Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе Республики Беларусь в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1 Принципы и задачи управления собственным капиталом торговой организации в условиях реформирования экономики Республики БеларуСЬ…...
5
1.1 Сущность и классификация капитала предприятия……………………. 5
1.2 Политика формирования собственного капитала торгового предприятия….......................................................................................................
7
1.3 Задачи и принципы управления собственным капиталом организации………………………………………………………………..................
12
2 Информационное обеспечение управления собственным капиталом ЧУП «ФабРИКА «КВЕТКА»............
16
2.1 Краткая экономическая характеристика ЧУП «Фабрика «КВЕТКА»…………………………………………………………………..
16
2.2 Анализ собственного капитала организации …………………………… 20
2.3 Управление собственным капиталом на предприятии…………………... 25
3 Методика управления собственным капиталом торговой организации……………………………………………..
31
3.1
Совершенствование системы управления собственным капиталом……
31
3.2
Финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия……….
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………............ 47
1.2
Политика формирования
собственного капитала
торгового предприятия
Финансовую основу торгового предприятия представляет сформированный им собственный капитал. На действующем предприятии он представлен следующими основными формами.
1.
Уставный фонд. Он характеризует
первоначальную сумму
2. Резервный фонд (резервный капитал). Он представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенного для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного фонда (капитала) осуществляется за счет прибыли предприятия.
3.
Специальные (целевые)
4.
Нераспределенная прибыль.
5.
Прочие формы собственного
Управление собственным капиталом также связано с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
Источник: [2, с. 461].
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, – она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
В составе внешних источников формирования собственного капитала основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям различного уровня). В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития [2, с. 461].
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов осуществляется по следующим основным этапам [13, C. 3-16].
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.
На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.
На
третьем этапе оценивается
2.
Определение общей потребности
Псфр
= Пк x Уск / 100 – СКн + Пр,
(1.1)
где Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;
Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
Пр – сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.
Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
3.
Оценка стоимости привлечения
собственного капитала из
4.
Обеспечение максимального
При
изыскании резервов роста собственных
финансовых ресурсов за счет внутренних
источников следует исходить из максимизации
совокупной их суммы, т. е. из следующего
критерия (1.2):
ЧП
+ АО = СФРмакс,
где ЧП – планируемая сумма чистой прибыли предприятия;
АО – планируемая сумма амортизационных отчислений;
СФРмакс – максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет собственных источников [13, C. 7].
5.
Обеспечение необходимого
Потребность
в привлечении собственных
СФРвнеш
= Псфр – СФРвнут,
где СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
Псфр
– общая потребность в
СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.
6.
Оптимизация соотношения
1)
обеспечение минимальной
2)
обеспечение сохранения
Эффективность
разработанной политики формирования
собственных финансовых ресурсов оценивается
с помощью коэффициента самофинансирования
развития предприятия в предстоящем периоде.
Его уровень должен соответствовать поставленной
цели [16, C. 140]. Коэффициент самофинансирования
развития предприятия рассчитывается
по формуле 1.4:
Ксф
= СФР / ∆А,
где
Ксф – коэффициент
СФД
– планируемый объем
∆А – планируемый прирост активов предприятия.
Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения