Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………3
1 Монополия как экономическое явление………………...5
1.1 Понятие и характерные черты монополии…………………………....5
1.2 Виды и формы монополий……………………………………………..7
1.3 Монополизм: экономическая власть и монополистическая
деятельность………………………………………………………………...11
2 антимонопольное регулирование в развитых странах…………………………………………………………………..15
2.1 Антимонопольный опыт стран Западной Европы…………………...15
2.2 Антимонопольное регулирование в США …………………………..19
3 Проблемы монополизма в Республике Беларусь………………………………………………………………….24
3.1 Особенности монополизма…………………………………………….24
3.2 Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь………28
3.3 Основные меры государственного антимонопольного
регулирования………………………………………………………………32
Заключение …………………………………………………………............41
Список использованных источников ……………………………………..43
Таблица1.Значение минимальной предельной величины доли субъектов хозяйствования (группы субъектов) на товарном рынке любого товара народного потребления, позволяющей констатировать его (их) доминирующее положение на соответствующем рынке
Количество субъектов хозяйствования, чье доминирующее положение устанавливается | Их совокупная доля в объеме реализованной на товарном рынке продукции соответствующего вида | Доля каждого из них в объеме реализованной на товарном рынке продукции соответствующего вида |
1 | 2 | 3 |
1 | 30% | 30% |
2 | 54% | 20% |
3 | 78% | 20% |
4 | 95% | 20% |
Таблица2. Значение минимальной предельной величины доли субъекта
хозяйствования (группы субъектов) на товарном рынке любого товара производственно технического назначения, позволяющей констатировать его (их) доминирующее положение на соответствующем рынке
Количество субъектов хозяйствования, чье доминирующее положение устанавливается | Их совокупная доля в объеме реализованной на товарном рынке продукции соответствующего вида | Доля каждого из них в объеме реализованной на товарном рынке продукции соответствующего вида |
1 | 2 | 3 |
1 | 45% | 30% |
2 | 67% | 20% |
3 | 86% | 20% |
4 | 100% | 20% |
Во-вторых, если доля субъекта хозяйствования не превышает установленную законодательством предельную величину, но является стабильно высокой относительно размера долей конкурентов, и при этом на данном товарном рынке ограничена возможность доступа на этот рынок новых конкурентов либо имеются иные факторы, способствующие усилению положения соответствующего субъекта хозяйствования.
Группа мер антимонопольного регулирования, применяемых исключительно в отношении доминирующих субъектов хозяйствования, включает в себя четыре подгруппы мер антимонопольного регулирования.
Первая подгруппа включает в себя меры, являющиеся по своему содержанию правовыми запретами:
– запрет на установление (поддержание) цен для получения монопольно высокой прибыли;
– запрет на заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
– запрет на выдачу акцепта на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
– запрет на осуществление иных действий (бездействий), приводящих к устранению или ограничению конкуренции, а равно к получению монопольно высокой прибыли.
Вторую подгруппу мер, применяемых в отношении доминирующих субъектов, составляют меры, являющиеся по своему содержанию правоограничениями. Согласно закону Республики Беларусь от 10 декабря 1992г «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» установлена обязательная процедура согласования с антимонопольным органом сделок (договоров), предметом которых являются акции или имущественные права на доли, паи в уставных фондах субъектов, занимающих доминирующее положение, либо сделок, влекущих усиление доминирующего положения субъекта хозяйствования. Получение предварительного согласия антимонопольного органа необходимо для совершения следующих сделок (соглашений):
– сделок, совершаемых хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30% рынка определенного товара, с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
– сделок, направленных на приобретение любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25% долей или паев в уставных фондах доминирующих хозяйствующих субъектов;
– сделок с более чем 25% акций доминирующего субъекта хозяйствования, совершаемых любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами;
– иных сделок, в результате которых у любого юридического или физического лица, иностранного государства, международной организации возникает возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
– сделок (действий), направленных на вхождение (избрание, назначение) физического лица в уставные (руководящие) органы двух или более хозяйствующих субъектов, внесенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках по одной и той же товарной группе либо по группам товаров различных стадий одного и того же производственного сбытового процесса.
Третью подгруппу мер антимонопольного регулирования, применяемых в отношении доминирующих субъектов хозяйствования, составляют контрольные меры:
– контроль за объемом производства продукции доминирующих субъектов;
– контроль за качеством продукции доминирующего субъекта;
– контроль уровня цен на продукцию доминирующего субъекта.
В Республике Беларусь используется система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением на рынке. В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности; установление предельного уровня цен (тарифов); декларирование цен (тарифов) в органах ценообразования на основе представляемых предприятием детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляций, пояснительной записки, расчетами прибыли, налогов)[16,с.118-120].
Монопольные цены можно выявить по ряду признаков. Порядок выявления монопольных цен осуществляется в соответствии с Инструкцией по выявлению монопольных цен, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000г №10, с последующими изменениями и дополнениями. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого сокращения объемов производства (снижение качества продукции при формально неизменном выпуске), скрытого повышения цены (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным, покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и др.
Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии. Необходимую информацию также может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом о злоупотреблении доминирующим положением на рынке свидетельствуют опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное повышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми показателями; превышение фактической рентабельности продукции соответствующих среднеотраслевых показателей.
О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходования прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровнем материальных затрат и заработной платы на предприятии соответствующего среднеотраслевого уровня.
При установлении факта монопольной цены в результате проведенного анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной; увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать обо всех случаях повышения (снижения) цен[14,c.55-57].
Четвертая группа мер, применяемых в отношении доминирующих субъектов, включает в себя меры-санкции. Прежде всего, к данной группе относится принудительная реорганизация доминирующего субъекта хозяйствования, в случае злоупотребления им своим доминирующим положением на товарном рынке. Принудительная реорганизация доминирующих субъектов хозяйствования, путем разделения либо выделения из него одного или нескольких новых субъектов, осуществляется с учетом следующих условий: возможности организации и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц; отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц; невозможности в силу причин экономического и политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.
Информация о работе Проблемы монополизма в Республике Беларусь