Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 17:37, реферат
Обеспеченность жильем в России достаточно низкая. Средний показатель составляет 18,9 метров. Однако только около 11% населения имеет жилье такой или большей площади, остальные проживают в несравнимо худших условиях : так, около трети населения обеспечено общей жилой площадью менее 9 метров на одного человека. При этом строительство жилья каждый год уменьшается. В настоящее время ввод квартир составляет около 400 тысяч в год. При довольно грубом подсчете ежегодно в среднем менее чем одна семья из 100 приобретает новую квартиру. По самым последним данным, в России около 6,3 миллионов семей - очередников. Если продолжать строить такими темпами, то более трех десятилетий необходимо для обеспечения жильем официально признанных очередников на приобретение жилья при условии, что они будут получать всего 50% вводимого жилья !*
Введение --------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы ипотечного кредитования
1.1 Особенности ипотечного рынка и анализ моделей организации
ипотечного кредитования в зарубежных странах; первичный и вторичный рынок закладных-----------------------------------------------------------------------------------6
1.2 Механизм заключения ипотечного кредита; объекты, субъекты и виды ипотечного кредитования--------------------------------------------------------------------- --15
Глава 2. Ипотека в России
2.1 История ипотечного кредитования в России------------------------------------------- 26
2.2 Организационно-правовые основы развития ипотеки в России------------------ --33
Глава 3. Перспективы развития ипотечного кредитования в России
3.1 Анализ развития и проблем ипотечного кредитования в России----------------- --37
3.2 Традиционный и нетрадиционный пути российской ипотеки; проблемы участия банков в ипотечном кредитовании; ипотека в российских регионах------- -53
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------- --67
Список используемой литературы------
Проект закона устанавливает нормы обеспечения финансовой устойчивости строительной сберегательной кассы, в частности, в виде создания страхового фонда на возможные потери, а также фондов добровольного страхования строительных сберегательных вкладов для обеспечения возврата строительных сберегательных вкладов, выплаты процентов по ним, ликвидности, платежеспособности.
Проект закона предусматривает
контроль строительной
В целом принятие Федерального закона « О строительных сберегательных кассах» должно способствовать эффективному развитию рыночной системы ипотечного кредитования путем накопления, снижению нагрузки на бюджет и инфляции.
Проект федерального закона « О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья». Проект федерального закона устанавливает основания и порядок привлечения средств граждан на реализацию жилищного проекта, определяет условия и полноту раскрытия информации, касающейся жилищного проекта, и регулирует отношения, возникающие между организаторами и участниками жилищного проекта в процессе их реализации и распределения результатов.
В соответствии с проектом
закона предусмотрена
Необходимость принятия проекта закона « О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья» обусловлена тем, что процесс строительства жилья обычно связан с привлечением средств от большого количества физических лиц. Любая ошибка в управлении строительством или финансированием может быть чревата недопониманием и конфликтами между участниками и организаторами жилищного проекта. Четкое определение прав и обязанностей участников и организаторов процесса строительства жилья, данное в проекте закона, позволит быстро и цивилизованно решать возникающие проблемы.
Особое значение этот закон ( при условии его принятия) будет иметь при наступлении неблагоприятной экономической ситуации на рынке недвижимости. При падении цен на жилье или наступлении финансовых проблем у застройщика участники проекта- физические и юридические лица- будут более защищены законом и смогут вернуть назад вложенные денежные средства.
Проект федерального закона « О федеральном архиве кредитных историй». Проект данного закона был разработан еще в 1997 году, однако до сих пор не принят.
В настоящее время существует два законопроекта, посвященные созданию архива кредитных историй, или, как их чаще называют на практике,- кредитных бюро. Один из существующих законопроектов предполагает создание единого кредитного бюро под эгидой Центрального банка России, а в другом право хранить информацию о заемщиках предоставлено представителям частного бизнеса. Какая версия закона будет в итоге принята, пока предположить сложно.
Идея принятия отдельного
Кредитная история- это информация о том, какие кредиты в банках брал заемщик, насколько дисциплинированно он осуществлял возврат кредитов и выплату процентов, были ли у него случаи невозврата кредита. Кредитору может предоставляться либо вся информация из кредитной истории, либо только негативная.
Для
заемщика наличие
Благодаря созданию бюро
Можно заметить, что ситуация
на российском рынке меняется
с каждым днем. Чтобы облегчить
заемщикам и кредиторам
Однако до сих пор остаются
некоторые неразрешенные
Первоочередные проблемы, требующие решения на законодательном уровне, или уже решаемые в данный момент по мнению практиков рынка, присутствуют по следующим направлениям:
Выдавая ипотечный кредит, кредитор должен быть уверен, что в случае банкротства заемщика он сможет обратить взыскание на имущество и компенсировать свои затраты. Однако, в соответствии с существующим законодательством, суд может не вынести решение о выселении заемщика, если заложенное имущество является у него единственным. Кроме того, жилищное законодательство содержит нормы, в соответствии с которыми невыполнение обязательства заемщика не отнимает у членов его семьи права пользоваться заложенным помещением.
Сейчас
прорабатываются поправки в
2. Нотариальное удостоверение
При покупке квартиры с помощью ипотечного кредита заемщик был обязан нотариально заверить договоры купли-продажи и ипотеки квартиры. Пошлина за нотариальное удостоверение договоров с недвижимостью сейчас исчисляется в процентах от стоимости недвижимости и составляет 1,5 % . Согласитесь, когда стоимость квартиры исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч долларов, затраты заемщика на уплату пошлины будут чрезмерно высоки.
В настоящий момент договор
ипотеки не обязательно
3. Требования органов опеки и попечительства.
Проблемы возникали, если ипотечный кредит на улучшение жилищных условий хотела взять семья с детьми. Дело в том, что по существовавшим требованиям на осуществление всех сделок, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних, должно было быть дано разрешение органов опеки и попечительства. Если, например, семья с детьми проживает в однокомнатной квартире и хочет продать ее, чтобы затем взять кредит на покупку двухкомнатной квартиры, органы опеки могли отказать в выдаче разрешения на такую сделку. Причина в том, что новая квартира будет находиться в залоге ( а что, если кредит вернуть на удастся?). Поэтому для получения кредита приходилось зачастую регистрировать детей у родственников (если таковые имеются). Остальным же родителям, желающим улучшить жилищные условия своих детей с помощью ипотеки, сделать это было практически невозможно.
Поскольку фактически
препятствуют решению жилищной проблемы. Существует предложение «включать в процесс» данную инстанцию по факту нарушения прав ребенка, т.е. в том случае, когда уже произошло обращение взыскания на недвижимость.
Поэтому особенно важное значение для развития ипотечного кредитования является принятие Жилищного Кодекса Российской Федерации от 22 декабря 2004, который одобрен 24 декабря 2004 года. Получить ипотечный кредит для семей с детьми будет проще: согласия органов опеки на сделки, как правило, больше не требуется. Жилищный Кодекс позаботился о том, чтобы неплательщики после продажи квартиры с торгов оказывались не на улице, а в «жилом помещении маневренного фонда». Это скромное жилище, предоставляемое из расчета не менее 6 кв. метров жилплощади на человека. Однако пожить в нем можно будет лишь временно: до завершения расчетов после продажи квартиры. На ту часть выручки, что останется после погашения кредита и уплаты издержек, придется подыскивать другое жилье. А заодно, если появятся основания, можно будет стать в очередь на получение квартиры по договору соцнайма. По прогнозам специалистов, возможность обращать взыскания на квартиру станет дополнительной гарантией возврата кредита и потому будет стимулировать банки облегчать условия ипотеки для граждан
4. Налогообложение операций с недвижимостью.
Остается
нерешенным вопрос о
Эту
норма у профессионалов всегда
вызывала недоумение. Продавцы жилья
имеют возможность ее обойти
во всех случаях, кроме ипотеки.
Если убрать ограничение на
стоимость недвижимости из
Необходимо распространить
В России действует Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с которым, несмотря на заявленную добровольность права регистрации, снятие гражданина с учета по месту жительства без регистрации в другом месте не предусмотрено. Т. е. человека нельзя выписать «в никуда». Это положение закона также повышает риски кредитора при обращении взыскания на заложенное имущество.
Очевидно, необходимо вносить изменения и в порядок регистрации граждан по месту жительства.
Будем
надеяться, что ликвидация существующих
проблем в законодательстве
Второй проблемой, которая при условии решения первой может оказать существенное влияние на практики ипотечного кредитования, а также на широту и качество реализуемого в ее рамках потребительского сервиса, является профессионально грамотный выбор приоритетов и последовательности во внедрение конкретных систем организации ипотечного кредитования.
При решение этой проблемы в России вряд ли подойдет лозунг «Больше систем хороших и разных» . Крайне важно избежать ложных ставок и холостой работы. Не следует иметь иллюзий и относительно того, что даже создание абсолютной копии (по элементам инфраструктуры и функциям) той или иной хорошо зарекомендовавшей себя зарубежной модели ипотечного кредитования приведет в России к аналогичным положительным результатам. В особенности это касается американской модели ипотечного кредитования. И дело здесь не в субъективном мнении, а в четкой оценке нагрузок, которые с очень высокой вероятностью будут накладываться каждым элементом инфраструктуры на конечные выходные показатели функционирование системы в целом в виде количества денег, мобилизируемых системой в совокупный кредитный портфель, и реальной ценой этих ссудных денег для потребителя кредита.
3.2. Традиционные и нетрадиционные пути российской ипотеки; проблемы участия банков в ипотечном кредитовании; ипотека в российских регионах.
Информация о работе Проблемы и перспективы ипотечного кредитования в России