Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………………………...11
2 антимонопольное регулирование в развитых странах…………………………………………………………………..15
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь………………………………………………………………….24
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….24
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования………………………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ……………………………………..43
Однако монополизация рынка того или иного товара возможна и при отсутствии доминирующего положения субъектов хозяйствования, совершающих действия, устраняющие или ограничивающие конкуренцию на данном рынке. Устранение или ограничение конкуренции может быть достигнуто несколькими недоминирующими субъектами хозяйствования посредством заключения и реализации монопольных соглашений о разделе рынка, о согласованном повышении и понижении цен, а также посредством их участия в хозяйственных группах, созданных с целью координации деятельности данных субъектов таким образом, чтобы устранить или ограничить конкуренцию. Именно по этой причине законом Республики Беларусь «О противодействии и монополистической деятельности и развитии конкуренции» была установлена группа мер антимонопольного регулирования, применяемых в отношении субъектов хозяйствования, независимо от наличия или отсутствия их доминирующего положения. К таким мерам относятся правовые запреты:
1) Запреты на заключение и реализацию монопольных соглашений о разделе товарного рынка. Соглашения о разделе товарного рынка могут заключаться по территориальному принципу, по видам сделок, по объемам сделок, по качеству продукции и кругу потребителей.
2) Запрет на заключение соглашений о согласованном повышении или понижении цен. Такие ценовые соглашения приводят к ограничению конкуренции на рынке.
Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений о ценах осуществляются в соответствии с Инструкцией по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий), утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000гг. №9, с последующими изменениями и дополнениями. Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на торгах и аукционах. Механизм этих соглашений состоит в том, что несколько хозяйствующих субъектов согласованно понижают цену на реализуемую ими продукцию в момент появления на рынке данной продукции одного или нескольких новых субъектов хозяйствования. Новые субъекты хозяйствования не имеют экономических возможностей поддерживать столь низкий уровень цен. В результате их продукция не находит спроса на данном товарном рынке, и данные субъекты вытесняются из него. После вытеснения новых субъектов хозяйствования, субъекты, участвовавшие в согласованном понижении цен, заключают и реализуют соглашение о согласованном повышении цен на свою продукцию, с целью покрытия убытков, вызванных временным поддержанием низких цен на свою продукцию. Вертикальные соглашения представляют собой соглашения неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минимальной цены, по которой продукция должна быть реализована потребителям, и осуществлении поставщиком контроля над рынком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, установление возможности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.
Формы ценовых соглашений могут быть различными. В их число входит сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен. Предметом ценовых соглашений могут быть условия, влияющие на установление цен. Разновидностью ценовых соглашений является обмен информацией в области цен (в том числе и будущих цен), в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру.
В случае подтверждения факта запрещенных ценовых соглашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предписания о прекращении незаконных соглашений, восстановлении уровня цен и тарифов, действовавших до вступления в силу антиконкурентного соглашения, с учетом уровня инфляции, о расторжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
3) Запрет на осуществление недобросовестной конкуренции.
Также к иным мерам антимонопольного регулирования относятся меры-санкции, которые представляют собой административную ответственность субъектов хозяйствования за такие деяния как нарушение антимонопольного законодательства, ограничение конкуренции.
Таким образом, основные меры антимонопольного регулирования в Республике Беларусь направлены на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращение товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, ликвидацию монополизма, установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка, снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что в условиях развития рыночных отношений существует такое экономическое явление, как монополия, которое представляет собой форму организации рынка, при которой существует единственный продавец товара, у которого отсутствуют товары-заменители, и следовательно, фирма имеет возможность самостоятельно устанавливать цены. В условиях существования монополий, установления доминирующего положения того или иного субъекта хозяйствования, сокращения общего перечня конкурентов складывается такое негативное явление, как монополизм. Под монополизмом понимается такая ситуация рыночной власти фирмы, при которой она использует особую рыночную технологию, эксплуатирует рыночный спрос в собственных интересах и в ущерб интересам общества.
Учитывая негативные последствия монополии для общества, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются противостоять монополизму. Так на мировой арене сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии: американская объявляет все монополии противоправными, западноевропейская – запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью.
В Республике Беларусь также действует система мер антимонопольного регулирования. Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков. Осуществляется государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положения на товарном рынке, и в необходимых случаях принимаются меры по их реорганизации или ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, которое представляет собой пакет законов и подзаконных актов, который выступает как средство поддержания баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления специальных «правил игры» на рынке. Антимонопольным законодательством Республики Беларусь определены основные понятия в сфере антимонопольного регулирования, создана система органов, осуществляющих регулирование и контроль деятельности субъектов рыночных отношений, установлены предельные величины доли хозяйствующих субъектов на рынке, установлены санкции, применяемые к нарушителям данных норм права. Антимонопольное законодательство является основой антимонопольной политики государства.
Таким образом, монополизм негативно влияет на уровень общественного благосостояния, ведет снижению жизненного уровня населения, свидетельствует о проявлении экономической несправедливости. Рыночные отношения не являются достаточно устойчивым, статичным, не изменяющимся явлением. Поэтому Республика Беларусь, как современное государство, должна, опираясь на собственный исторический опыт, практику зарубежных стран и анализируя существующие мировые экономические тенденции, постоянно совершенствовать свою антимонопольную политику и законодательство, лежащее в ее основе.
Список использованных источников
1 Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование [Текст] / Г.Г.Санько. – Мн.:БГЭУ,1997. – 96с.
2 Микро- и макроэкономика : учеб. пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2004. – 224 с.
3 Курс экономической теории. Общие основы экономической теории: микроэкономика, макроэкономика / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидорович. – М.,2007. – 340с.
4 Портер М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер. - Москва 1994. – 234с.
5 Лемешевский, И. М. Микроэкономика [Текст]: учебное пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003 – 720 с.
6 Зубко Н.М. Основы экономической теории[Текст]: учебное пособие / Н.М.Зубко, А.Н.Каллаур.-2-е изд. – Мн.:Выш. Шк.,2007. – 416 с.
7 Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования [Текст] / В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - N 2. - с. 49-56
8 Кравец Л.М. Антимонопольное регулирование. Анализ зарубежного опыта [Текст] / Л.М. Кравец // Вестник БГУ. – 2008. - №6. – с.17-25
9 Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика [Текст] / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ.ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб. 1997. –412с.
10 Санько Г. Особенности монополизма В Республике Беларусь [Текст] / Г.Санько // Финансы. Учет. Аудит. – 1995. - №4. – с.7-10
11 Анненкова Е. Антимонопольное регулирование. Государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и субъектов естественных монополий [Текст] / Е.Анненкова // Главный бухгалтер. Ценообразование. – 2009. – №3. – с.27-41
12 Микроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь [и др.]; под ред. А.В.Бондаря. – 2-е изд. – Мн.:БГЭУ,2009. – 415с.
13 О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции [Текст] : закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992г.,№34-З; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 76.
14 Надежина В.А. Антимонопольное регулирование ценообразования в Республике Беларусь [Текст] / В.А.Надежина // Планово-экономический отдел. – 2005. - №8. – с.54-59
15 Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования: Законодательство [Текст] / Е. Балацкий // Экономист. – 2003. - №5. – с.47-52
16 Михайлов Д.И. Хозяйственное право [Текст]: курс лекций для студентов специальности «Правоведение» / Д.И.Михайлов. – Гомель:ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 188с.
Информация о работе Проблемы монополизма в Республике Беларусь