Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………………………...11
2 антимонопольное регулирование в развитых странах…………………………………………………………………..15
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь………………………………………………………………….24
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….24
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования………………………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ……………………………………..43
Много внимания уделено в рассматриваемом Законе разнообразным формам недобросовестной конкуренции. Например, запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными:
– все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов (незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) и т.д.);
– утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента (распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента и т.д.);
– указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в т.ч. осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки и т.д. [13,ст. 14-20].
Товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, также регулируются специальным законодательством, и прежде всего Законом «О естественных монополиях». В ст. 1 Закона «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.
В Законе «О естественных монополиях» отмечено, что регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное данным Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством. Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
Нельзя не заметить такое достоинство Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.
Основными подзаконными актами в сфере антимонопольного регулирования являются:
– Положение о государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 200З г. № 98, с последующими изменениями и дополнениями;
– Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках, утвержденная постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от З1 июля 2000 г. № 14, с последующими изменениями и дополнениями;
– Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», утвержденные постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 15 января 2001 г. №1, с последующими изменениями и дополнениями;
– Положение о порядке согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 161;
– Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. № 229, с последующими изменениями и дополнениями и др.
Из международных договоров Республики Беларусь, регулирующих антимонопольную политику, выделяются Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 199З г. и Межправительственный договор стран СНГ «О проведении согласованной антимонопольной политики» от 2З декабря 199З г. [14,с 54-59)
Таким образом, антимонопольное законодательство в Республике Беларусь представляет собой совокупность законов и подзаконных актов, изданных и действующих в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, которая регламентирует деятельность естественных монополий, ограничивает и пресекает появление на рынке монополизированных субъектов хозяйствования.
3.3 Основные меры государственного антимонопольного регулирования
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, к направлениям которой относятся: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.
Необходимость антимонопольного регулирования в Республике Беларусь обусловливают:
– высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
– преобладание крупных чистых монополий — единственных производителей;
– формирование квазирыночных структур;
– усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением па рынке.
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования было положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступившего в силу 1 марта 1993 г.
Функции антимонопольного органа в Республике Беларусь на сегодняшний день выполняет Департамент ценовой политики Министерства экономики. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому Министерству. Образование территориальных органов обусловлено особенностями географии рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а также расстоянием транспортировки грузов. В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев и невозможны. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы[15,c.48].
Главными задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений. Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:
1) выявление природы монополий, их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;
2) отказ от тотального устранения монопольных структур, дифференцированный подход к монополистам-национальным чемпионам, способствующим, оздоровлению экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;
3) не столько реорганизацию функционирующих монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и др.
Однако антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна. Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы.
Органы, проводящие антимонопольное регулирование, при реализации своих функций обращают внимание на следующие критерии:
– рыночную долю фирмы. Для этого определяются географические границы рынка, на котором реализуется продукция фирмы, и наличие товаров – заменителей для исследуемого продукта;
– антиконкурентное поведение фирмы. Антимонопольное регулирование применяется прежде всего против компаний, которые захватывают рынок с использованием ограничительной политики. Если фирма монополизирует источники сырья, агрессивно ведет себя по отношению к другим фирмам, проводит политику слияний, то это можно определить как антиконкурентное поведение;
– характер товара фирмы – обычный или уникальный (т. е. является ли фирма новатором). Фирмы, которые добиваются успеха и захватывают значительную долю рынка в результате создания уникальной продукции и достижения высокой производственной эффективности, в меньшей степени подвергаются антимонопольному регулированию;
– наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, являющееся признаком монопольной власти.
Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке. Меры антимонопольной политики направлены: на предотвращение проявлений монополизма, ослабление и ограничение проявившихся монополистических тенденций. К первым следует отнести: всевозможные законодательные запреты на организацию картелей, в том числе запреты на соглашения между фирмами-конкурентами о ценах, разделе рынков; ограничение возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав; отслеживание фактов дискриминации и т.д. Ко вторым относятся прямое и косвенное регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм. Прямое регулирование цен товаров, продаваемых фирмами, которые занимают доминирующее положение на рынке, обычно осуществляется путем установления «потолка» цен, то есть верхнего предела цены на товара. Проблема заключается в определении оптимального уровня цены. Оптимальная для общества цена зачастую оказывается убыточной для предприятия, а цена, которая превышает производственные издержки, слишком высока. Косвенное государственное регулирование цен товаров, а также регулирование рентабельности (прибыльности) фирм с монопольной властью осуществляется через ограничение норм рентабельности фирм и налогообложение. Задачей при этом является изъятие у фирм сверхприбылей[12,с.171-177]
Меры антимонопольного регулирования можно классифицировать по различным критериям. В зависимости от содержания меры антимонопольного регулирования подразделяются на: правовые запреты; правовые ограничения; контрольные меры; меры-санкции: меры административной и организационной ответственности, применяемые за осуществление монополистической деятельности.
В зависимости от субъектов, на которые направлены меры антимонопольного регулирования, данные меры классифицируются на две группы:
1. меры антимонопольного регулирования, применяемые в отношении субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение
2. иные меры антимонопольного регулирования
Министерство экономики Республики Беларусь формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий и Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В Республике Беларусь предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара при наличии одного из двух оснований. Во-первых, если его доля продаж превышает некоторую величину, установленную законодательством. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002г. №229 утверждена Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках. Согласно данной Инструкции определены следующие значения минимальной предельной величины доли субъектов хозяйствования на товарном рынке (табл.1;2)
Информация о работе Проблемы монополизма в Республике Беларусь