Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………………………...11
2 антимонопольное регулирование в развитых странах…………………………………………………………………..15
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь………………………………………………………………….24
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….24
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования………………………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ……………………………………..43
Белорусский народнохозяйственный комплекс формировался искусственно. Хозяйство республики было включено в систему союзного разделения труда и специализировалось на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, производстве мяса, молока и птицы. Оно выступало как сборочно-перерабатывающий цех единой общесоюзной фабрики, причем исключительно для потребления и переработки продукции в ее пределах. Особенности экономики республики и ее роль заключались в том, что созданные в ней развитые отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства были рассчитаны на обеспечение потребностей союзного рынка, и работали на базе привозного топлива и сырья. Крупные производства создавались, главным образом, для обеспечения союзных потребностей. Отрасли, которые должны были работать на республику, не развивались в достаточной мере.
Развал СССР и хозяйственных связей обнажил искусственность производственного потенциала Беларуси, предназначенного для работы в интеграционной среде без резервов функционирования в суверенном режиме.
Развитие экономики Республики Беларусь в течение многих лет в системе общесоюзной специализации привело к широкомасштабному монополизму основных производителей на белорусском, а в ряде случаев — и на бывшем общесоюзном рынке.
В Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. В белорусской экономике господствуют монополия государственной собственности — по содержанию, а по форме — чистая монополия и олигополия (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной).
Государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, ядохимикаты, ликероводочные и табачные изделия, драгоценные металлы.
В Республике Беларусь установлена государственная монополия на продажу всех видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия и боеприпасов). Государственная монополия существует на все виды ресурсов, имеющих стратегическое значение или монополизированных в силу естественно-природных факторов[10,с.7].
Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликероводочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятия фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб; 10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии.
К естественным монополиям относятся сферы и хозяйствующие субъекты, способные удовлетворять общественный спрос на товары и услуги с наименьшими издержками. Это — фирма, средние издержки которой снижаются по мере роста объема производства, и когда целесообразно наличие только ее одной. Экономическая эффективность требует ограниченного их числа по мере роста масштаба (или крупного производства).
В сферу естественной монополии в Республики Беларусь входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи. Монополизм характерен для более чем 20 отраслей и подотраслей экономики республики. В их числе: машиностроение и металлообработка; химическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, топливная, металлургическая, легкая и пищевая промышленность; промышленность строительных материалов; отрасли производственной и социальной инфраструктуры. Особенность их монополизма состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в последней группе отраслей сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих свой состав практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует достаточно большие количество однопрофильных предприятий, они фактически ни конкурируют друг с другим из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Монопольная сущность экономической системы хозяйствования в Республики Беларусь проявляется в чистой монополии, реже — в олигополии, которые обусловливают невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.
Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов, производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг).
В промышленности республики функционирует более 60 хозяйствующих субъектов, которые являются единственными производителями определенного вида товара на территории республики. В их числе предприятия и объединения по производству черных металлов, труб, вторичных цветных металлов, фосфатных удобрений, синтетических смол и пластмасс, полимерной тары, резиновых изделий, лифтов, вакуумных насосов и агрегатов, электроизмерительных приборов, оборудования для торфяной промышленности и бытового оборудования, бытовых холодильников и морозильников, легких металлоконструкций, многих видов промышленной продукции.
Наряду с этим сложились ведомственные монополии как следствие концентрации в той или иной административной структуре подавляющего объема производства продукции соответствующего отраслевого профиля. Большинство предприятий автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности является узкоспециализированными, сосредоточив у себя 100 % объема производства большинства видов продукции, выпускаемой в Республике Беларусь.(санько с
По состоянию на 1 января 2009г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), составило 754 организации. В сравнении с 2000г., на начало 2009г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь уменьшилось на 163 субъекта (или на 52%)[11,с.27-41].
Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывалось положительным эффектом масштаба. Уровень монополизации белорусской экономики, определяемый количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идет о классических монополиях. Рыночная сила монополиста характеризуется наличием у него:
– власти над ценами;
– способности воздвигать барьеры для вхождения в отрасль новых участников благодаря монопольному доступу к источникам сырья и специфическим технологиям;
– патентов и лицензий;
– значительных финансовых ресурсов для борьбы с потенциальными конкурентами и т.д.
Однако предприятия, занимающие доминирующее положение на рынках Беларуси, в большинстве своем не обладают перечисленными выше характеристиками.
Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным – они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.
Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития – все это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.
Таким образом, экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. Названные процессы улучшают управляемость экономики, в определенной степени использовать преимущества кооперации производства и положительного эффекта масштаба, но снижают уровень конкуренции[12,с.169-171].
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь
Антимонопольное законодательство можно определить как систему правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
1) Конституции Республики Беларусь;
2) норм Гражданского кодекса Республики Беларусь;
3) Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» с последующими изменениями и дополнениями;
4) Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002г. № 162-З «О естественных монополиях»;
5) других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.
Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси. Конституция ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в т.ч. экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.
Деятельность хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национального права, а также норм международного права.
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права.
Следующими после норм Гражданского кодекса в иерархии национального антимонопольного законодательства стоят названные выше Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и Закон «О естественных монополиях».
Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» является первым белорусским антимонопольным законодательным актом. В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства; положения о функциях и компетенции антимонопольных органов; характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства; приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов. Данный закон содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип контроля за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Так, в ст. 9 данного Закона установлено, что в случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.
Существенной особенностью Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» является его экстерриториальный характер. Для того чтобы применить правила данного Закона к таким соглашениям (действиям), заключенным (совершенным) за пределами территории Республики Беларусь, необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь. Это касается в первую очередь коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей.
Другую группу субъектов отношений, регулируемых Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», составляют государственные органы в широком смысле этого слова. Если понимать буквально, то под государственными органами надо понимать органы власти (законодательной, исполнительной, судебной) и управления, а также органы местного самоуправления.
Информация о работе Проблемы монополизма в Республике Беларусь