Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………………………...11
2 антимонопольное регулирование в развитых странах…………………………………………………………………..15
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь………………………………………………………………….24
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….24
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования………………………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ……………………………………..43
Экономическими последствиями ценовой дискриминации являются увеличение прибыли и объема производства монополии. Прибыль является критерием эффективности каждой фирмы. С точки зрения экономики эффективность определяется тем, насколько полно удовлетворяются потребности всех членов общества или тем, насколько рационально используются его совокупные ресурсы. В экономической теории благосостояния монополии считается примером неэффективного функционирования рыночного механизма или несостоятельности рынка[6,с163-168].
Безусловно, монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции и по более высокой цене, чем конкурентный производитель. Это ведет к недоиспользованию и нерациональному использованию ресурсов, о чем свидетельствует тот факт, что цена на монополизированном рынке превышает предельные издержки. Причиной неэффективного распределения ресурсов является неодинаковое отношение "цена — предельные издержки" в секторах экономики. В условиях монополии это соотношение определяется индивидуальными особенностями отрасли — эластичностью спроса на отраслевую продукцию. Монополии менее заинтересованы в минимизации издержек, так как рост издержек может быть скомпенсирован повышением цены. Монополия, как известно, ограничивает предложение или недопроизводит продукт. Фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, вынуждающих их быть эффективными, чтобы выжить. Монополия же защищена от конкуренции, и ее окружающая среда является благоприятной для эффективности. Отсутствие конкуренции означает, что у монополии нет стимула к НТП, создаются предпосылки для застойных явлений. Вместе с тем, угроза конкуренции со стороны других фирм заставляет совершенствовать технику и продукцию, скрывая новинки от конкурентов во избежание потерь, вызванных неожиданным моральным износом действующих машин и оборудования.
Деятельность, которая направлена на использование рыночной власти в корыстных целях и эксплуатацию спроса в ущерб интересам общества, принято называть монополистической. Можно выделить основные формы проявления монополистической деятельности:
— взвинчивание цен, манипулирование объемами производства, изъятие товаров из обращения с целью создания искусственного дефицита;
— инфляция издержек производства; рост непроизводительных расходов, высокий уровень заработной платы и премий, нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
— снижение рентабельности производства, рост расходов на рекламу, упрощение маркетинга;
— торможение технического прогресса;
— манипулирование условиями поставок продукции в ущерб интересам покупателей, навязывание интересов контрагенту условий, невыгодных или не относящихся к предмету договора;
— создание ограничений по доступу на рынок;
— привязка эксклюзивности, когда на основе договора одна из сторон берет на себя обязательство покупать товар только у другой стороны;
— снижение качества продукции при сохранении прежней цены;
— перерастание экономической власти в политическую.
Такие формы монополистической деятельности следует рассматривать как конкретное злоупотребление субъектом рынка своим доминирующим положением, что в большинстве стран подпадает под антимонопольное регулирование со стороны государства[5,с.446-448].
Таким образом, монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую, которая имеет ряд негативных аспектов, одним из которых является проявление монополизма. Монополизм есть форма особо неблагополучного состояния несовершенной конкуренции, когда доминирующий субъект предпринимает конкретные действия, направленные на использование экономической власти в ущерб интересам конкурентов и потребителей.
2 антимонопольное регулирование в развитых странах
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы
Для устранения монополизма и причин его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Под антимонопольным регулированием понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство.
В странах с развитыми рыночными системами ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики.
В развитых странах антимонопольное регулирование стало регулярной функцией государства с конца ХIХ в. и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это – Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании – Совет по делам конкуренции, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.
Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая объявляет все монополии противоправными. Вторая – запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупномасштабное производство.
В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны. Для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа[7,с.49-56].
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах ХХ в. ряда нормативных актов: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г. г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной, и не возросло количество рассматриваемых дел.
В Великобритании основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
В Великобритании сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности. В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.
Информация о работе Проблемы монополизма в Республике Беларусь