счет потребителей. Поэтому в качестве основного инструмента для установления своего господства монополии используют цену. Условием возникновения этой цены является господствующее положение монополии на рынке.
Широкое распространение на монопольных рынках получила ценовая дискриминация, т. е. установление разных цен на один и тот же продукт при равных издержках производства. Для ее осуществления необходимы три условия: невозможность перепродажи купленной продукции, дифференциация покупателей в зависимости от эластичности спроса на товары, обладание монопольной властью, т. е. способностью контролировать производство и ценообразование. Ценовая дискриминация возможна на основе разделения рынка по принципу собственности, отраслевой принадлежности и цели приобретения товара (приобретается ли данный товар как предмет потребления или как средство производства). Ценовую дискриминацию не следует отождествлять с практикой дифференциации цен в зависимости от качества товара или услуги, сорта продукции, сроков гарантии.
Различают три вида ценовой дискриминации. Первый вид — так называемая непреднамеренная или совершенная дискриминация, когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса. Она имеет место в условиях производства новой техники по заказам конкретных потребителей и реализуемой по индивидуальным ценам. Второй вид дискриминации предполагает группировку выпускаемой продукции, на которую устанавливаются разные цены. Она обычно осуществляется в форме ценовых скидок (дисконта). Например, различные цены на билеты в кинотеатрах, ресторанах, авиационных компаниях, различные ставки квартплаты и т. д. В основу указанных видов ценовой дискриминации положено различие цен спроса на отдельные товары и услуги. Ценовая дискриминация третьего вида осуществляется при разделении самих покупателей на отдельные группы и установлении соответствующих цен. Различные цены устанавливаются на один и тот же товар на разных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени (сезонная распродажа) и т. п. Примером могут служить разные цены на электроэнергию, машины и оборудование для населения и промышленных предприятий.
Информация о работе Проблемы монополизма в Республике Беларусь