Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе Республики Беларусь в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1 Принципы и задачи управления собственным капиталом торговой организации в условиях реформирования экономики Республики БеларуСЬ…...

5
1.1 Сущность и классификация капитала предприятия……………………. 5
1.2 Политика формирования собственного капитала торгового предприятия….......................................................................................................
7
1.3 Задачи и принципы управления собственным капиталом организации………………………………………………………………..................
12
2 Информационное обеспечение управления собственным капиталом ЧУП «ФабРИКА «КВЕТКА»............
16
2.1 Краткая экономическая характеристика ЧУП «Фабрика «КВЕТКА»…………………………………………………………………..
16
2.2 Анализ собственного капитала организации …………………………… 20
2.3 Управление собственным капиталом на предприятии…………………... 25
3 Методика управления собственным капиталом торговой организации……………………………………………..
31
3.1
Совершенствование системы управления собственным капиталом……
31
3.2
Финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия……….

34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………............ 47

Файлы: 1 файл

Курсовая по собственному капиталу.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

     Qi = (FC + GI ) / (P – V),                                        (3.6) 

     Маржинальный  доход представляет собой сумму  валового дохода или валовой прибыли и условно-постоянных издержек. Эта категория основана на том, что полное поглощение все условно-постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами: 

     Dm = GL + FC или Dm = S – VC,                            (3.7) 

     Приступая к анализу влияния на прибыль  отдельных факторов, преобразуем формулу маржинального дохода следующим образом: 

     GI = Dm – FC,                                               (3.8) 

     Выведенная  формула прибыли используется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при реализации предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dm для общей суммы выручки просчитывается как средневзвешенная величина.

     В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы  определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном выражении и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно представить: 

     Dm = Q х Dc,                                                 (3.9) 

где Dc –  ставка маржинального дохода в цене единицы продукции.

     Поэтому формулу прибыли можно записать следующим образом: 

     GI = Q х Dc – FC,                                        (3.10) 

     Таким образом, для принятия управленческих решений в области увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать влияние следующих изменений:

     количества  и структуры проданного;

     уровня  цен по изделиям;

     уровня  условно-постоянных расходов.

     Основные  взаимосвязи показателей операционного  анализа, переменных и постоянных расходов и формирование критического объема продаж продукции в процессе управления прибылью предприятия представлены на рисунке 3.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3 – Взаимосвязь показателей операционного анализа

Источник: [2, c.188].

     Процесс управления, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа, то есть некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей. Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпановки и детализации статей отчета о прибылях и убытках:

  • производственный леверидж;
  • финансовый леверидж;
  • производственно-финансовый леверидж.

     Логика  такой группировки заключается  в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов – производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять. Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы; структура источников средств.

     Первый  момент находит отражение в структуре  основных и оборотных средств. Основными элементами себестоимости продукции являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технологической политикой предприятия. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных и уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа, который отражает потенциальную возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска [3, c.188].

     Уровень производственного левериджа (Упл) измеряют показателем: 

     Упл = TGI / TQ,                                                   (3.11)  

где TGI – темп изменения валового дохода, %;

       TQ – темп изменения объема реализации в натуральном выражении, %.

     Формулу производственного левериджа можно  привести к более простому виду. Для этого используем иное представление формулы базовой модели: 

     P х Q = V х Q + FC + GI или c х Q = FC + GI,             (3.12) 

     Экономический смысл производственного левериджа  прост – он показывает степень чувствительности валового дохода к изменению объема реализации. Для предприятия с высоким уровнем левериджа незначительное изменение объема реализации может привести к существенному изменению валового дохода. Чем выше уровень постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Поэтому предприятие, повышающее свой технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает и уровень левериджа. Предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа считается более рискованным с позиции производственного риска, то есть риска неполучения валового дохода.

     Второй  момент находит отражение в соотношении  собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности их использования.

     Использование заемных средств связано для  предприятия с определенными, порой значительными издержками. Взаимосвязь собственных и привлеченных долгосрочных финансовых ресурсов характеризуется категорией финансового левериджа, который отражает потенциальную возможность влиять на прибыль путем изменения объема долгосрочных пассивов.

     По  аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем, характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода: 

     Уфл = TNI / TGI,                                                    (3.13) 

где TNI – темп изменения чистой прибыли, %;

      TGI – темп изменения валового дохода, %.

     Финансовый  леверижд показывает, во сколько раз валовой доход превосходит прибыль. Нижней границей является единица. Чем больше объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплаченная по ним сумма процентов, тем выше уровень левериджа. Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более не линейный характер приобретает связь между чистой прибылью и валовым доходом – незначительное изменение валового дохода в условиях высокого левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли. С категорией финансового левериджа связано понятие риска. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долговым срочным ссудам и займам.

     Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности предприятия. Если предприятие полностью финансируется за счет собственных средств, то уровень левериджа равен единице. В этом случае говорят, что леверидж отсутствует, а изменение чистой прибыли полностью определяется изменением валового дохода, то есть производственных условий. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала.

     Исходным  является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом. Обобщающим критерием является призводственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.

     Уровень производственно-финансового левериджа (Ул) может быть оценен: 

     Ул = Упл х Уфл = (c х Q / GI) х (GI / GI – In) = cQ / (GI-In),      (3.14) 

     Производственный  и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, то есть риска, связанного с возможным недостатком средств  для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств. Эффективность управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, то есть формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.

     Итак, прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею, включая планирование и регулирование [12, c.214].

     Таким образом, управление прибылью предприятия  на основе операционного анализа должен представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.

     Поэтому управление капиталом предприятия  занимает одно из центральных мест в общей системе управления предприятием. Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия.

     В  теории  и  практике  учета собственного  капитала  существуют  еще неразрешенные проблемы. В связи с этим в курсовой работе ставилась цель –

 на  основе изучения бухгалтерского  учета и анализа по материалам  ЧУП «Фабрика «КВЕТКА» проанализировать эффективность управления собственным капиталом торговым предприятием.

     В первой главе курсовой работы была раскрыта сущность капитала предприятия, представлена политика формирования собственного капитала, рассмотрены задачи и принципы управления собственным капиталом организации.

     Во  второй главе представлена технико-экономическая характеристика ЧУП «Фабрика «КВЕТКА». ЧУП «Фабрика «КВЕТКА»  является прибыльным предприятием. Объем выпущенной продукции в 2009 году увеличился на 69,41 процентных пункта или на 413 млн р.,  прибыль увеличилась на  155,17 процентных пункта или на 90 млн р., рентабельность возросла в 1,5 раза или на 52,10 процентных пункта. Расчет показателей платежеспособности свидетельствует о неспособности анализируемого предприятия рассчитываться по своим обязательствам денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.

     Проведя анализ собственного капитала предприятия, можно сделать вывод, что на ЧУП «Фабрика «Кветка» основным негативным фактором является операционная убыточность предприятия (нераспределенный убыток прошлых лет), что повлияло на показатели эффективности собственного капитала. Однако за анализируемый период, как свидетельствуют данные анализа, данный показатель снизился на 50 млн р., что говорит о том, что в 2009 году предприятие работало достаточно прибыльно, чтобы обеспечить текущее нужды и погашение убытков прошлых лет. Рентабельность собственного капитала в ЧУП «Фабрика «Кветка»  имеет отрицательные значения. Это говорит о том, что собственный капитал используется неэффективно. Это отрицательная тенденция, и она сохраняется на протяжении всего анализируемого периода.

Информация о работе Прибыль организации: анализ и направления ее увеличения